Характеристика бюджетного процесса Европейского Союза
Процесс составления бюджета Европейского Союза включает несколько этапов:
1. Каждое учреждение, ведомство Европейского Союза к 1 июля представляет приблизительные оценки собственных расходов в будущем году. Комиссия объединяет эти оценки в предварительный проект бюджета, получая, таким образом, предварительные расчеты уровня будущих расходов.
2. Комиссия представляет предварительный проект бюджета на рассмотрение Совета не позднее 1 сентября. Совет уточняет проект, в частности общий объем доходов и расходов, перечень статей, ведомств, проектов. Выработав, таки образом, проект бюджета, Совет должен утвердить его квалифицированным большинством и передать на рассмотрение Парламента.
3 Проект бюджета поступает в Парламент не позднее 5 октября.
Парламент имеет право простым большинством вносить поправки в бюджет и предлагать (на основании абсолютного большинства) Совету пересмотреть расходную часть для ее большего соответствия целям и задачам Европейского Союза, зафиксированным в базовых документах.
Если в течение 45 дней проект бюджета был представлен на рассмотрение Парламента и одобрен им, то бюджет считается окончательно принятым. Если за этот период не удалось прийти к соглашению, бюджет откладывается, а утвержденные поправки и предложения должны быть переданы Совету.
4. После обсуждения принятых предложений Парламента с Европейской Комиссией и другими заинтересованными сторонами, Совет может действовать следующим образом:
Квалифицированным большинством Совет может рассмотреть и принять любые поправки, предложенные Парламентом.
Совет подробно рассматривает наиболее важные поправки. Если они влекут за собой изменение общего уровня расходов, то Совет квалифицированным большинством может отклонить их. В случае отсутствия отрицательного решения, поправки будут считаться принятыми.
Если они не влекут за собой изменение общего объема расходов, то есть предполагается, что увеличение расходов по одной статье будет компенсировано уменьшением по другой, то квалифицированным большинством Совет может утвердить их. Если положительное решение отсутствует, то поправка будет считаться отклоненной.
Если в течение 15 дней после того как проект бюджета был передан Совету, в нем не были изменены никакие поправки Парламента, бюджет будет окончательно принят. Совет обязан информировать Парламент о такой ситуации.
Если же в этот период Совет изменил хотя бы одну поправку Парламента, то измененный проект бюджета должен быть снова направлен на дополнительное рассмотрение в орган законодательной власти.
5. Процедура продолжается до полного устранения разногласий между законодательными и исполнительными органами власти. Затем Председатель Европейского парламента должен официально заявить об окончательном принятии бюджета.
Возможна ситуация, когда проект бюджета полностью не устраивает Парламент или достижение компромисса невозможно, и тогда двумя третями голосов бюджет может быть отклонен в принципе и будет затребован новый проект.
6. Максимальная сумма расходов ежегодно закрепляется в виде закона.
После консультаций с Комитетом по экономической политике Комиссия определяет максимальный уровень расходов исходя из параметров экономического развития, валовых показателей, макроэкономических прогнозов, а также исходя из среднего лимита стран-участников и средней стоимости жизни в этих государствах.
Максимальный уровень должен быть обнародован не позднее 1 мая и в обязательном порядке должен быть сообщен всем учреждениям Союза. В ситуации, когда фактические расходы превышают запланированные, но не более чем на половину максимального уровня, Парламент при наличии согласия от Совета обладает правом законодательного изменения лимитов, но не более чем на половину от максимальной ставки.
7. Если на начало года бюджет еще окончательно не принят, то ежемесячно может тратиться сумма, не превышающая одной двенадцатой бюджетных ассигнований предыдущего года.
Вопросы по теме для самоконтроля:
1. Каковы особенности осуществления бюджетного процесса в ЕС?
2. Какие организации участвуют в бюджетном процессе в ЕС?
3. Какова процедура разработки бюджета в ЕС?