Глава 57. транспортные договоры. договор об организации

ПЕРЕВОЗОК ГРУЗА. ДОГОВОР НА ПОДАЧУ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

§ 1. Организация транспортного процесса

Специфика транспортных отношений и стадии юридического

конструирования договора перевозки

Договор перевозки груза - чаще всего только завершение очень сложного организационного процесса. Этот специфический процесс ставит перед практикой непростую задачу распознавания и определения содержания договорных конструкций, оформляющих транспортные отношения.

Так, например, как указано в ст. 30 Устава железнодорожного транспорта и подчеркнуто в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30, плата за перевозку вносится, по общему правилу, до момента приема груза для перевозки. Но ведь в соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ договор перевозки груза сформулирован по модели реального договора: по этому договору "перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения". Получается, что в реальном договоре перевозки груза обязанности грузовладельца возникают до заключения договора?

Это действительно так: еще до заключения собственно договора перевозки грузовладелец и перевозчик несут друг перед другом серьезные юридически обеспеченные обязанности. Каково основание возникновения этих обязанностей? Как происходит "завязывание" транспортного процесса?

Рассмотрим отношения грузовладельца и перевозчика, предшествующие заключению договора перевозки груза, на примере отношений, складывающихся в сфере железнодорожного транспортного процесса. Эти отношения проходят несколько последовательных стадий в соответствии со ст. ст. 10, 20, 21, 25, 30 Устава железнодорожного транспорта.

1. Заключение договора об организации перевозок.

2. Подача грузовладельцем заявки на подачу транспортных средств для перевозки конкретного груза.

3. Подача перевозчиком транспортных средств под погрузку в срок, установленный заявкой.

4. Предъявление груза перевозчику.

5. При предъявлении груза грузовладелец должен предоставить перевозчику транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными актами документы.

6. Внесение грузовладельцем платы за перевозку.

7. Прием груза перевозчиком.

8. После приема груза перевозчик выдает грузовладельцу квитанцию о приеме груза.

Когда же договор перевозки груза железнодорожным транспортом считается заключенным? Оказывается, одного факта приема груза перевозчиком еще недостаточно.

Судебная практика. Договор перевозки груза считается заключенным при представлении грузоотправителем накладной и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанции о приеме груза (Постановление Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30).

Можно убедиться в том, какую большую роль в рассмотренных отношениях играют договор об организации перевозок и обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению груза - последние обязательства также имеют договорную основу.

§ 2. Договор об организации перевозок

Понятие и определение. Юридическая природа. Значение

1. Данный договор не носит обязательного характера, но на практике всегда заключается при необходимости осуществления систематических перевозок. Рассматриваемый договор интересен прежде всего тем, что он является характернейшим образцом регулирования организационных отношений сторон.

2. Договор об организации перевозок - это организационный договор, устанавливающий для одной стороны (грузовладельца) предпосылки и порядок предъявления в обусловленном объеме грузов к перевозке, а для другой стороны (перевозчика) - предпосылки и порядок предоставления в установленном объеме транспортных средств и приема грузов к перевозке в установленные сроки (ст. 798 ГК).

В договоре определяется порядок расчетов сторон на будущее время при возникновении в ходе транспортного процесса конкретных денежных обязательств. Договор может содержать иные условия организации перевозки.

Авторитетное мнение. В договорах об организации перевозок могут детально и подробно регламентироваться порядок подачи заявки (заказа) на выделение транспортных средств; минимальные и максимальные объемы грузов, предъявляемых к перевозке ежемесячно (подекадно, ежесуточно); графики подачи транспортных средств, их типы (модели) и грузоподъемность; порядок погрузки (выгрузки); требования в отношении тары и упаковки предъявляемых грузов; порядок взвешивания отправляемых (прибывающих) грузов; сроки уведомления грузовладельца о прибытии или о подходе грузов, прибывающих в его адрес; виды механизмов, используемых при погрузочно-разгрузочных работах, и другие условия (В.В. Витрянский).

3. Договор об организации перевозок груза является:

- консенсуальным;

- двусторонне обязывающим (взаимным).

Поскольку договор устанавливает обязанности неимущественного характера (является организационным), следует квалифицировать его как безвозмездный.

4. Значение договора. Договор об организации перевозок груза нельзя рассматривать как предварительный договор, поскольку его содержание не сводится к обязанности заключения в будущем собственно договора перевозки или иных транспортных договоров. Все транспортные договоры - в равной степени элементы регулирования транспортного процесса. Нельзя рассматривать договор об организации перевозок как подчиненный договору перевозки груза.

Авторитетное мнение. Договор об организации перевозок стоит несоизмеримо выше, нежели договор перевозки конкретного груза, который по своему правовому значению представляет собой лишь облеченные в договорную форму действия сторон по исполнению договора об организации перевозок грузов (то есть именно реальный договор перевозки конкретного груза служит средством выполнения обязательств сторон, вытекающих из договора об организации перевозок) (В.В. Витрянский).

§ 3. Договор на подачу транспортных средств

Определение. Юридическая природа. Специфика содержания.

Основание возникновения обязательств. Содержание.

Ответственность сторон. Основания освобождения

от ответственности

1. Договор на подачу транспортных средств - это соглашение, в силу которого одна сторона (перевозчик) обязуется подать в установленный срок транспортные средства для перевозки груза, а другая сторона (отправитель груза) обязуется использовать поданные транспортные средства (ст. 791 ГК).

2. Договор на подачу транспортных средств по своей юридической природе является:

- консенсуальным;

- двусторонне обязывающим (взаимным).

Договор может быть возмездным в случаях, когда специальным законодательством или соглашением сторон предусматривается плата перевозчику (например, плата за пользование вагонами на железнодорожном транспорте).

Договор на подачу транспортных средств является публичным.

3. Договор на подачу транспортных средств - непосредственное основание возникновения субъективных прав и обязанностей сторон, в отличие от договора об организации перевозок, который устанавливает только организационные предпосылки возникновения гражданских прав и обязанностей.

Договор на подачу транспортных средств регулирует отношения сторон, возникающие в ходе транспортного процесса до момента приема груза перевозчиком. После приема груза и обмена необходимыми документами между сторонами возникают отношения непосредственно из реального договора перевозки груза.

4. Основания возникновения обязательств сторон из договора. Чаще всего договор на подачу транспортных средств в виде отдельного документа не оформляется. Обязанность перевозчика подать транспортные средства возникает:

- или из заявки (заказа) отправителя груза;

- или из договора перевозки груза;

- или из договора об организации перевозок.

Наибольшее значение в транспортных отношениях имеет заявка, которая выступает самостоятельным основанием возникновения обязанности перевозчика подать транспортные средства. Заявка рассматривается как предложение заключить договор на подачу транспортных средств (оферта). Фактические действия перевозчика по исполнению заявки являются акцептом и свидетельствуют о заключении договора на подачу транспортных средств. На железнодорожном транспорте подача заявки обязательна во всех случаях - как при наличии между сторонами договора об организации перевозок, так и при отсутствии такого договора. На автомобильном транспорте заявка подается при наличии договора об организации перевозок грузов, а при отсутствии такого договора оферта оформляется документом, который именуется заказом. Процедура заключения договора на подачу транспортных средств посредством заявки грузовладельца представляется наиболее оптимальной.

Если подача транспортных средств - обязанность перевозчика по договору перевозки конкретного груза, данный договор является смешанным, поскольку содержит элементы консенсуального договора на подачу транспортных средств и реального договора перевозки.

Что касается обязанности перевозчика по подаче транспортного средства, возникающей непосредственно из договора об организации перевозок, то в этом случае договор об организации перевозок практически поглощается договором на подачу транспортных средств.

5. Права и обязанности сторон по договору на подачу транспортных средств. Перевозчик обязан подать транспортные средства, которые, во-первых, исправны в целом (техническая исправность) и, во-вторых, пригодны для перевозки конкретного груза (коммерческая исправность). Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза как в связи с их технической неисправностью, так и потому, что они не пригодны для перевозки конкретного груза (например, для перевозки нефти поданы не цистерны, а открытые платформы, либо для перевозки молока поданы цистерны из-под бензина). В обязанности перевозчика входит также подготовка транспортных средств под погрузку.

Отправитель груза обязан использовать поданные транспортные средства. Эта обязанность означает предъявление груза к перевозке в сопровождении необходимых документов (накладной).

6. Ответственность сторон по договору на подачу транспортных средств (ст. 794 ГК). За неисполнение своих обязанностей стороны несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами. Не запрещено также устанавливать ответственность соглашением сторон. Помимо ответственности за неподачу транспортных средств перевозчиком или за неиспользование поданных средств отправителем груза транспортные уставы и кодексы предусматривают и иные правонарушения в рамках рассматриваемого договора, влекущие гражданско-правовую ответственность. Так, например, в ст. 102 Устава железнодорожного транспорта предусмотрена ответственность грузовладельца за предъявление груза с превышением грузоподъемности (перегрузом) вагона, контейнера.

Ответственность, установленная специальным транспортным законодательством, квалифицируется как законная неустойка.

Судебная практика. Штрафы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта как мера ответственности за нарушение обязательств, связанных с перевозкой, являются законной неустойкой (ст. 332 ГК). Это не препятствует уменьшению размеров штрафов судом в соответствии со ст. 333 ГК.

Отсутствие вины ответчика, нарушившего обязательство, связанное с перевозками, не может служить основанием для освобождения от ответственности, если перевозки производились в связи с осуществлением ответчиком предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 401 ГК). Однако обстоятельства, при которых произошло нарушение обязательства перевозчиком (специфика пропускной способности подъездных путей; зависимость сроков оборота вагонов не только от ответчика, но и от иных организаций, и др.), могут быть приняты во внимание при разрешении вопроса о снижении размера ответственности на основании ст. 333 ГК (Рекомендации Научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа N 1/2008 "О рассмотрении споров, связанных с применением законодательства о снабжении энергией и энергоресурсами, и споров, связанных с применением законодательства о перевозке").

7. Основания освобождения от ответственности. Как перевозчик, так и отправитель груза несут ответственность за неисполнение обязательств по договору на подачу транспортных средств независимо от вины. Законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, освобождающих стороны от ответственности:

- непреодолимая сила, включая явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения);

- военные действия;

- прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, если это прекращение или ограничение установлены в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

- в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами (например, на железнодорожном транспорте перевозчик освобождается от ответственности за неподачу вагонов, контейнеров, если неподача была допущена по вине грузоотправителя).

Литература

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003 (и последующие издания).

Белых В.С. Транспортное законодательство России и зарубежных стран, ЕС, ШОС, ЕврАзЭС (сравнительно-правовой анализ): Учеб.-практич. пособие / Отв. ред. В.А. Бублик. М.: Проспект, 2009.

Рекомендации Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа N 1/2008 "О рассмотрении споров, связанных с применением законодательства о снабжении энергией и энергоресурсами, и споров, связанных с применением законодательства о перевозке" (по итогам заседания, состоявшегося 13 - 14 мая 2008 г. в г. Челябинске) // СПС "КонсультантПлюс".

Мурзин Д.В. Проблемы применения законодательства о перевозке в судебно-арбитражной практике (комментарий к разделу II Рекомендаций Научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа, разработанных по итогам заседания 13 - 14 мая 2008 г.) // Вестник Федерального арбитражного суда Уральского округа. 2008. N 3.

Наши рекомендации