Не позволяйте эмоциям одолеть вас
Если вы подозреваете, что избегаете "А-1" из-за какого-то внутреннего страха, тогда в момент достижения вами Точки Принятия Решений спросите себя: "Чего я боюсь?" Составьте список различных вариантов и выберите тот страх, который в наибольшей степени вызывает у вас желание уходить от работы. После этого взгляните страху прямо в лицо. Каким образом?
Я пошел работать на "Ксерокс" именно потому, что страх встречаться с незнакомыми людьми, страх предложить товар и получить отказ был на то время сильным тормозом моего развития вообще. Я знал, что эти навыки мне очень пригодятся и выбрал "Ксерокс" именно потому, что у этой компании была одна из лучших тренинговых программ по продажам. Я изучил все, что мог, я наблюдал за работой более опытных агентов, но преодолеть страх таким образом мне не удавалось.
Я знал, что наилучшим использованием моего времени и лучшей возможностью набраться необходимого опыта, было установление контактов с максимально большим числом новых клиентов, представлявших торговые фирмы. Однако в ходе своих деловых визитов, я постоянно навещал клиентов, которые были моими старыми друзьями и могли мне предложить лишь свою приятную компанию, но ни одного выгодного заказа. Я избегал встреч с новыми клиентами, потому что они порой отказывались от встреч со мной или грубо отвечали мне.
Наконец, я подготовил годичный план продажи продукции своей фирмы. В нем была намечена программа развития контактов с новыми клиентами, но с первого же дня я понял, что мне чрезвычайно трудно воплотить свои намерения в жизнь. Я избегал встреч с новыми клиентами, так как боялся, что получу от них отказ в грубой форме. Этот страх мешал реализовать мой замечательный план.
Пытаясь найти решение своей проблемы, я решил сосредоточить свои усилия на одной цели - добиться встречи с заведующим отделом по закупкам одной влиятельной фирмы.
Я давно хотел получить заказ от этой компании. Заключение такой сделки открывало огромные возможности. Но я страшно боялся, что зав. отделом "поставит меня на место" каким-нибудь уничтожающим замечанием.
Как погасить страх
Размышляя по поводу телефонного звонка зав. отделу и чувствуя, что страх сдерживает меня, я сказал себе, мои страхи являются вздорными, мне бояться нечего и у меня слишком много других важных забот, чтобы тратить время на пустые переживания. Другими словами я сказал страху: "Уходи прочь, ты мне мешаешь".
В прошлом таких слов мне было достаточно, чтобы преодолеть волнения, которые я испытывал перед тем, как начать переговоры с новым клиентом, но на сей раз самовнушение мне не помогало, потому что я особенно много возлагал надежд на исход своей беседы.
Если бы этот страх был обычных размеров, примерно на уровне походного костра, а не достиг масштабов лесного пожара, то его можно было бы легко потушить. Но когда вы имеете дело со страхом, который вышел из-под контроля, эмоция достигла угрожающих размеров и подобные способы ее тушения становятся малоэффективными.
Мое состояние было таковым, что, когда я говорил себе: "Ничего страшного нет", страхи одолевали еще сильнее. Я не только испытывал страх, но и боялся того, что он проявится в самый неподходящий момент! Без сомнения, я должен был найти иной способ справиться со страхом.
Как сдержать страх
Небольшой огонь можно погасить даже малой порцией воды, но, когда пожар бесконтрольно свирепствует, то лучше всего создать барьеры, по сути, сказав огню: "Ты можешь выжечь все, что угодно в пределах этого круга, но эту линию ты пересекать не смеешь!"
Я обнаружил, что, хотя и не мог погасить свой страх, я сумел сдержать его, по крайней мере, на короткое время. Я понял, что не в состоянии обратиться к зав. отделом, перед которым трепетал, а лишь к его секретарю. В любом случае я решил, что смогу пережить быстрое и четкое "нет'', сказанное по телефону.
Если я сумею договориться о встрече, то у меня будет много времени, в течение которого я смогу волноваться, но лишь после того, как я позвоню по телефону. В этот момент я вспомнил майора Мейджора из романа "Уловка-22", который объявлял, чтобы его не беспокоили, когда он сидит в своем кабинете, и чтобы посетителей пускали к нему в кабинет только когда его там нет.
Я помечтал еще немного о том, как здорово бы было, если бы новые клиенты никогда не были на месте, когда я им буду звонить. Потом я вернулся к реальности, выразил надежду на то, что зав. отделом не будет на месте, а затем набрал его номер телефона. Оказалось, что он был на месте и может встретиться со мной через четыре дня в следующий понедельник в 14.30.
На первых порах восторг от того, что мне назначена встреча, так меня захватил, что всю вторую половину дня я обзванивал других новых клиентов, договариваясь с ними о встречах. Однако, на следующее утро, когда я должен был собирать информацию и другие материалы для встречи с клиентом, я обнаружил, что снова стал медлить. Я стал заниматься другими, менее важными делами, но во время этих занятий мне в голову приходили те страшные вопросы, которыми будет атаковать меня зав. отделом.
По мере того, как страх грядущего поражения стал нарастать, я понял, что плохо готов к встрече и поэтому у меня будет глупый вид. Когда я уже не мог вынести больше своих фантазий, то бросился к автомату-кофеварке - популярному месту отдыха сотрудников фирмы.