Правовое регулирование организации страхового дела

Социальное страхование – система отношений по государственному материальному обеспечению граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных установленных законом случаях, осуществляемая за счет средств предприятий, а также частично за счет средств самих граждан, объединенных в различные фонды (Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования).

В ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» говорится, что обязательное социальное страхование представляет собой часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам и осуществляемое в соответствии с федеральным законом.

Таким образом, обязательное социальное страхование — это целая система правовых, экономических и организационных мер, применяемых государством в целях компенсации или минимизации последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. Следует иметь в виду, что в случаях, предусмотренных законодательством РФ, указанное страхование распространяется и на иные категории граждан в случаях:

1. признания их безработными;

2. получения трудового увечья или профессионального заболевания;

3. инвалидности;

4. болезни;

5. травмы;

6. беременности и родов;

7. потери кормильца;

8. наступления старости;

9. необходимости получения медицинской помощи;

10. санаторно-курортного лечения;

11. наступления иных социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Законодательство об обязательном социальном страховании распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иные категории граждан при условии уплаты ими (или за них) страховых взносов на обязательное социальное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Источниками правового регулирования обязательного социального страховании является не только федеральное законодательство и принимаемые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты РФ, но также законы и нормативные правовые акты субъектов РФ.

На федеральном уровне устанавливается круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение, определяются условия назначения и размеров страхового обеспечения, устанавливает порядок принятия, исполнения, утверждения бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования (далее — бюджетов обязательного социального страхования), а также отчетов об их исполнении. К компетенции указанных органов относится:

1. установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;

2. установление расчетной базы, с которой начисляются страхо­вые взносы, в том числе верхнего и нижнего пределов этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осущест­вления страховых выплат;

3. определение ответственности субъектов указанного страхова­ния;

4. определение порядка хранения средств обязательного соци­ального страхования и гарантий устойчивости финансовой систе­мы обязательного социального страхования, а также управление этой системой.

Участниками отношений по обязательному социальному стра­хованию, т.е. субъектами указанных отношений, являются:

во-первых, страхователи;

во-вторых, страховщики;

в-третьих, за­страхованные лица;

в-четвертых, иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными закона­ми о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователями могут в данном случае выступать организа­ции любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкрет­ных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи). Страхователями яв­ляются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы в соот­ветствии с федеральными законами.

Страховщиками выступают некоммерческие организации, со­здаваемые в соответствии с федеральными законами о конкрет­ных видах рассматриваемого страхования для обеспечения прав страхованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованными лицами в данном случае считаются граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Законом специально оговаривается, что посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования до­пускается.

Виды социальных страховых рисков (страховых случаев) креплены в ст. 7 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования». К ним относятся девять основных рисков: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости, потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию соответствуют конкретным видам социального стра­хового риска. Так, страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются: 1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставле­нием застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности и т.п.

Учитывая публичный и обязательный характер правоотноше­ний по социальному страхованию, законодатель возложил обя­занность по управлению системой обязательного социального страхования на Правительство РФ.

Именно Правительство РФ вправе создавать страховщиков, на которых возложено осуществление обязательного социального страхования.

Страховщики же осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

В органах управления фондов участвуют профсоюзы и другие социальные партнеры, которые имеют право на осуществление профсоюзного контроля за использованием средств обязательно социального страхования.

Правительство РФ при разра­ботке проекта федерального закона о федеральном бюджете пред­усматривает дотации в размерах, позволяющих обеспечить уста­новленные выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязатель­ного социального страхования может осуществляться только под обязательства Правительства РФ, обеспечивающие их доход­ность. Участники правоотношений в сфере обязательного социально­го страхования вправе защищать свои права в случае их наруше­ния. Законодательством четко урегулирован административный порядок защиты в рассматриваемой сфере. Должностные лица, допустившие нарушения в сфере обяза­тельного социального страхования, несут ответственность в соот­ветствии с законодательством РФ.

Рассмотрим теперь другую (вторую) форму страхования.

Вторая форма страхования — собственно страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями, традиционно рассматривается в курсе финансового права и более тесно, по сравнению с первой формой страхования, связана с этимологическим содержанием слова «страховать».

Страховать - означает «предотвращать материальные потери путем выплаты взносов учреждению, кото­рое берет на себя обязательство возместить возможный ущерб, по­несенный в специально оговариваемых случаях».

В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования цент­рализованных и децентрализованных резервов денежных и мате­риальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.

С материальной точки зрения в ходе страхования создаются денежные (материальные) фонды специализированных учрежде­ний - страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенных событий. Страхо­вание предоставляет гарантии восстановления нарушенных иму­щественных интересов в случае непредвиденных природных, тех­ногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

Основой организации и правового регулирования страховых отношений и деятельности страховых предприятий в России пер­воначально был Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «О страховании», действующий с изменениями и дополнениями. В настоящее время данный закон называется «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В Законе (ст. 2) впервые закреплено правовое понятие страхо­вания — это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, форми­руемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Характерными чертами страхования являются:

1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений.

2. Возвратность средств. Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер выплат конкретному страхователю при данной форме страхования (в отличие от социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового договора, например, от размера страховых платежей, срока договора и т.д.

3. Строго очерченный (замкнутый) характер перераспреде­лительных отношений. Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. Субъекты страхова­ния — юридические и физические лица — аккумулируют в спе­циализированном предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счет которых и осуществляется защита имуществен­ных и личных интересов этих лиц. При этом риск раскладывается на всех страхователей, что особенно важно и максимально эффек­тивно при нестабильных экономических условиях хозяйствова­ния. Таким образом, перераспределительные отношения при страховании основываются на том, что общее количество страхо­вателей, участвующих своими взносами в формировании страхо­вого фонда, как правило, превышает число страхователей, полу­чающих право на возмещение потерь, связанных с наступлением страхового случая (что в конечном итоге и делает возможным перераспределение). И поскольку этот фонд используется исклю­чительно для возмещения потерь страхователям, размер страхо­вых взносов будет зависеть от количества лиц, участвующих в этих отношениях: чем шире круг страхователей, тем меньшая доля придется на каждого из них в распределении ущерба. Поэтому возможность возместить значительный ущерб при незначительных суммах взносов появляется лишь тогда, когда количество страхователей будет максимальным. В этом одно из преимуществ государственного обязательного страхования.

4. Целевое использование создаваемого фонда. Расходование страховых ресурсов осуществляется исключительно в строго оп­ределенных случаях, обусловленных условиями договора страхо­вания. Порядок заключения и условия договора страхования ре­гулируются нормами гражданского права.

Так, распределительная функция финансов проявляется в страховании через такие специфические черты, как предупреж­дение, восстановление и сбережение.

Предупредительная функция страхования заключается в том, что страховые компании вправе использовать временно сво­бодные средства страхователей на проведение широкой системы профилактических мероприятий, направленных на предупрежде­ние наступления возможных убытков страхователей. Страховые резервы, образуемые за счет страховых взносов, инвестируются в промышленность, строительство, социально-экономические, эко­логические и иные программы, в государственные ценные бумаги и т.д. За счет этих средств, в частности, могут производиться строительство, переоснащение пожарных, санитарно-эпидемио­логических, ветеринарных и т.п. служб.

Восстановительная (защитная) функция страхования про­является в том, что в случае наступления страхового случая и вы платы определенной, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение (восстановлен» потерь, понесенных юридическими или физическими лицами.

Страхование может выполнять и сберегательную функцию.

Это происходит, когда оно используется как средство обеспечения защиты не только личных и имущественных потерь, но и «их денежных средств, вложенных в качестве страховых платежей». Сберегательная функция наиболее характерна для страхования на дожитие, когда категории «страхование» в наибольшей степени присуща функция накопления обусловленных договором страховых сумм в их денежном выражении.

Контрольная функция, как основная функция финансов, при­суща и страхованию. Она проявляется в том, что страховые пла­тежи аккумулируются в страховой фонд на строго определенные цели, используются в строго определенных случаях и строго оп­ределенным кругом субъектов. Данная функция проявляется одновременно с распределительной и является одним из основа­ний осуществления финансового страхового контроля (надзора) в сфере страхования.

Наличие специфических черт и функций, присущих страхова­нию, свидетельствуют о том, что страхование является особым правовым институтом, регулирующим круг однородных финан­совых отношений.

Как самостоятельное звено финансовой системы России, стра­хование представляет собой совокупность экономических отно­шений, посредством которых через взимаемые со страховате­лей (юридических и физических лиц) на добровольной и обязательной основе платежи образуются специальные страхо­вые фонды денежных средств.

Роль и значение страхования многогранны. Страхование игра­ет важную роль в обеспечении постоянного функционирования хозяйствующих субъектов и нормальной работы граждан-пред­принимателей. Оно способствует также выравниванию потерь в личных доходах граждан и семейном бюджете, связанных с на­ступлением чрезвычайных событий и иных страховых случаев.

Учитывая и то, что при страховании часть временно свобод­ных денежных средств юридических лиц и граждан изымается из личного денежного обращения, страхование имеет определен­ное значение и для регулирования денежного оборота и укрепления валюты России. Однако основная роль страхования заключается в формировании страхового фонда для покрытия непредвиденных расходов.

Страховой деятельностью в РФ могут заниматься как государственные, так и негосударственные организации и компании. Деятельность страховых компаний носит предпринимательский характер.

Основным органом, уполномоченным государством осуществлять надзор за страховой деятельностью, является Министерст­во финансов РФ, а точнее - Федеральная служба страхового надзора. На службу возложены функции по анализу документов, которые страховщики представляют в Минфин России для получения ли­цензий и дачи по ним (документам) заключения, регистрации страховых компаний, а также функции по ведению единого ре­естра страховщиков, установлению правил формирования и раз­мещения страховых резервов, обобщению практики страховой деятельности, осуществлению контроля за обеспечением плате­жеспособности страховщиков.

Сложный характер взаимоотношений при страховании, учас­тие в этих отношениях государственных органов предопределили изменения в этой области, регулируемой несколькими отраслями права, в частности гражданским и финансовым правом. Граждан­ское право регулирует договорные отношения в этой облаем (гл. 48 ГК РФ), финансовое право — отношения, основанные на государственно-властных велениях. Нормы финансового права определяют систему и организацию страхования, его виды, поря­док обязательного страхования, лицензирование страховой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости организации страховщиков, а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью.

Отношения в области страхования, регулируемые нормами финансового права, в зависимости от участвующих в них субъектов можно классифицировать на следующие виды:

1) отношения между государством в лице Правительства Федеральной службой страхового надзора Минфина России по поводу утверждения основных положений их деятельности в целях осуществления государственного надзора за страховой деятельностью в РФ (п. 2 ст. 30 Закона об организации страхового дела);

2) отношения между федеральными органами власти по надзору за страховой деятельностью и организациями-страховщика­ми по поводу выдачи лицензий, установления правил формирова­ния и размещения страховых резервов, форм отчетности страховых организаций, а также по поводу выполнения предпи­саний Федеральной службы страхового надзора об устранении нарушений Закона об организации страхового дела, в связи с приостанов­лением или ограничением действия, а также отзывом лицензий страховщиков и т.д. (п. 3, 4 ст. 30 Закона об организации страхо­вого дела, пп. 31 п. 6 Положения о Министерстве финансов РФ от 6 марта 1998 г. в редакции от 18 июня 1999 г.);

3) отношения между государством в лице федеральной анти­монопольной службы и организациями-страховщиками по поводу предупреждения и ограничения монополистической деятельности и недобросовестной конкурен­ции на страховом рынке (ст. 31 Закона об организации страхового дела;

4) отношения по обязательному государственному страхова­нию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществен­ных и личных интересов отдельных категорий граждан и выраба­тывает меры по обеспечению имущественных интересов страхова­телей. Так, Минфином России 22 февраля 1999 г. были утверждены Правила размещения страховых резервов (действуют в редакции от 16 марта 2000 г.). Указанные резервы инвестируются страховыми организациями в целях обеспечения их финансовой устойчивости и гарантий страховых выплат на принципах дивер­сификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

В целях обеспечения финансовой устойчивости всех страховщиков принято решение о повышении с 1 января 2000 г. минимального размера оплаченного уставного капитала до 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; не менее 35 тысяч МРОТ — при проведении страхования жизни и иных видов стра­хования и не менее 50 тыс. МРОТ — при проведении исключи­тельно перестрахования (ч. 2 ст. 25 Закона об организации стра­хового дела).

ВИДЫ СТРАХОВАНИЯ

Страхование в зависимости от объекта страхования подразделяется на две основные отрасли — имуще­ственное страхование и личное страхование. Объектом имущест­венного страхования являются имущественные интересы, свя­занные с владением, пользованием и распоряжением имущест­вом. ГК РФ относит к имущественному страхованию и страхова­ние ответственности (ст. 929, 931, 932). В этом случае, в соответствии со ст. 4 Закона об организации страхового дела, объ­ектом страхования выступают имущественные интересы, свя­занные с возмещением страхователям вреда, причиненного им лично или имуществу физического лица, а также вреда, причи­ненного юридическому лицу. На страхование некоторых интере­сов государством наложен запрет (например, противоправных, убытков от участия в играх, лотереях и пари, а также расходов, к которым может быть принуждено лицо в целях освобождения заложников).

В законодательстве выделяются следующие основные виды страхования: личное страхование, страхование имущества, стра­хование юридической ответственности и, наконец, предпринима­тельского риска. Кроме того, особо выделяются специальные виды страхования (пенсионное, медицинское, морское, вкладов и иностранных инвестиций, а также некоммерческих рисков).

Объектом личного страхования выступают личные блага граж­данина, связанные с его жизнью, здоровьем, трудоспособностью.

Закон об организации страхового дела, так же как и ГК РФ (ст. 927), предусматривает две формы страхования: добровольную и обязательную. Первая осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Порядок его заключения, исполнения и расторжения регулируется гражданским правом.

Однако некоторые вопросы, в частности, касающиеся порядка формирования и использования резерва предупредитель­ных мероприятий по добровольным видам страхования, регулиру­ются также и нормами финансового права.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Оно может выступать в виде: обязательного государ­ственного страхования, осуществляемого за счет средств бюдже­та, и обязательного страхования, осуществляемого за счет средств самих страхователей. И имущественное, и личное страхование могут выступать в форме как добровольного, так и обязательного страхования.

Гражданским законодательством (гл. 48 ГК РФ) определены общие правила обязательного страхования. В частности, установ­лено, что к обязательному страхованию (в силу закона) может от­носиться:

во-первых, страхование жизни, здоровья, имущества других (третьих) лиц, определенных в законе на случай причине­ния им вреда;

во-вторых, страхование риска своей ответствен­ности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других (третьих) лиц или нару­шения договоров с другими лицами.

Однако, обязательное стра­хование собственной жизни или здоровья, в соответствии с п. 2 ст. 935 ГК РФ, не может быть возложено законом на гражданина.

Виды, условия и порядок проведения обязательного страхова­ния определяются соответствующими нормативными финансово-правовыми актами. Особенности правоотношений, возникающих при обязатель­ном страховании, позволяют отнести их к кругу правоотношений, регулируемых финансовым правом. Так, характерными чертами страховых правоотношений по обязательному страхованию, как и финансовых правоотношений, являются:

1. установле­ние государством видов, порядка и условий обязательного страхо­вания, осуществляемого за счет средств самих страхователей, на­личие государственного контроля (надзора) в этой сфере либо непосредственное участие государства (уполномоченного им орга­на) в качестве обязательного субъекта отношений по обязательно­му государственному страхованию;

2. применение при регулировании возникновения, изменения и прекращения этих правоотношений императивного метода (метода государственно-властных велений).

Рассмотрим более подробно основные виды обязательного го­сударственного страхования, действующие в РФ. До вступления в силу в марте 1996 г. части второй ГК РФ было предусмотрено обязательное страхование принадлежащего гражда­нам имущества, поименованного в законодательстве. К имущест­ву, подлежащему обязательному страхованию, относились: нахо­дящиеся в собственности граждан строения (жилые дома, садовые домики, дачи, хозяйственные постройки), а также животные (крупный рогатый скот, лошади и верблюды). Обязательное страхование строений проводилось на случай их уничтожения или повреж­дения в результате пожара, взрыва, удара молнии, наводнения, землетрясения, бури, урагана, цунами, и т.п.

Обязательное страхование животных проводилось на случай их гибели в результате болезней, несчастных случаев и стихийных бедствий, а также вынужденного убоя. В настоящее время страхование имущества и животных осуществляется на основе добровольного страхования. Между тем, с учетом международной практики страховой деятельности, а также в целях освобождения бюджета от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев оно должно быть вновь отнесено законодателем к обязательному виду страхования за счет средств страхователя.

В этом аспекте новеллой российского страхового законода­тельства стало введение Федеральным законом от 25 апреля В 2002 г. «Об обязательном страховании гражданской ответствен­ности владельцев транспортных средств» в России нового вида обязательного страхования. Отметим, что страхование ответст­венности владельцев транспортных средств (как владельцев ис­точников повышенной опасности) применяется практически во всех развитых зарубежных странах. Воспринят этот положитель­ный опыт и отечественным законодателем.

Договор обязательного страхования гражданской ответст­венности владельцев транспортных средств в рамках указанно­го Закона представляет собой договор страхования, по которому Страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного события.

Указанная обязанность по страхованию распространяется на владельцев всех используемых на территории РФ транспортных средств, за исключением случаев, установленных законом (на­пример, транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не более 20 км/час, и др.)

Страховщиком выступает страховая организация, получив­шая лицензию в установленном законом порядке на данный вид страхования. Страхование осуществляется за счет средств вла­дельцев транспортных средств.

Страховая сумма составляет 400 тыс. руб., из которых 240 тыс. руб. — на возмещение вреда, причиненного жизни или здо­ровью нескольких потерпевших, и не более 160 тыс. — на одного потерпевшего. В части возмещения вреда, причиненного имуще­ству, — соответственно 160 тыс. и не более 120 тыс. (при причи­нении вреда имуществу одного потерпевшего).

Государство регулирует страховые тарифы по данному виду страхования. На Правительство РФ возложены обязанности по установлению предельного уровня, структуры и порядка приме­нения страховых тарифов. Срок действия установленных страхо­вых тарифов не может быть менее чем шесть месяцев. Закон всту­пает в силу с 1 июля 2003 г. (за исключением некоторых положений, которые вступают в силу с 1 июля 2004 г.).

Обязательное страхование может быть не только имущественным, но и личным, а также платным и бесплатным.

Основным видом обязательного личного страхования является обязательное личное страхование пассажиров, осуществляемое на основании Указа Президента РФ «Об обязательном лично» страховании пассажиров» от 7 июля 1992 г. (в редакции Указов Президента РФ от 22 июля 1998 г.). В России за счет взносов страхователей осуществляется страхование от несчастных случа­ев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внут­реннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо-экскурсионных организаций на время поезд­ки или полета.

Обязательное страхование не распространяется на пассажи­ров: всех видов транспорта международных сообщений; железно­дорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения; морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ, а также автомобильного транспорта на городских маршрутах. Раз­меры страхового тарифа в данном случае устанавливаются по со­гласованию с Министерством транспорта РФ либо Министерством путей сообщения РФ и утверждаются федеральным органом ис­полнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В таком же порядке происходит и само формирование резервных фондов.

Сумма страхового платежа включается в стоимость билета (пу­тевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) транспорт­ной организацией независимо от ее организационно-правовой формы собственности. Обязательное страхование может быть и бесплатным: так, пассажиры (туристы, экскурсанты), пользую­щиеся правом бесплатного проезда в РФ, подлежат обязательно­му страхованию без уплаты ими страхового взноса. Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров со­ставляет 120 МРОТ, установленного законом на дату приобрете­ния проездных документов. В случае смерти застрахованного лица эта сумма выплачивается полностью, при получении трав­мы выплачивается часть суммы, соответствующая степени тя­жести.

Обязательное личное страхование пассажиров осуществляется путем заключения договоров между соответствующими транс­портными, транспортно-экспедиторскими предприятиями и страховщиками. Страховщики для осуществления названного вида страхования обязаны получить лицензию в порядке, предусмотренном действующим законодательством — т.е. в Минфине России.

Страховыми случаями при обязательном государственном личном страховании являются:

а) для лиц гражданских специальностей — судей, прокурорских работников, работников органов, осуществляющих привати­зацию, и др. — гибель (смерть) застрахованного лица, причине­ние увечья или иного повреждения здоровья, исключающих (либо не исключающих) возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью;

б) для военнослужащих и приравненных к ним лиц — гибель (смерть), увечье (ранение, контузии, травмы) или заболевание, полученные в период прохождения ими военной (иной прирав­ненной) службы или военных сборов, и некоторые другие.

Законодательство устанавливает различные размеры выплат по обязательному личному государственному страхованию при­менительно для каждой группы застрахованных лиц.

Рассмотрим более подробно случаи и размеры выплат по обязательному государственному страхованию судей, работников прокуратуры, сотрудников милиции и военнослужащих.

В соответствии с Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции от 21 июня 1995 г. и от 20 июня 2000 г. с изменениями от 15 декабря 2001 г. (ст. 20), объектом обязательного государ­ственного страхования являются:

во-первых, жизнь судьи;

во-вторых, здоровье судьи;

в-третьих, имущество судьи.

Страховыми случаями, являются: гибель (смерть) судьи; увечье или иное повреждение здоровья, повлекшие прекращение профессиональной деятельности; телесные повреждения или иное повреждение здоровья, не повлекшие прекращения профессиональной деятельности.

Жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его пятнадцатилетней заработной платы.

Страховые суммы выплачиваются в следующем порядке.

В случаях гибели (смерти) судьи в период работы либо после увольнения с должности, если она наступила вследствие телесных повреждений или иного повреждения здоровья, указанные суммы выплачиваются его наследникам в размере пятнадцатилетней заработной платы судьи.

При причинении судье увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, страховая сумма выплачивается в размере трехлетней заработной платы судьи, а в случаях причинения телесных повреждений, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, — в размере годовой заработной платы судьи.

В случае гибели (смерти) судьи нетрудоспособным членам его
семьи, находящимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается возмещение в размере заработной платы судьи за вычетом доли, приходившейся на самого судью, без зачета выплат по обязательному государственному страхованию, пенсии по случаю потери кормильца и т.п.

Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судье или членам его семьи, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме.

Порядок и условия осуществления государственного обязательного страхования прокуроров и следователей определяются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. с изменениями от 27 декабря 2000 г. и от 12 марта 2002 г. (ст. 45).

Прокуроры и следователи подлежат обязательному государственному личному страхованию так же, как и судьи, за счет средств федерального бюджета. В случае причинения прокурору или следователю в связи с их служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, им ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между их среднемесячным денежным содержанием и назначенной в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию. Законом установлено также право указанных лиц на возмещение вреда, причиненного уничтожением или повреждением имущества, включая упущенную выгоду.

Страхователями в данном случае являются федеральные ор­ганы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрены военная служба, служба, военные сборы.

Застрахованными лицами являются военнослужащие и при­равненные к ним в обязательном государственном страховании лица.

Закон выделяет и такую категорию лиц, как «выгодоприобре­татели», к которым в данном случае относятся, помимо застрахо­ванных лиц, в случае гибели (смерти) застрахованного лица супруг (супруга), его родители (усыновители), либо дедушка и бабушка — при условии отсутствия у него родителей, если они вос­питывали или содержали его не менее трех лет, отчим и мачеха - при условии, если они воспитывали или содержали его не менее 5 пяти лет, несовершеннолетние дети, а также совершеннолетние дети, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также обучающиеся в образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, до оконча­ния обучения или до достижения ими 23 лет, подопечные застра­хованного лица.

Законом закреплены конкретные виды страховых случаев, при наступлении которых выплачивается страховое возмещение, а также определены размеры страховых сумм.

Так, в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов и т.п. выплачивается 25 окладов каждому выгодоприобретателю.

В случае установления застрахованному лицу инвалиднос­ти:

I группы ему выплачивается 75 окладов;

II группы - 50;

III группы — 25 окладов.

В случае получения застрахованным, лицом в период прохождения военной службы, службы, воен­ных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) вы­плачивается 10 окладов, легкого увечья — 5 окладов. В случае досрочного увольнения вследствие увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, — 5 ок­ладов.

В случае незаключения договора либо заключения договора страхования на условиях, ухудшающих положение застрахован­ного лица, при наступлении страхового случая он несет ответст­венность перед застрахованным лицом (выгодоприобретателем) на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании.

Размер страхового тарифа по обязательному государственному страхованию определяется страховщиком по согласованию со страхователем и федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансо­вой и бюджетной политики.

Как видно из приведенных выше нормативных актов, источ­ники выплат страховых возмещений устанавливаются законода­телем для каждой группы застрахованных лиц.

Так, обязательное государственное страхование военнослужа­щих осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующих бюджетов, а страхование прико­мандир

Наши рекомендации