Практически, это паттерн метамодели «причина-следствие».
- Я должен много работать?
- Что произойдёт, если ты будешь работать чуть меньше?
Ещё мы можем показать Клиенту, что данное утверждение конфликтует с другими ценностями, убеждениями или моральными принципами.
- У меня не хватает времени на семью.
- Ну тут что-либо одно – либо карьера, либо семья.
Способы воздействия
С тем, что нужно получить в результате раскручивания убеждения, вроде как разобрались. А что именно делать? Есть основные способы обработки информации: укрупнение, разукрупнение, аналогия и оценка из метапозиции.
Укрупнение
Укрупнение, как понятно из названия, предполагает увеличение. При этом укрупнять можно двумя способами: перейти к более общей категории или расширить диапазон. Переход от «мальчика» к «людям» – это как раз переход от меньшей категории к большей (объединение, индукция): трамвай – транспорт, стул – мебель, собаки - животные. А вот если мы что-то делаем больше, шире, выше, большего количества, массивнее и протяжённее – это увеличение диапазона (расширение): два человека – много человек, один метр провода – километр провода, пять килограмм – тонна.
Если мы меняем убеждение, то нам нужно либо увеличить контекст – по времени, людям, размеру, - или увеличить какую-то часть убеждения.
- Только тяжелый труд может привести к успеху.
- То есть абсолютно все успешные люди тяжело трудились?
- Жена должна слушаться мужа.
- Тебя возбуждают безвольные женщины?
Или перейти к ценности более высокого уровня:
- Любовь делает людей зависимыми.
- Может лучше подумать о том, как не остаться в одиночестве?
Можно перейти на более высокий нейро-логический уровень - например от уровня способности на уровень личностного своеобразия, от уровня личностного своеобразия – на уровень миссии и т.д.
- Я не умею говорить красиво.
- То есть вы - человек, который не умеет разговаривать?
- Я – неудачник.
- Твоя цель в жизни – потерпеть неудачу где только можно?
Разукрупнение
При разукрупнении мы поступаем наоборот – сужаем, укорачиваем, уточняем и уменьшаем количество, - при работе с диапазоном (сужение). И переходим к включённой категории при работе с категориями (разделение, дедукция)
- Успех – это удача.
- Да, если ты можешь сделать хоть что-то – это большая удача!
Логический уровень можно не только повышать, но и понижать:
- Успех – это удача.
- Да. Если способен сделать хоть что-то – это большая удача!
Аналогия
Аналогия – сдвиг "по горизонтали", искажение. Например, можно переместить всё в другое время или место, применить убеждение к другим людям (абдукция).
- Не на что надеяться.
- Если бы так думал Робинзон Крузо, он бы не дождался спасения.
Сюда так же относятся ассоциации и метафоры и т.д.
- В трудные времена нужно себе во всём отказывать.
- Это всё равно что во время шторма предложить матросам расслабиться и не обращать внимание на ситуацию.
Точно так же, можно поискать аналогичную категорию в другой иерархии (традукция):
- Семья – это рабство!
- Когда люди объединяются ради достижения общей цели, они подчиняются определённым правилам. Но вы же не скажете, что альпинисты в связке, идущие к вершине – это рабы?
Мета
Выход на новый уровень или выход за пределы. Например, убеждение об убеждении:
- Семья – это рабство.
- Шикарное ограничивающее убеждение!
Или выяснение внутреннего представления:
- Как именно ты внутри себя представляешь это утверждение?
Анализ структуры убеждения:
- Её непоследовательность раздражает меня
- Каким образом её поведение влияет на ваши чувства?
Фокусы языка и SCORE
Посмотрев внимательно, можно заметить, что все фокусы языка можно вполне удачно описать как применение способов действия к точкам SCORE.
Причины
История образования убеждения. Исследуем факты, правила вывода на основе этих фактов, автора вывода (если это сделал не сам Клиент) и источник, из которого была почёрпнута сия мудрость.
Убеждение
Само убеждение, как целиком, так и по частям.
Контекст
Контекст применения убеждения.
Цель
Для какой цели это убеждение используется и что получается в результате использования.
Эффекты
Последствия использования убеждения.
При этом четыре фокуса языка – «объединение», «разделение», «аналогия», «метафрейм», - как раз описывают как делать. Остальные, по-видимому, должны больше фокусироваться на том, к чему эти применить или что нужно получить в результате воздействия.
«Переопределение» - это аналогия, применённая к одному из слов в убеждении.
«Модель мира» -предлагается более «правильное» убеждение, с ссылкой на весомое мнение: «А вот психологи считают, что...». То есть это аналогия, применённая ко всему убеждению.
«Применение к себе» - применяем структуру убеждения к самому себе. То есть это метапозиция по отношению к убеждению.
«Другой результат» - аналогия, применённая к цели.
«Последствия» - любой способ действия, применённый к эффектам.
И так далее.
Получается вот такая схема.
Структура
В результате мы получаем схему, в которой все паттерны фокусов языка получаются воздействием укрупнения, разукрупнения, аналогии и метапозиции на элементы опыта: причины, убеждение, контекст, цель и эффекты. И хотя формально их получается теперь 20, запомнить намного проще: четыре действия и пять точек «приложения силы». Плюс ещё три цели воздействия, но они связаны с точками SCORE: при воздействии на причины, убеждение и контекст нам нужно показать, что убеждение не истинно или предложить более правильное убеждение, при воздействии на цель показать, что убеждение не эффективно или предложит более эффективное убеждение, а при работе с эффектами постращать плохими последствиями (или наоборот хорошими – для ограничивающих убеждений) или предложить более экологичное убеждение.
В таблице пример конструирования фокусов языка для раскручивания убеждения "Любые отношения заканчиваются враждой".
Причины | Что именно произошло, что ты поверил в это? | Абсолютно все твои отношения заканчивались враждой? | А если бы твои отношения заканчивались хорошо, во что бы ты верил? | Ты же понимаешь, что твой личный опыт не стоит распространять на всех? | |
Убеждение | Познакомился с человеком в самолёте, вышли - и теперь враги? | Ты веришь, что всё заканчивается плохо? | Все вещи, которые у тебя когда либо были, ломались и ты в ярости разбивал их на мелкие кусочки? | Твоя привязанность к этому убеждению тоже когда-то закончится враждой. | |
Контекст | Были ли у тебя какие-то отношения, которые закончились нормально? | Если бы все в это верили, старых друзей бы не существовало. | В детском саду ты тоже в это верил? | Не существует правил без исключений. | |
Цель | Наверно, для тебя очень важно поддерживать хорошие отношения с людьми. | Думаю, важнее найти женщину, с которой ты бы хотел прожить жизнь… | Лучше думать о том, как поддерживать хорошие отношения, чем о том, как их плохо закончить. | Страх потери говорит о том, что ты действительно хочешь иметь это. | |
Эффекты | Что случится, если вдруг какие-то отношения закончатся хорошо? | Так ты накопишь огромное количество врагов. | Наверняка ты подбираешь женщин, с которыми готов порвать так, чтобы можно было долго и упорно их ненавидеть. | Вера в то, что любые отношения должны заканчиваться, приводит к абсолютному одиночеству. |
Соответствие паттернам
Причины | «Стратегия реальности» | «Стратегия реальности» | «Стратегия реальности» | |
Убеждение | «Разделение» | «Объединение» | «Аналогия» «Переопределение» | «Метафрейм» «Применение к себе» «Стратегия реальности» |
Контекст | «Контекст применения» «Размер фрейма» «Противоположный пример» | «Контекст применения» «Размер фрейма» | «Контекст применения» «Размер фрейма» | |
Цель | «Намерение» | «Иерархия критериев» | «Другой результат» | |
Эффекты | «Последствия» | «Последствия» | «Последствия» |