Важное место занимает внутрикорпоративная деловая переписка.

- Электронное письмо

- Корпоративное печатное или электронное издание

Кроме этого, для установления благоприятных отношений с персоналом, внутренней аудиторией организации, используют корпоративное издание, ньюс-леттер.

Как все пиар-документы, вышеперечисленные направлены на определенные целевые аудитории.

Стоит отметить, что есть группа документов, которые ориентированы на несколько целевых групп. Например, годовой отчет может быть предназначен как для партнеров, так и для клиентов, журналистов. Тем не менее, разделение существующих PR-документов по принципу аудитории, на которую он направлены и функции, которую они выполняют, позволяют их систематизировать.

Контрольные вопросы:

1. Что такое документооборот в организации?

2. Для чего нужны документы в связях с общественностью?

3. Какие группы документов в связях с общественностью вы знаете?

4. Проанализируйте и сгруппируйте образцы документов в приложении.

5. Напишите деловое письмо, сценарий встречи партнера вашей организации.

Литература:

1. Гундарин М. Книга руководителя отдела PR.М.,С-ПТб., Питер,2006.

2.Игнатьев Д., Бекетов А. Настольная энциклопедия public relations.-М., 2004.

3.Связи с общественностью как социальная инженерия./под ред. Ачкасовой В.А., Володиной Л.В., СПб., Речь, 2005

4.Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. -- 2-е изд., доп. -- СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002.

5.Татаринова, Г.Н. Управление общественными отношениями / Г. Н. Татаринова. - Спб.: Питер, 2004.

Литература для практических занятий

1. Горкина М.. Пять шагов от менеджера до PR-иректора. М., Альпина Бизнес Букс.2007.

2. Мои Али. Практический маркетинг и PR для малого бизнеса. Санкт-ПТб., ИД «Нева»,2004.

3. Энди Грин. Креативность в паблик рилейшнз. С-ПТб., ИД «Нева»,2003.

4.Практическое руководство по паблик рилейшнз. С-ПТб., ИД «Нева»,2003.

5. А. Мамонтов. Практический PR. М., С-Пб., 2008.

6.Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз. От бизнеса до политики.М., Финпресс,2002.

7. Гундарин М. Книга руководителя отдела PR.М.,С-ПТб., Питер,2006.

8.Букша К.С. Управление деловой репутацией. М.,С-ПТб., Киев.2007.

9.Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров.М.,ИКФ»экмос», 2002.

10. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR. М., «МарТ»,2003.

11. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика. М., «Дело»,2007.

Вопросы к экзамену по дисциплине «Организация работы отдела по связям с общественностью»

1.Какова структура отдела по связям с общественностью в организации?

2.Распределение обязанностей в соответствии с производственными функциями и спецификой деятельности организации.

3.Формирование бюджета СО в организации.

4.Функциональные обязанности и направления деятельности ПР-службы в организации.

5.Обязанности сотрудника аналитического отдела службы СО.

6.Оплата труда специалистов по СО.

7.Творческий отдел ( спецпроектов) в службе СО.

8.Должностные обязанности специалиста по СО в зависимости от ранга.

9.Роль Омской ассоциации по связям с общественностью «Привилегия» в формировании имиджа омских public relations.

10.Пресс –служба отдела по СО.

11.Каковы принципы совмещения обязанностей специалистов по СО.

12.Назовите первые шаги специалиста по СО в организации, если он работает как самостоятельная единица.

13.Крупнейшие мировые операторы ПР-рынка.

14.Омский ПР- рынок: характеристика, действующие лица.

15.Стандартная должностная инструкция менеджера по СО.

16. Функции ПР-специалиста на рынках b2b и b2c.

17.Принципы выбора оптимального стиля взаимодействия с первым лицом организации.

18.Сложности в определении места менеджера по СО в организации и варианты их преодоления, оптимизация деятельности менеджера по СО.

19. Проблемы информирования в организации и роль специалиста по СО в их решении.

20. Планирование и программирование работы подразделения, ее место в разработке общекорпоративной стратегии.

21.Технологии развития креативных навыков (метод мозгового штурма, ассоциативное мышление и др.).

22. Способы оценки эффективности работы корпоративной службы по связям с общественностью. Выбор и согласование критериев

23. Качественные и количественные методы оценки эффективности мероприятий по связям с общественностью.

24. Профессиограмма специалиста по связям с общественностью.

25. Принципы формирования бюджета отдела по связям с общественностью.

26. Дать определение понятию документооборота.

27. Назовите основные виды документов в связях с общественностью.

28. Какова роль отдела по связям с общественностью в принятии стратегических решений организации?

29. Какими факторами определяется эффективность отдела по связям с общественностью?

30. Какими качествами должен обладать эффективный руководитель службы связей с общественностью?

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

1. Основные виды документов в связях с общественностью.

2. Отдел по связям с общественностью в коммерческой структуре.

3. Типовая структура отдела СО.

4. Цели и задачи отдела СО.

5. Деловые и личностные качества специалиста по связям с общественностью.

6. Методы оценки эффективности в связях с общественностью.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТАМИ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Контрольная работа должна продемонстрировать знание студентом основных положений курса, а также владение профессиональными терминами. Кроме того, при написании ставится задача продемонстрировать знание рекомендованной литературы.

Объем контрольной работы – десять страниц формата А 4. Текст должен быть набран на компьютере. Шрифт 14, Таймс Нью Роман, через полтора интервала. Поля: слева 3 см, справа 1,5, сверху и снизу по 2 см.

Работы должны состоять из введения, двух или трех глав и заключения, а также списка использованной литературы.

Во Введении автор обязательно должен придерживаться следующего перечня пунктов:

1. Актуальность темы

2. Постановка цели исследования

3. Задачи исследования

4. Предмет исследования

5. Объект исследования

6. Методология исследования

7. Обзор литературы

В заключении автор должен изложить результаты исследования, то есть ответить на те вопросы, которые были поставлены им во введении при формулировании цели и задач исследования. В списке использованной литературы необходимо указать источники, которые были изданы за последние пять лет.

Литература:

1. Алешина, И. В. Паблик рилейшенз для менеджеров. Курс лекций [Текст] / И.В. Алешина. - М. : Эксмос, 2002.- 480с.

2. Беленкова, А. А. PRостой пиар / Беленкова А. А. - М.: НТ - Пресс, 2007. - 256 с.

3. Блэк, С. Введение в паблик рилейшенз / С. Блэк - Ростов н/Дону : Феникс, 1998. - 320 с.

4. Буари, Ф. А. Паблик рилейшенз, или Стратегия доверия / Ф. А. Буари - М. : 2001.

5. Варакута, С. А. Связи с общественностью / С. А. Варакута - М. : ИНФРА - М, 2004.

6. Василенко, А.Б. Пиар крупных российских корпораций / А.Б. Василенко - М., 2007.

7. Горкина, М. Б. Пять шагов от менеджера до PR - директора / М. Б. Горкина. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. - 220 с.

8. Гундарин М. Книга руководителя отдела PR.М.,С-ПТб., Питер,2006.

9.Игнатьев Д., Бекетов А. Настольная энциклопедия public relations.-М., 2004.

10. Джефкинс Фрэнк, Ядин Дэниэл. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ. : Учебное пособие для вузов / Перевод с английского под редакцией Б.Л. Еремина. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

9. Доти Д. И. Паблисити и паблик рилейшнз / Перевод с англ. Издание 2-е.-М.: "Филинь", 1998.

10. Коляда Е. Промышленные гиганты по прицелом СМИ. Азбука PR крупных промышленных предприятий. - режим доступа: http://4p.ru/theory/t_nn_0234.html

11. Кондратьев, Э.В., Связи с общественностью: учебное пособие для высшей школы / Кондратьев, Э.В., Абрамов Р.Н. Под общ. ред. С.Д. Резника. - 3-е изд. - М. : Академический Проект, 2005. - 432 с.

12. Королько, В.Г. Основы паблик рилейшнз /В.Г. Королько - М. "Рефл-бук", К.: "Ваклер" - 2000. - 528с

13. Катлип, Скотт, М., Сентер, Аллен, X., Брум, Глен, М. Паблик рилейшенз. Теория и практика, 8-е изд. : Пер. с англ. : Уч.пос. -- М. : Издательский дом "Вильямс", 2003. -- 624 с

14. Кочеткова, А. В. Теория и практика связей с общественностью: Учебник для студентов вузов/ А.В. Кочеткова, В. Н. Филиппов, Я. Л. Скворцов,

15. Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. -- 2-е изд., доп. -- СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002.

16. Кузнецов, В. Ф. Связи с общественностью: теория и технологии: учебник для студентов вузов / В. Ф. Кузнецов. - М. : Аспект-Пресс, 2006. - 300 с.

17. Михайлов, Ю.И. Связи с общественностью по русски [Текст] / Ю.М. Михайлов. - М. : Бератор - Паблишинг, 2007. - 320с.

18. Ньюсом Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшенз / Д. Ньюсом, Ван Слейк Терк, Д. Крукеберг. 7-е изд. - М. : Инфра-М, 2001.

19. Почепцов, Г. Г. Паблик рилейшенз для профессионалов / Г. Г. Почепцов. - М. : Рефл-бук : Киев : Ваклер, 2000. - 624 с.

20. Синяева, И. М. Паблик рилейшенз в коммерческой деятельности : Учебник/ И. М. Синяева; под. ред. проф. Г.А. Васильева. - М. : Юнити, 1998. - 287 с.

21. Татаринова, Г.Н. Управление общественными отношениями /

Г. Н. Татаринова. - Спб.: Питер, 2004.

22. Тульчинский, Г.А. Бизнес в России / Г.А. Тульчинский, М. : Вершина, 2006

23. Уткин, Э.А. Управления связями с общественностью. PR. / Э.А. Уткин, В.В. Баядаев, В.М. Баяданова. - М. : ТЕИС, 2001.

24.Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 27.07.2006 года № 149-ФЗ

25. Федеральный закон "О средствах массовой информации" от 18.07. 1995 года, № 108-ФЗ (действующая редакция)

28. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ (действующая редакция)

29. Цели области качества отдела Пресс-служба» на 2008 год. Утверждено 01.03.2008 года.

30. Чумиков, А. Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие/ А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. - 3-е изд.. перераб. и доп. - М. : Дело, 2006. - 552 с.

31.Шарков, Ф.И. Паблик рилейшнз : Учебник / Ф.И. Шарков. - 3 изд. - М. : Издат.-торгов. Корпорация «Дашков и К», 2009. - 332с.

32. Шишкина, М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления /М.А. Шишкина. - Спб. : СПбГУ, 1999.

33. Шомели, Ж. Связи с общественностью [Текст] / Ж.Шомели, Д.Уисман, / пер.с фр. Под ред. Г.Е. Алпатова. - 9-е изд. - СПб. : Нева, 2003. - 128с.

34. Юдина, Е. Н. Креативное мышление в PR / Е.Н. Юдина. - М. : РИП - холдинг, 2005.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ИНСТРУКЦИЯ PR-СПЕЦИАЛИСТА

I. Общие положения

1. На должность PR-специалиста назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (гуманитарное), дополнительную подготовку в области менеджмента, опыт работы в рекламной сфере, по связям с общественностью и средствами массовой информации не менее (1 года; 2 лет; 3 лет; др.) опыт проведения PR-мероприятий.

2. PR-специалист должен знать:

2.1. Основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса.

2.2. Основы маркетинга.

2.3. Общую методологию PR.

2.4. Место PR-подразделения в структуре предприятия.

2.5. Методы определения целевых аудиторий.

2.6. Основные PR-средства (средства массовой информации, корпоративный бюллетень, ассоциации, антураж, информация и т.д.).

2.7. Принципы планирования PR, PR-кампаний.

2.8. Методы организации и проведения PR-кампаний.

2.9. Структуру и функции средств массовой информации.

2.10. Методику работы со средствами массовой информации.

2.11. Порядок организации и подготовки пресс-релизов, информационных сообщений, проведения брифингов, пресс-конференций,

медиа- китов, бэкграундов.

2.12. Основные принципы клиентского PR, внутрикорпоративного PR, кризисного PR, иных видов PR.

2.13. Основные принципы работы с конкурентной средой.

2.14. Основы журналистики.

2.15. Законодательство о рекламе, о средствах массовой информации.

2.16. Компьютерные технологии и программное обеспечение по автоматизированной обработке информации (текстов, базы данных и т.д.).

2.17. Основы этики, социологии, психологии, филологии.

2.18. Правила ведения деловой переписки.

2.19. Состав информации, являющейся государственной, служебной и коммерческой тайной, порядок ее защиты и использования.

3. Назначение на должность PR-специалиста и освобождение от должности производится приказом руководителя предприятия по представлению (PR-менеджеру; иному должностному лицу)

II. Должностные обязанности

PR-специалист:

1. Реализует PR-стратегию, разработанную PR-менеджером.

2. Собирает информацию о внешнем имидже предприятия.

3. Проводит опросы целевых аудиторий в соответствии с принятыми планами.

4. Тестирует потребительское отношение к продукции (услугам) в фокус-группах.

5. Собирает статистические данные о потенциальных потребителях и конкурентах.

6. Классифицирует потребителей по целевым направлениям, систематизирует информацию о потребителях.

7. Готовит материалы официальных сообщений для печати.

8. Устанавливает контакты с представителями средств массовой информации, размещает необходимую информацию в СМИ.

9. Участвует в выставках, презентациях устраиваемых предприятием, или в акциях, организуемых совместно с иными предприятиями.

10. Готовит тексты выступлений, материалы (в т.ч. слайды, фильмы) для пресс-конференций, пресс-релизов и т.д.

11. Изучает публикации о предприятии, его товарах и услугах в средствах массовой информации, готовит обзоры и представляет их

PR- менеджеру.

12. Готовит доклады и предложения по различным проектам.

13. Контактирует с рекламными агентствами.

15. Выполняет служебные поручения PR-менеджера.

III. Права

PR-специалист имеет право:

1. На информацию о всех показателях работы предприятия.

2. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности, критерии оценки качества исполнения обязанностей.

3. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными

настоящей инструкцией обязанностями.

4. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий, необходимых для исполнения обязанностей.

IV. Ответственность

PR-специалист несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба предприятию — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Наши рекомендации