Дробим элементы убеждения на части.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Что именно у тебя не получается: написать заявление об уходе, доделать текущий проект, поговорить с директором?

Объединение

Обобщение части убеждения.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Ты что, никогда ничего не мог изменить?

Играя с размерами рамок, можно довести утверждение до абсурда:

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - А так же никогда не уйти в отпуск, не выехать из города и остаться навсегда в этом кабинете.

Аналогия

Поиск аналогии, которая придаст убеждению другой смысл.
Здесь может использоваться прямая аналогия, притча, анекдот и т.п. Короче, любая метафора или ассоциация.

Клиент: - Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.
Оператор: - Это всё равно, что сказать, что все художники - лжецы, потому что их картины не похожи на действительность.

Изменение размера фрейма

Меняем рассматриваемую продолжительность времени, количество людей, размер территории и т.д. таким образом, чтобы убеждение сменило смысл или стало абсурдным.
Практически, это рефрейминг контекста. Но контекст позволяется менять только в размерах. Например, расширив временную рамку, можно предложить Клиенту взглянуть на ситуацию из будущего.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - На пенсии вы будет с удовольствием рассказывать внукам о сегодняшних деньках.

Точно так же можно взглянуть на ситуацию из прошлого.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Наверно в школе вам тоже казалось, что это никогда не закончится?

Можно уменьшить временную рамку.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - То есть сегодня ты домой не вернёшься?

Или увеличить количество людей.

Клиент: - У меня никогда не получится уйти с этой работы.
Оператор: - Сколько народу думало так же. Но действительность оказалась намного интересней.

Другой результат

Смещение фокуса внимания на другой результат
Клиенту сообщается, что «на самом деле» важен «вот этот вот результат», а не то, что он сообщает или намерение стоящее за его убеждением. Желательно перед этим удостовериться, что «вот этот вот результат» не только важен для Клиента, но и обладает более высоким уровнем значимости.
Клиент: - Она должна заботиться обо мне.
Оператор: - Может лучше подумать о том, как вам стать действительно самостоятельным?

В таком варианте очень сильно напоминает «Иерархию критериев».

Другой вариант – смещение фокуса внимания на другие результаты действия.
Клиент: - Она должна заботиться обо мне.
Оператор: - А вы не думали о том, что когда она заботится о вас, она не заботится о себе?

Модель мира

Предлагаем «правильное» убеждение на замену, ссылаясь на авторитетов.
Приводится пример других вариантов убеждения, ссылаясь на других людей. Обычно в предложении будет присутствовать: "а вот я считаю", "древние верили", "учёные установили", "немцы считают, что", "мой сосед утверждает", "народная мудрость говорит". По видимому, эффективность фокуса языка в большой степени зависит от авторитетности для Клиента той группы людей, на которую ссылается Оператор.

Клиент: - Самое важное в жизни – это не зависеть ни от кого!
Оператор: - А многие люди считают, что самое важное – это любовь.

Клиент: - Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.
Оператор: - Но психологи утверждают, что ошибки помогают нам развиваться.

Стратегия реальности

Обращаемся к истории создания убеждения или его внутреннему представлению.
Убеждения имеют историю создания – они обычно на чём то основываются. И ещё у них есть структура. Практически мы получаем два паттерна в одном: в первом случае мы обращаемся к событиям, приведшим к появлению данного убеждения, во втором случае – к его внутреннему представлению.

Клиент: - Замуж можно выходить только один раз и по любви.
Оператор: - Это ты вычитала в журнале «Лиза» или подружки подсказали?

Клиент: - Замуж можно выходить только один раз и по любви.
Оператор: - У тебя там внутри есть место только для одного образа любимого мужчины?

11. Противоположный пример

Ищем исключение из правил.
Оператор может как сам предложить исключение из правил:

Клиент: - Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.
Оператор: - Если Билл Гейтс не там запятую поставит – он что, неудачник теперь?

Но так же можно попросить найти исключения и самого Клиента.

Клиент: - Мужчины всегда лгут!
Оператор: - Вспомни, наверняка же был хоть один случай, когда мужчина сказал правду.

Иерархия критериев

Наши рекомендации