Проявите уважение к душевному настрою вашего ребенка
Представьте себе, что душа ребенка — это ярко пылающий костер, разгорающийся все сильнее с каждым поленом, которое вы в него подбрасываете. А теперь представьте, что кто-то начинает засыпать этот костер песком. Что произойдет? В зависимости от количества песка и скорости, с которой он сыплется в костер, пламя начнет постепенно угасать или погаснет полностью. Это происходит и с нашими детьми. Мы необдуманно гасим пламя в душе ребенка своими придирками, ворчанием, окриками, шлепками, чрезмерной опекой или контролем, угрозами, обвинениями, замечаниями и наказаниями. Каждый раз, когда мы применяем все это, то невольно сдерживаем их душевные порывы. Когда дети еще маленькие, чувства переполняют их; они верят в то, что все могут; они безграничны в своих стремлениях. Если вы зададите вопрос группе детей детского сада: «Кто из вас верит, что сможет стать знаменитым врачом, ученым или президентом?», то почти все руки быстро и уверенно взметнутся вверх. Но вы спросите то же самое у группы подростков, и уже менее половины из них поднимут руки. Вот и большинство взрослых давным-давно забыли о своих детских мечтах. Что же произошло? Что загасило в нас пламя души? Подумайте об этом. К счастью, в ребенке такое пламя можно снова ярко разжечь, если вовремя поднести горящую лучину к костру его души. Для этого каждый день перед нами открываются сотни возможностей. Каковы же эти возможности?
Моменты подлинных открытий
Бездуховность и безразличие к чаяниям ребенка непременно влекут за собой отчужденность. Не проявляя истинного внимания, вы только сдерживаете душевные порывы своего ребенка и наблюдаете за ним со стороны, тем самым уклоняясь от личного участия. Многие родители, находясь рядом со своими детьми, лишь обозначают свое присутствие, а их мысли витают где-то далеко.
Мы, взрослые, часто бываем настолько заняты собственными проблемами, что совсем не замечаем, как общаемся с детьми, и иной раз делаем вид, что слушаем их, в то же время продолжая размышлять о чем-то своем. Порой мы слушаем выборочно, то есть только то, что хотим услышать.
Очень важно выслушать ребенка внимательно. Это означает, что вслушиваться нужно не только в слова, но также следить за выражением его лица и положением тела.
По среднестатистическим данным, ребенок получает в день только 12,5 минуты на общение с родителями. Из этого времени 8,5 минуты родители отводят на разного рода наставления, замечания и споры со своими детьми. На доверительное дружеское общение остается всего лишь 4 минуты в день! Кстати, в среднем ребенок получает в день 432 негативных замечания и всего 32 позитивных.
Ужасающие статистические данные, не так ли? Вот почему так важно проникнуться духовным миром ребенка, познать таинства его души. Это поможет ему почувствовать свою значимость, ощутить вашу любовь и заботу о нем. А если дети в полной мере почувствуют такое отношение к себе, их потребность «вести себя плохо» отпадет сама собой. И для этого уже не потребуются долгие часы личного времени родителей. Достаточно в течение нескольких минут несколько раз в день оказывать им неформальное внимание, и дети просто поражают нас своим прекрасным поведением и успехами. Стоит поговорить с ними по душам и проникнуться их чувствами, и они часами будут увлеченно играть или заниматься каким-нибудь полезным делом.
Мать Тереза из Калькутты сказала...
«Кажется, все люди сегодня пребывают в ужасающей суете и тревоге... У наших детей остается очень мало времени на общение с родителями. У родителей не хватает времени даже на общение друг с другом, а ведь от того, какая у вас обстановка дома, зависит мир и спокойствие во всем нашем мире».
Дарите детям любовь без всяких условностей
Каждый раз, когда мы наказываем, угрожаем, обвиняем, подавляя в себе нашу любовь, мы вызываем у детей чувство страха. Страх разрушает духовное начало и заставляет детей ощущать свою неполноценность. Нам, взрослым, довелось в достаточной мере испытать подобное чувство на собственном опыте, чтобы иметь правильное представление о том, каким разрушительным оно может быть. Детям необходимо почувствовать нашу любовь без всяких условностей; почувствовать, что им не требуется специально делать что-либо, чтобы заработать ее, — получать хорошие оценки в школе, прибирать в своей комнате и т. д. Многие из нас, уже став взрослыми, по-прежнему стараются быть любимыми за определенные «поступки» и «дела». Задайте себе такой вопрос: «Все ли я делаю для того, чтобы поступками моего ребенка Двигала любовь, а не страх?» Страх может стать причиной того, что дети постепенно оградят себя от ответственности и проявлений инициативы, все чаще и чаще прибегая ко лжи и обвинению других. Дети могут реагировать на страх двояко: «наступлением» или «отступлением». Они либо становятся слишком упрямыми и неподдающимися, либо, наоборот, — спасаются бегством, «забившись в угол». Страх порождает соперничество, драки, обособленность, враждебность, неуверенность и заставляет сосредоточиваться на недостатках. Страх наказания становится причиной того, что дети сдают свои позиции. Они становятся такими, какими их хочет видеть кто-то другой. Или же, вопреки себе, восстают против того, что хочет в них видеть кто-то другой.
С помощью безусловной любви мы вручаем нашим детям один из самых ценных подарков — умение сохранить в себе веру в жизнь.
Не понукайте, а действуйте
Вы знаете, что каждый родитель в среднем ежедневно предъявляет своим детям свыше 2000 беспрекословных требований? Что представляют собой беспрекословные требования? Это требования, предполагающие немедленное исполнение. Звучат они примерно так: «Вставай. Пора в школу. Оденься. Позавтракай. Убери за собой посуду. Почисти зубы. Причеши волосы. Накорми собаку. Заверни завтрак. Не забудь сделать уроки. Убери свои туфли. Собери игрушки. Выключи телевизор. Накрой на стол. Сделай уроки. Искупайся». Как же тут не «оглохнуть» от бесконечного потока поучительных речей?! Наши требования могут быть высказаны и в таком тоне: «Сейчас же сделай это, а не то хуже будет!» А теперь представьте, если бы ваш начальник так же обращался с вами на работе! Нетрудно догадаться, что вы бы тут же начали поиск новой работы. Наши дети не могут заняться поисками новой семьи. И когда они не могут выразить свои чувства, то эти самые чувства находят свое выражение в их поведении. Они становятся упрямыми и неподатливыми, начинают вредничать и слоняться без дела, забывать о своих домашних обязанностях.
Вместо пустых разговоров и напоминаний лучше сделайте дружеский шаг навстречу. Например, дайте своему ребенку расческу или зубную щетку с зубной пастой, если он забыл причесаться или почистить зубы. Вместе с ним составьте контрольный список его обязанностей и, если он еще не умеет читать, сделайте его в виде таблицы с рисунками, которую он может изготовить самостоятельно. И тогда в течение дня вы всегда можете вместе с ним заглянуть в этот список или таблицу, чтобы весь день напролет не донимать его бесконечными нотациями.
Одной маме надоело все время напоминать своим детям, что в их обязанности входит накрывать на стол к ужину. И она решила повлиять на них по-другому, В тот вечер, закончив готовить ужин, она выложила все продукты на стол, села и стала молча ждать, Вошли дети и спросили: «Чего мы ждем, мам?» В тот момент маме было гораздо проще высказаться в поучительном тоне: «Нам бы не пришлось ждать, если бы вы вовремя делали то, о чем я просила вас уже сотню раз!» Вместо этого мама кратко и ненавязчиво ответила: «Приборы и тарелки». Дети стремглав выбежали из комнаты и вернулись обратно, неся необходимые столовые приборы и посуду, и у мамы с тех пор не было в этом отношении никаких проблем.
Другая мама, чьи дети никогда не складывали на место без напоминания свою грязную одежду, просто заявила следующее: «С сегодняшнего дня я буду стирать только ту одежду, которая находится в корзине для грязного белья». Затем от слов она перешла к делу, и ту одежду, которая не попадала в корзинку, она оставляла нестиранной. Дети поняли, что от них требовалось, и следили, чтобы их грязное белье всегда находилось в корзине.
Избегайте часто требовать от детей то, что они вполне могут сделать самостоятельно. Вместо того чтобы найти разумное объяснение вашему требованию, ребенок может неправильно истолковать его значение, а именно: «Мне надо делать только то, что меня просят сделать». Повторяющиеся изо дня в день требования оставляют слишком мало возможностей для совершения самостоятельных поступков или действий. Если вы все же предъявляете какое-то требование ребенку, то делайте это проще, избегая нотаций и недовольства по поводу того, что он когда-то сделал или не сделал.