Глава 37. транспортные договоры
§ 1. Источники правового регулирования
Правовое регулирование транспортной системы имеет особое значение для Российской Федерации с ее огромной территорией и развитой транспортной сетью. В транспортную систему России входят железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской и внутренний водный транспорт. Централизованное государственное регулирование всех видов транспорта осуществляет Минтранс России.
В обширном российском законодательстве о транспорте выделяется та его часть, которая регулирует гражданско-правовые отношения. Ядром, образующим систему таких отношений, является договор перевозки. Перевозка - это вид предпринимательской деятельности, направленный на перемещение грузов, пассажиров и их багажа по договору между транспортными организациями - перевозчиками и их клиентурой - пассажирами, грузоотправителями.
Однако процесс перемещения не исчерпывается отношениями, возникающими из договора перевозки. К числу транспортных договоров в широком смысле должны быть отнесены и обязательства, имеющие иную юридическую природу, но опосредующие организацию и обеспечение перевозок, всего транспортного процесса. Среди них - обязательства по подаче транспортных средств, договоры об организации перевозок, фрахтования, соглашения между организациями различных видов транспорта при перевозках в прямом смешанном сообщении, договоры транспортной экспедиции и др.
В сферу перевозочных отношений не входят магистральные трубопроводы. Согласно п. 2 ст. 548 ГК к отношениям, связанным с поставкой газа, нефти, воды, применяются правила о договоре энергоснабжения.
Важнейшие нормы российского законодательства, определяющие основы правового регулирования перевозочных отношений на всех видах транспорта, содержатся в Общей части обязательственного права ГК и части второй ГК, где имеются особая гл. 40 "Перевозка" и гл. 41 "Транспортная экспедиция". Положения этих глав ГК конкретизируются и развиваются специальными актами транспортного законодательства - прежде всего это транспортные уставы и кодексы. Из существа ст. 71 Конституции РФ и п. 2 ст. 784 ГК следует, что все они должны иметь статус федеральных законов.
В Российской Федерации действуют УЖТ, КТМ, КВВТ, Воздушный кодекс. Сохраняет свою силу в части, не противоречащей гл. 40 ГК, УАТ.
Транспортные кодексы носят комплексный характер, поскольку, регулируя деятельность определенного вида транспорта в целом, наряду с гражданско-правовыми нормами содержат и нормы публичного права.
Что же касается железнодорожного транспорта, то публично-правовые нормы, регулирующие его организацию и условия функционирования, содержатся в отдельном Федеральном законе от 10 января 2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Несмотря на специфику каждого вида транспорта, многие положения транспортных уставов и кодексов близки по содержанию, что значительно облегчает осуществление транспортного процесса, особенно когда в нем участвуют несколько видов транспорта.
Для перевозок пассажиров и багажа особое значение имеет Закон о защите прав потребителей, а для перевозок грузов - Федеральный закон от 30 июня 2003 г. "О транспортно-экспедиционной деятельности". Нормы, относящиеся к перевозкам, содержатся в иных законах РФ.
По отдельным вопросам транспортной деятельности принимаются акты Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. N 384 утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Проведение этой реформы, в частности, потребовало разработки Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. N 703.
Важнейшей составляющей транспортного законодательства являются правила перевозок, которые на основании и в развитие транспортных уставов и кодексов подробно регулируют взаимоотношения транспортных организаций с их клиентурой, определяют порядок выполнения основных транспортных операций, особенности различных видов перевозок, в том числе в смешанном сообщении.
Некоторые наиболее важные условия перевозок, в частности касающиеся прав граждан - потребителей транспортных услуг или деятельности естественных монополий на транспорте, устанавливаются актами Правительства РФ. Среди них Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111.
В большинстве остальных случаев правила перевозок утверждаются Минтрансом России. Согласно Воздушному кодексу перевозчики вправе также устанавливать свои правила перевозок при условии, что они не будут ухудшать положение клиентуры по сравнению с общими правилами. На отдельных видах транспорта правила перевозок приняты в период, предшествовавший обновлению российского транспортного законодательства, и поэтому применяются в части, не противоречащей ему.
Кроме правил перевозок на транспорте издаются тарифные руководства - сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном порядке тарифы, ставки сборов за работы и услуги транспорта, правила их применения, перечни станций и портов, открытых для осуществления транспортных операций, и др.
Нормы транспортного законодательства преимущественно носят императивный характер. Это объясняется необходимостью защиты интересов огромного числа потребителей, а также сложностью технологий эксплуатации транспорта, массовостью операций и рисками, связанными с использованием транспортных средств, которые, как известно, являются источником повышенной опасности. По этим же причинам большое распространение на транспорте имеет "формулярное право", а договор перевозки, как правило, является договором присоединения. Хотя принцип свободы договора закреплен п. 2 ст. 784 ГК и во многих случаях применяется на практике, роль соглашения сторон договора перевозки как источника их прав и обязанностей фактически серьезно ограничена.
Единообразному применению норм транспортного законодательства способствует работа высших судебно-арбитражных органов РФ. Так, Пленумом ВАС РФ принято Постановление от 6 октября 2005 г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Перевозки, осуществляемые российскими транспортными предприятиями в международном сообщении, как правило, регулируются международными конвенциями и соглашениями. Положения внутреннего транспортного законодательства РФ к таким перевозкам применяются только в том случае, если международным договором РФ это предусмотрено или необходимо в силу имеющихся в нем пробелов.
§ 2. Транспортные организации. Управление транспортом
Перевозчиками могут быть только коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, наделенные правом осуществлять перевозки. Уставы наиболее крупных транспортных организаций утверждаются Правительством РФ. В настоящее время на морском транспорте действует около 10 крупных судовладельческих акционерных компаний, на воздушном - примерно столько же авиапредприятий, среди которых ведущее положение занимает ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии". Масса мелких перевозчиков, образовавшихся еще в 90-х годах прошлого века на этих видах транспорта, как, впрочем, и на автомобильном и речном транспорте, постепенно, по мере наведения элементарного порядка и в результате конкурентной борьбы, сокращается.
На железнодорожном транспорте с целью создания условий для развития рыночных отношений и привлечения инвестиций происходит структурная реформа, направленная на разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления, перевозочной деятельности и инфраструктуры железных дорог, создание независимых и дочерних акционерных обществ-перевозчиков на базе имущества, которым сейчас наделены самостоятельные подразделения ОАО "Российские железные дороги", с последующей их приватизацией. Правовые основы создания и деятельности ОАО "Российские железные дороги" определены Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", а также Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
В большинстве крупных обществ контрольные пакеты акций принадлежат государству, которое осуществляет свои полномочия собственника через федеральные агентства, находящиеся в ведении Минтранса России.
Транспортные организации выполняют перевозки только при наличии у них лицензий на соответствующий вид деятельности, а владельцы воздушных судов, кроме того, должны получить сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Лицензирование - важнейший метод государственного регулирования транспорта. Основы лицензирования транспортной деятельности определены Законом о лицензировании отдельных видов деятельности. Главные задачи лицензирования - обеспечить безопасность движения и эксплуатацию транспортных средств, защитить права и интересы потребителей транспортных услуг. Цель - исключить возможность доступа на рынок перевозок лиц, которые не обладают необходимым парком транспортных средств, технической базой, профессионально подготовленным персоналом и не способны обеспечить безопасность транспортных операций. В процессе выдачи лицензии проводится проверка сведений и документов, представляемых заявителем, а при необходимости - независимая экспертиза.
Выдача лицензий и сертификатов транспортным организациям осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), которая находится в ведении Минтранса России. Срок действия лицензии не может быть менее 5 лет. В Законе предусмотрен исчерпывающий перечень оснований отказа в выдаче или продлении лицензии. Отказ может быть обжалован заявителем в арбитражном суде.
В силу п. 1 ст. 789 ГК перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Таким образом, у транспортных организаций возникает не только право, но и обязанность осуществлять перевозки.
Законом о естественных монополиях железнодорожные перевозки отнесены к регулируемой им сфере. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 787 утверждено Положение об основах государственного регулирования тарифов на железнодорожном транспорте. Соответствующая функция возложена на Федеральную службу по тарифам, а в части международных транзитных перевозок по территории Российской Федерации - на Минтранс России. Действует Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами". Для отдельных видов перевозок и категорий грузов допускается дифференциация и снижение тарифных ставок. Вышеназванным актом Правительства РФ утверждены Правила предоставления исключительных тарифов на железнодорожном транспорте. Эти тарифы устанавливаются в рамках единой системы тарифов с учетом условий рынка товаров и услуг, особых условий перевозок. Они должны стимулировать развитие новых технологий в сфере железнодорожных перевозок и обеспечивать возможность пользоваться услугами транспорта всем потребителям на равных условиях. Предоставления исключительных тарифов в индивидуальном порядке не допускается.
Органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на перевозки грузов морским, внутренним водным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также на перевозки пассажиров в местном (пригородном) сообщении.
Помимо транспортных предприятий в практическом осуществлении перевозок важную роль играют иные предприятия и организации каждой из отраслей транспорта. На железнодорожном транспорте в ходе структурной реформы появляется новый участник транспортного процесса - владелец инфраструктуры. Им, согласно ст. 2 УЖТ, могут быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, эксплуатирующий технологический комплекс (железнодорожные пути общего пользования, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением, здания, сооружения и оборудование, обеспечивающие функционирование этого комплекса).
Пограничные станции организуют коммерческие операции по перегрузке экспортно-импортных грузов, таможенное оформление грузов и переоформление при необходимости транспортной документации, предоставление транспортно-экспедиторских услуг.
Широкий круг транспортных операций выполняют морские, речные порты, а также аэропорты. Они обеспечивают управление движением судов в своей зоне, обслуживание судов, включая погрузочно-разгрузочные работы, проведение складских операций, обслуживание пассажиров, местные перевозки. Кроме того, порты, выполняя комплекс операций по перевалке грузов при перевозке их с участием разных видов транспорта, обеспечивая исполнение узловых соглашений и договоров на централизованный завоз (вывоз) грузов между транспортными организациями, являются важным связующим звеном смешанного сообщения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. N 705 морскими портами управляют их администрации, которые являются федеральными государственными учреждениями. Капитаны морских и речных судов наделены широкими полномочиями и осуществляют надзор за обеспечением безопасности судоходства и охраны порядка в порту. Для осуществления транспортно-хозяйственных функций морских портов создано федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт", находящееся в ведении Минтранса России.
Для воздушного транспорта кроме аэропортов значение имеет деятельность федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (Госкорпорация по ОВД).
Организации - владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта, транспортные терминалы, порты, аэропорты, органы управления движением и др. - выполняют на основе договоров, заключаемых с транспортными компаниями-перевозчиками, важные технические и коммерческие функции. На праве оперативного управления или хозяйственного ведения за этими организациями закреплены элементы технологического комплекса (инфраструктуры) соответствующего вида транспорта. Хотя в этой области не исключено наличие других форм собственности, указанные организации в своем большинстве являются государственными унитарными предприятиями или федеральными учреждениями, их услуги отнесены к сфере деятельности естественных монополий и предоставляются в установленном законом порядке. Деятельность этих организаций лицензируется, правила и цены (тарифы), по которым они оказывают большинство своих услуг, а также различные сборы регулируются Правительством РФ и устанавливаются Федеральной службой по тарифам.
§ 3. Договор перевозки груза в системе договоров
транспортного права
1. Понятие, особенности и виды договора перевозки груза. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель - уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК). Договор перевозки груза относится к числу возмездных и реальных. Статья 115 КТМ, определяя договор морской перевозки груза, допускает возможность его квалификации в качестве консенсуального (т.е. возникающего до передачи груза перевозчику в момент заключения соглашения).
Договор перевозки груза является двусторонним. Упомянутый в определении получатель груза стороной договора не является, поскольку в заключении договора перевозки не участвует (кроме случаев, когда он является одновременно и отправителем). Поэтому перевозку груза в литературе принято относить к числу договоров в пользу третьего лица (ст. 430 ГК). Право получателя (т.е. третьего лица) требовать выдачи груза основывается на другом договоре, по которому он является контрагентом отправителя (купля-продажа, лизинг и др.) и который предусматривает процедуру перехода к нему права владения или собственности на товар посредством отгрузки в адрес приобретателя (ст. 224 ГК). В договоре перевозки этот товар предстает в качестве груза, но права и обязанности, связанные с его приемкой, возникают у получателя не из договора перевозки, а в силу соответствующих указаний норм транспортного законодательства при условии признания получателем своего вещного права на доставленный перевозчиком груз с намерением им воспользоваться.
Договор перевозки транспортом общего пользования в соответствии с п. 2 ст. 789 ГК является публичным (ст. 426 ГК). Поэтому, согласно ГК, перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, должен публиковаться. Отсутствие или неполнота таких публикаций не могут влиять на права пользователей транспортных услуг.
Договор перевозки относится к числу сделок, для которых необходима письменная форма их совершения. В соответствии с п. 2 ст. 785 ГК заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом.
Различают договоры перевозки во внутреннем и международном сообщении. Особенности международных перевозок обусловлены тем, что они, как правило, выполняются с пересечением государственной границы и регулируются положениями международных договоров в области транспорта. Перевозки между портами внутри страны на морском транспорте называются каботажем (ст. 4 КТМ).
Специфика организации производственной деятельности каждого вида транспорта порождает не только особенности договора перевозки, связанные с его условиями, заключением и исполнением, но и его разновидности.
В частности, на железнодорожном транспорте различаются перевозки грузовой и большой скоростью (ст. 14 УЖТ). В пассажирских, почтово-багажных или грузопассажирских поездах перевозится грузобагаж (ст. 2 УЖТ). Крупные партии груза и грузобагажа перевозятся с предоставлением целого вагона - повагонная отправка, массовые грузы - маршрутными отправками.
Перевозка автомобильным транспортом согласно ст. 5 УАТ может быть городской, пригородной (на расстояние до 50 км от города), междугородней, межреспубликанской (по территории двух и более субъектов РФ), международной. Перевозки автомобильным транспортом принято разделять на централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортное предприятие традиционно заключает договор с отправителем, по указанию которого груз доставляется получателю. При децентрализованных перевозках перевозчик заключает договор с получателем, по указанию которого забирает груз в порту или на станции и доставляет его к месту назначения - получателю.
Как правило, перевозки - независимо от количества участвующих в них последовательных перевозчиков - осуществляются по одному договору перевозки с выдачей одного транспортного документа на весь маршрут следования. При этом договор заключается только с одним перевозчиком в пункте отправления. Первый перевозчик действует (как представитель) от имени всех последующих. Каждый из соперевозчиков несет ответственность за выполнение перевозки в целом; правда, требования по перевозке могут предъявляться, как правило, только перевозчикам, заключившим договор перевозки или выдавшим груз в месте назначения. В последующем транспортные организации производят между собой взаиморасчеты, связанные с перевозкой.
На воздушном транспорте отношения последовательных перевозчиков оформляются договорами, предусматривающими взаимное признание перевозочных документов, выданных каждым из них, и потому носят характер комиссии. Авиакомпания, заключившая договор перевозки по всему маршруту, выступает по отношению к своему партнеру, выполнившему часть этой перевозки, как комиссионер. На железнодорожном транспорте перевозки пассажиров, грузов между железнодорожными станциями в РФ с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу именуются перевозками в прямом железнодорожном сообщении (ст. 2 УЖТ).
Если перевозка осуществляется по единому транспортному документу (транспортной накладной) по нескольким видам транспорта, она именуется прямым смешанным сообщением, или комбинированной перевозкой. Статья 788 ГК предусматривает принятие закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках. Порядок организации таких перевозок и взаимоотношения соперевозчиков определяются соглашениями между ними.
Нашла применение новая юридическая договорная конструкция смешанного сообщения, где организацию перевозок берет на себя оператор - как правило, крупная транспортная организация или экспедитор. Оператор смешанной перевозки (ОСП) заключает договор перевозки с грузовладельцем и несет перед ним ответственность за всю транспортировку. В случае несохранности груза или просрочки его доставки ОСП возмещает грузовладельцу причиненный ущерб, а затем в порядке регресса привлекает к ответственности перевозчика, на участке которого возникли убытки.
2. Иные транспортные договоры. По формам эксплуатации транспорта различают перевозки, которые осуществляются в регулярном (линейном) сообщении и рассчитаны на сравнительно небольшие отправки. Они подчинены условиям (правилам) перевозок транспортных организаций и удостоверяются коносаментом или грузовой накладной. Однако перевозки больших партий грузов, массовых или в количестве, достаточном для загрузки всего транспортного средства или его части, могут выполняться без твердого расписания (на нерегулярной основе) с предварительным заключением особого договора. Он предусматривает предоставление для перевозки всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов и специальные условия организации такой перевозки. Такой договор называется договором фрахтования или чартером. Сторонами его являются фрахтовщик (транспортная организация) и фрахтователь (как правило, грузовладелец, туристическая фирма и т.п.). Чартерные перевозки как грузов, так и пассажиров выполняются на речном и воздушном транспорте. Чартер на морском транспорте применяется только при перевозках грузов.
Статья 787 ГК, выделяя договору фрахтования в системе транспортных обязательств особое место, предусматривает, что его форма и порядок заключения устанавливаются транспортными уставами и кодексами. При перевозках на зафрахтованных судах за транспортной организацией, как правило, сохраняется обязанность выдать отправителю накладную или коносамент, а пассажиру билет, т.е. заключить договор перевозки. При этом условия чартера обязательны для получателя груза и пассажира только в том случае, если в перевозочном документе (коносаменте, накладной, билете) имеется соответствующая оговорка. Правила перевозок транспортных организаций применяются к чартерным перевозкам, если не оговорены договором фрахтования иные условия. Условия чартера содержатся в типовых проформах, разрабатываемых фрахтовщиками, однако в отличие от условий перевозочных документов являются предметом обсуждения и согласования сторон чартера. Чартер не относится к числу публичных договоров.
Тем не менее согласно КТМ (ст. 115) и КВВТ (ст. 67) чартер является разновидностью договора перевозки груза, который заключается с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных помещений. Воздушный кодекс (ст. 104) воспроизводит лишь определение договора фрахтования, содержащееся в ГК, однако не относит воздушный чартер к числу документов, удостоверяющих договор перевозки (ст. 105). Поэтому при необходимости к отношениям, возникающим из этого договора, могут применяться положения ГК об аренде транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (ст. 632 - 641).
Видом аренды является тайм-чартер - договор фрахтования судна на время, который распространен на морском транспорте и которому в КТМ посвящена гл. X. По этому договору судовладелец обязуется предоставить фрахтователю за вознаграждение на определенный срок судно и услуги экипажа как для перевозки грузов, так и для перевозки пассажиров, а также иных целей. Транспортные средства могут арендоваться и без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. Такая аренда на всех видах транспорта также регулируется § 3 гл. 34 ГК, а на морском - специальной гл. XI КТМ, где именуется бербоут-чартером. (Подробнее об этих договорах см. гл. 31 Учебника.)
Крупные грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов заключают с транспортными организациями долгосрочные договоры об организации перевозок, которые предусматривают обязательства сторон по приемке и предъявлению грузов к перевозке в установленные сроки (период навигации) и обусловленном объеме (ст. 798 ГК). В договорах предусматриваются условия подачи транспортных средств и предъявления грузов, порядок расчетов и иные условия организации перевозки. Договорами перевозки они по своей природе не являются, но без них осуществление транспортного процесса во многих случаях невозможно.
В связи со структурной реформой на железнодорожном транспорте появился новый важный договор транспортного права - договор об оказании услуг по использованию перевозчиком инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (ст. 50 УЖТ). Он заключается с владельцами инфраструктуры железных дорог и является публичным. Договор определяет объемы и сроки перевозок грузов, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчетов, а также ответственность сторон при нарушении ими своих обязательств. Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования содержат примерные формы таких договоров и запросов об оказании услуг.
Более двух третей всего объема погрузочно-разгрузочных операций на железнодорожном транспорте происходит на подъездных путях необщего пользования, но связанных с общей сетью железных дорог. Часть подъездных путей принадлежит владельцам инфраструктуры, а часть - крупным грузоотправителям. Основные принципы эксплуатационной работы на подъездных путях определены в гл. IV УЖТ. Грузовладельцы, имеющие собственные подъездные пути, заключают с перевозчиком договоры на их эксплуатацию в полном объеме, включая порядок содержания и ремонта. Грузовладельцы, имеющие склады и погрузочно-разгрузочные площадки на подъездных путях, принадлежащих владельцу инфраструктуры, заключают договоры только на подачу и уборку вагонов. Указанными договорами устанавливаются порядок работы локомотивов, подачи вагонов к местам погрузки или выгрузки, а также уборки вагонов с этих мест, технологические сроки оборота вагонов, контейнеров и нормы погрузки и выгрузки грузов из вагонов. Типовые формы указанных договоров предусмотрены в правилах перевозок.
В целях рациональной организации работ по обеспечению смешанных перевозок грузов, в особенности операций по передаче грузов в пунктах перевалки, их централизованному завозу и вывозу со станций и портов, ст. 799 ГК предусмотрено заключение соответствующих договоров, а также узловых соглашений между предприятиями различных видов транспорта (транспортными организациями, портами и иными владельцами инфраструктуры транспорта). Эти договоры могут быть охарактеризованы как договоры об оказании услуг, однако нормы об этом договоре в ГК весьма кратки. В силу ст. 783 ГК к договорам на централизованный завоз (вывоз) грузов и узловым соглашениям субсидиарно должны применяться общие положения о договоре подряда (§ 1 гл. 37 ГК) в части, не урегулированной гл. 40 ГК и транспортным законодательством.
Особым видом транспортных обязательств является буксировка. Договор буксировки весьма распространен на морском и речном транспорте. По этому договору владелец одного судна (буксировщик) обязуется за вознаграждение буксировать (посредством тяги или толкания) другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние, либо в течение определенного времени, либо для выполнения маневров на акватории порта. На морском транспорте буксировка осуществляется в соответствии с гл. XII КТМ, а на внутреннем водном - в соответствии с гл. XII КВВТ. Договор буксировки предусматривает обязанности владельца буксируемого объекта по его укомплектовке экипажем и приведению в состояние, годное для буксировки, распределение обязанностей по управлению буксировкой и ответственность сторон за ущерб, причиненный в ходе буксировки. На внутреннем водном транспорте к отношениям по буксировке субсидиарно применяются положения КВВТ о перевозке груза (п. 6 ст. 88).
Особое место в системе транспортных обязательств занимает договор транспортной экспедиции, которому посвящена гл. 41 ГК (§ 8 настоящей главы Учебника).
§ 4. Заключение и исполнение договора перевозки груза
1. "Завязывание" транспортного процесса. Заключению договора перевозки на любом виде транспорта предшествует организационная работа по согласованию срока подачи и количества необходимых для перевозки транспортных средств, объемов и характера перевозимых грузов. Исключение могут составлять лишь случаи мелких отправок, которые должны приниматься транспортными организациями по предъявлении грузоотправителями, а также когда сам договор перевозки, являясь консенсуальным (договор фрахтования на морском и речном транспорте), определяет порядок организации перевозки.
Статьей 791 ГК предусматривается, что перевозчик обязан подать отправителю под погрузку транспортные средства в срок, установленный договором об организации систематических перевозок (о них говорилось выше) либо принятой от отправителя заявкой (заказом). Грузоотправители с небольшим и нерегулярным объемом перевозок подают транспортным организациям периодические заявки (заказы) на предстоящие перевозки. Принятие перевозчиком к исполнению заявки грузоотправителя означает достижение ими соглашения по подаче транспортных средств для перевозки грузов перевозчиком и их использованию грузоотправителем. Подача заявки обеспечивает "завязку" транспортного процесса, но не может рассматриваться как оферта в договоре перевозки. Согласно ст. 11 УЖТ транспортные средства должны подаваться за 10 дней до начала перевозки и не позднее чем за 15 дней при перевозке грузов, направляемых на экспорт и в прямом смешанном сообщении. Затем заявку перевозчик согласовывает с владельцем инфраструктуры и возвращает грузоотправителю не позднее чем за 3 дня до заявленного начала перевозки. Учет выполнения заявки, в том числе обеспечения грузоотправителя вагонами, контейнерами, учет погрузки грузов в вагоны, контейнеры осуществляется в учетной карточке, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем по окончании каждых суток такой погрузки. На воздушном транспорте практикуется процедура бронирования тоннажа (объема). Заявка на бронирование считается принятой с момента извещения отправителя о произведенном бронировании.
Транспортная организация должна подать отправителю под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки. Отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств, непригодных для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК). Раскрывая содержание этой нормы, транспортное законодательство выделяет понятия технической исправности (мореходности) транспортного средства и его годности (готовности трюмов) для перевозки в коммерческом отношении. Причем ст. 20 УЖТ и ст. 71 КВВТ предусматривают, что если отправитель осуществляет погрузку, то он должен проверить пригодность транспортных средств в коммерческом отношении; коммерческая пригодность контейнеров осуществляется им во всех случаях. Морской перевозчик отвечает за мореходное состояние судна, за исключением случаев, когда техническая неисправность транспортного средства вызвана его скрытыми недостатками (ст. 124 КТМ).
Транспортные средства должны подаваться в согласованном количестве, в обусловленный срок и в определенное место. Условия и порядок подачи транспортных средств устанавливаются специальными правилами, которые действуют на каждом виде транспорта. Перевозочные средства подаются на станции, пристани, причалы, порты как общего пользования, так и принадлежащие отправителям. На железнодорожном транспорте порядок подачи вагонов на подъездные пути необщего пользования определяется договорами на эксплуатацию подъездных путей или договорами на подачу и уборку вагонов. Особенностью и преимуществом автомобильного транспорта является возможность подачи транспортного средства прямо на склад отправителя.
Обязанности перевозчика подать транспортное средство соответствует обязанность отправителя предъявить груз к перевозке. Количество и вид (наименование) груза определяются заявкой, договором об организации перевозок или договором фрахтования. Отправитель может заменить ранее согласованные грузы иными, если это не требует корректировки условий перевозки. Грузы, нуждающиеся в предохранении от утраты, порчи или повреждения, должны предъявляться в исправной таре и упаковке, соответствующей стандартам или обеспечивающей их полную сохранность при перевозке. В этих же целях, а также для определения принадлежности груза устанавливаются требования о нанесении маркировки. При несоблюдении этих требований транспортная организация имеет право отказать в приеме груза.
Согласно ст. 794 ГК за неподачу транспортных средств и за непредъявление груза (или неиспользование поданных транспортных средств) грузоотправитель и перевозчик несут ответственность на началах предпринимательского риска. Ответственность транспортных организаций и грузовладельцев наступает независимо от их вины. Основаниями освобождения от ответственности являются обстоятельства непреодолимой силы, прекращение или ограничение перевозки грузов в предусмотренном законом порядке. УЖТ, КВВТ и УАТ устанавливают некоторые дополнительные, специфические для соответствующих видов транспорта основания освобождения от ответственности, однако их перечень носит исчерпывающий характер и не меняет условий ответственности, предусмотренных ст. 794 ГК. За невыполнение принятой заявки ст. 94 УЖТ и ст. 127 УАТ предусмотрена ответственность в виде штрафа. На других видах транспорта такой штраф может быть согласован в договорах об организации перевозок.
2. Принятие груза к перевозке. Подача транспортных средств и предъявление груза к перевозке, как правило, создают предпосылки к принятию груза перевозчиком, а оплата за перевозку - к заключению договора перевозки. Процедура принятия груза к перевозке зависит от того, кто (отправитель или транспортная организация) осуществляет его погрузку на транспортное средство.
Транспортные организации, как правило, самостоятельно осуществляют погрузку и выгрузку в местах общего пользования, а вне таких мест - по особым соглашениям с отправителем при наличии средств механизации. В долгосрочных договорах об организации перевозок предусматривается обязанность отправителя произвести необходимые для погрузки (выгрузки) мероприятия по подготовке <