Проактивность: 30-дневный тест
Чтобы распознать и развить в себе проактивность, вовсе не обязательно проходить
через лагерь смерти, как это было с Франклом. Именно в повседневной жизни мы можем
развивать свою проактивность, позволяющую справляться с колоссальными жизненными
перегрузками. Наша проактивность проявляется в том, как мы берем на себя и выполняем
обязательства, как ведем себя в транспортных пробках, как реагируем на раздраженного
клиента или непослушного ребенка. Она проявляется в том, как мы видим наши проблемы и
на чем сосредоточиваем свою энергию. Она проявляется в нашей речи.
Я хочу предложить вам пройти 30-дневный тест на проактивность. Попробуйте и
посмотрите, что из этого получится. В течение тридцати дней действуйте исключительно в
вашем Круге Влияния. Берите на себя небольшие обязательства и выполняйте их. Будьте для
других светочем, а не судьей. Показывайте пример, а не критикуйте. Будьте частью решения,
а не частью проблемы.
Попробуйте это в супружеских отношениях, в семье, на работе. Не ссылайтесь на
недостатки других людей. Не оправдывайте свои недостатки. Допустив ошибку, признайте
ее, исправьте, извлеките из нее урок – и немедленно. Не обвиняйте, не обличайте. Работайте
над тем, что в ваших силах. Работайте над собой. Работайте над быть.
Смотрите на недостатки других с сочувствием, а не с осуждением. Дело не в том, что
люди чего-то не делают или должны делать. Важно то, какова будет ваша реакция на
ситуацию и что должны делать вы. Как только вы начнете думать, что проблема "где-то там",
остановите себя. Сама эта мысль и есть проблема.
Тот, кто день за днем тренирует свою зарождающуюся свободу, постепенно
увеличивает ее. Тот, кто этого не делает, обнаруживает, что свобода исчезла пока они
выполняли чужую программу. Такие люди живут по указке родителей, коллег, общества.
Мы ответственны за свою эффективность, за наше собственное счастье и, в конечном
счете, за большую часть обстоятельств в своей жизни.
Как отмечал Сэмюэл Джонсон14: "Фонтан успеха должен забить в нас самих; тот же,
кто столь несведущ в человеческой натуре, что ищет счастье, изменяя все что угодно, кроме
себя самого, потратит свою жизнь на бесплодные усилия и преумножит беды, от которых
стремился избавиться".
Ответственность – способность отвечать за происходящее, выбирать собственный
ответ, – является основой самой эффективности и каждого из навыков эффективности, о
которых пойдет речь в следующих главах.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1. В течение всего дня прислушивайтесь к своей речи и к речи окружающих. Насколько
часто вы употребляе те сами или слышите от других такие выражения, как: "если бы только",
"я не могу" или "я вынужден"?
2. Представьте себе ситуацию, которая в ближайшее время может возникнуть в вашей
жизни и в которой вы, судя по прошлому опыту, будете склонны вести себя реактивно.
Рассмотрите эту ситуацию с точки зрения вашего Круга Влияния. Как бы вы могли
реагировать в этой ситуации проактивно? Уделите несколько минут тому, чтобы в своем
воображении нарисовать ясную и четкую картину того, как вы реагируете в проактивной
манере. Напомните себе о свободе выбора, которая находится между раздражи телем и
реакцией. Пообещайте себе, что будете практиковаться в использовании своей свободы выбо
ра.
3. Выберите какую-нибудь особенно угнетающую про блему в своей личной или
профессиональной жизни. Определите, к какой категории она относится – к проблемам под
прямым контролем, под косвенным контролем или вне контроля. Определите первый шаг,
который вы можете предпринять для решения этой проблемы в своем Круге Влияния, и
сделайте этот шаг.
4. Попробуйте выполнить 30-дневный тест проактив ности. Следите за изменениями в
своем Круге Влияния.
14 Джонсон, Сэмюэл (1709-1784), английский лексикограф, поэт и критик. (Прим. перев.)
НАВЫК 2
НАЧИНАЙТЕ, ПРЕДСТАВЛЯЯ
КОНЕЧНУЮ ЦЕЛЬ
ПРИНЦИПЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО
ЛИДЕРСТВА
ТО, ЧТО ОСТАЛОСЬ ПОЗАДИ НАС, И
ТО, ЧТО ЖДЕТ НАС ВПЕРЕДИ, ИМЕЕТ
ОЧЕНЬ МАЛОЕ ЗНАЧЕНИЕ В СРАВНЕНИИ С
ТЕМ, ЧТО НАХОДИТСЯ У НАС ВНУТРИ.
ОЛИВЕР УЭНДЕЛЛ ХОЛМС
15
Для прочтения нескольких следующих страниц найдите, пожалуйста, уединенное
место, где никто не будет вам мешать. Постарайтесь выбросить из головы все, кроме того, о
чем вы будете читать, и того, что я буду предлагать вам делать. Не думайте о своих планах, о
своей работе, о своей семье и о своих друзьях. Просто сосредоточьтесь и откройтесь для
восприятия прочитанного.
Представьте себе, что вы отправляетесь на похороны близкого вам человека. Вот вы
подъезжаете к залу для прощальной церемонии или к церкви, паркуете машину и выходите
из нее. Вы входите внутрь, видите цветы, слышите негромкую органную музыку. Вы видите
лица родных и друзей умершего. Вы чувствуете, что сердца присутствующих излучают
общую горечь утраты и волнующую близость к тому, кто ушел.
Вот вы проходите вперед, заглядываете в гроб и внезапно видите там самого себя. Это
ваши похороны, которые происходят тремя годами позже. Все эти люди пришли сюда
почтить вашу память, выразить свою любовь и признательность за прожитую вами жизнь.
Вот вы садитесь на скамью и в ожидании траурной церемонии просматриваете
оказавшуюся у вас в руках программку. Ожидаются четыре выступления. Первым
выступающим будет кто-то из членов вашей семьи или из родственников, приехавших со
всех концов страны, – муж или жена, один из ваших детей, братьев, сестер или племянников,
ваши тетя или дядя, двоюродный брат или сестра, дедушка или бабушка. Вторым выступит
один из ваших друзей – тот, кто сможет рассказать, каким вы были человеком. Третий вы-
ступающий – сослуживец, ваш коллега по профессии. А четвертый – представитель вашей
церкви или какой-то общественной организации, в которой вы состояли.
А теперь серьезно подумайте. Какие слова о себе и своей жизни вы хотели бы
услышать от каждого из выступающих? Каким мужем или женой, отцом или матерью
предстанете вы в их выступлениях? Каким сыном или дочерью, братом или сестрой? Каким
другом? Каким коллегой по работе?
Каким характером вы бы хотели обладать в их представлении? Какие ваши дела и
достижения вы бы хотели запечатлеть в их памяти? Внимательно посмотрите на
окружающих вас людей. Какой след хотели бы вы оставить в их жизни? Прежде чем
продолжить чтение, посвятите несколько минут тому, чтобы записать свои ответы на
поставленные вопросы, а также мысли и впечатления в связи с этим упражнением. Это в
значительной степени углубит ваше восприятие Навыка 2.
15 Холмс, Оливер Уэнделл (1809-1894) – врач по профессии, ставший известным в первой половине ХIХ
века американским поэтом-аболиционистом, автором текстов маршей, призывавших северян на борьбу с
войсками южан-конфедератов. (Прим. перев.)
ЧТО ОЗНАЧАЕТ
"НАЧИНАЙТЕ, ПРЕДСТАВЛЯЯ КОНЕЧНУЮ ЦЕЛЬ"
Если вы со всей серьезностью участвовали в этом воображаемом эксперименте, вы на
мгновение прикоснулись к своим глубинным, фундаментальным ценностям. Вы установили
кратковременный контакт с тон системой внутренних ориентиров, которая является сердцем
вашего Круга Влияния.
Вдумайтесь в слова Джозефа Аддисона16:
"Когда я смотрю на могилы великих людей, всякая зависть умирает во мне; когда я
читаю эпитафии красавицам, страсть затухает; когда я вижу горе родителей у могилы сына,
сердце сжимает сострадание; когда я вижу могилы самих родителей, я сознаю всю тщетность
скорби по тем, за кем и мы вскорости последуем; когда я вижу, как короли лежат рядом с
теми, кто свергал их, когда я смотрю, как бок о бок покоятся бывшие идейные противники
или праведники, раскалывавшие этот мир своими раздорами и дискуссиями, – я с грустью и
удивлением думаю о ничтожности соперничества, распрей и раздоров в жизни человечества.
Когда я читаю даты на могильных камнях, одни из которых высечены вчера, другие шесть
столетий назад, я думаю о том Великом Дне, когда мы – живущие ныне – все вместе станем
Современниками".
Хотя Навык 2 применим ко многим различным обстоятельствам и аспектам жизни,
основное воплощение девиза "начинайте представляя конечную цель" заключается в том,
чтобы уже сегодня начать с представления образа, картины или парадигмы конечной цели
вашей жизни. Это будет системой оценки или критерием, на соответствие которому
проверяется все остальное. Каждая часть вашей жизни – то, что вы делаете сегодня, что
будете делать завтра, на следующей неделе, в следующем месяце, – может быть рассмотрено
в контексте единого целого, того, что по-настоящему имеет для вас значение. Постоянно
сохраняя у себя в голове четкий образ своей конечной цели, вы всегда можете отдавать себе
отчет в том, что все, что вы делаете в любой конкретный день, не противоречит критериям,
которые вы сами определили для себя как наиболее важные. Вы всегда сможете быть
уверены, что каждый прожитый вами день является исполненным смысла, вкладом в ваше
представление о своей жизни в целом.
Начинать, представляя конечную цель, – значит начинать с четкого осознания своего
жизненного предназначения. Это значит понимать, к чему вы стремитесь, для того, чтобы
лучше представлять себе, где вы находитесь в данный момент, и каждый шаг делать в
нужном направлении.
Невероятно легко попасть в ловушку активности, в круговорот дел и событий, все
больше и больше усилий расходуя на то, чтобы карабкаться вверх по лестнице успеха, – и
лишь затем, чтобы осознать, что лестницу эту прислонили не к той стене. Можно быть и
очень занятым человеком, не будучи очень эффективным.
Люди часто обнаруживают, что победы, к которым они стремились, – всего лишь
мыльные пузыри, а успех был достигнут в ущерб тому, что они неожиданно осознали как
более важное. Люди самых разнообразных профессий: врачи, ученые, актеры, политики,
бизнесмены-профессионалы, спортсмены и водопроводчики, – часто тратят огромные
усилия, чтобы иметь больший доход, большую популярность или чтобы достичь
определенного профессионального уровня, а потом обнаруживают, что их стремление к
достижению этой цели затмило то, что на самом деле для них гораздо важнее и что теперь
навсегда упущено.
Совсем иначе складывается наша жизнь, если мы действительно знаем, что для нас
16 Аддисон, Джозеф (1672-1719) – английский критик и поэт. (Прим.
является самым важным, храним это в своем сознании и в соответствии с этим изо дня в день
управляем собой, делая то, что действительно имеет для нас большее значение. Если наша
лестница приставлена не к той стене, то каждый шаг по ее ступеням будет приближать нас не
к тому месту. Мы можем быть очень занятыми, можем быть очень производительными, но
по-настоящему эффективными мы станем лишь в том случае, если начиная, будем
представлять конечную цель,
Серьезное размышление о словах, которые вы хотели бы услышать о себе во время
собственных похорон, позволит вам найти свое определение успеха. Оно может сильно
отличаться от того определения, которое вы до сих пор считали верным. Может оказаться,
что слава, достижения, деньги или что-то другое, к чему мы стремимся, даже частично не
является той стеной.
Когда вы начинаете, представляя конечную цель, вы обретаете совершенно иную
перспективу. После смерти общего друга один человек спросил другого: "Много ли он
оставил?". Ответ был: "Он оставил все это".
ВСЕ СОЗДАЕТСЯ ДВАЖДЫ
Принцип "Начинайте, представляя конечную цель" основывается на идее, что все
создается дважды Существует мысленное – или первое – творение и физическое – или
второе творение
Посмотрите, например, как строится дом. Вы создаете его во всех подробностях еще до
того, как забьете первый гвоздь Вы стараетесь предельно четко представить себе, каким он
должен быть Если а го дом для большой семьи, то вы планируете семейную гостиную –
место традиционного сбора домашних Вы планируете раздвижные двери и дворик для детей,
чтобы они могли играть на свежем воздухе. Вы оперируете идеями. Вы напрягаете свой
интеллект, пока не получите четкий образ того, что вам хочется построить.
Затем вы превращаете замысел в проект и разрабатываете строительные чертежи. Все
это делается до того, как лопата впервые вонзится в землю. В противном случае во время
работы над вторым – физическим – творением вам придется вносить дорогостоящие
изменения, которые могут удвоить стоимость постройки вашего дома.
Известно правило: "Семь раз отмерь, один отрежь". Вам следует удостовериться, что
__________проект – ваше первое творение – является именно тем, что вам надо, и что вы как следует все
продумали А уже после этого вы воплощаете свой проект в кирпиче Каждый день вы
наведываетесь на строительную площадку, разворачиваете проект и отдаете распоряжения
на весь день. Вы начинаете, представляя конечную цель.
Другой пример позаимствуем из бизнеса. Если вы хотите иметь успешное предприятие,
то вы четко определяете, чего вы стремитесь достичь. Вы тщательно обдумываете продук-
цию или услугу, которую собираетесь предоставлять, исходя из своих целей на рынке. После
этого вы организуете все необходимые для достижения поставленной цели элементы:
финансы, исследования и разработки, управление, маркетинг, персонал, основные фонды и
так далее. От того, насколько четко вы вначале представляете конечную цель, часто зависит
ваша способность к созданию эффективного пред-приятия. Большинство провалов в бизнесе
зарождается как раз на этапе первого творения и связано с такими проблемами, как
недостаточное вложение средств в развитие производства, незнание рынка или отсутствие
плана развития бизнеса.
То же относится и к выполнению родительских обязанностей Если вы хотите воспитать
ответственных, дисциплинированных детей, вы должны постоянно помнить об этой цели во
время своего каждодневного взаимодействия и общения с ними. Вы не должны своим
обращением с ними подрывать их внутреннюю дисциплину и чувство собственного
достоинства.
В большей или меньшей степени люди используют этот принцип в самых разных
жизненных ситуациях. Прежде чем отправиться в путешествие, вы определяете место
назначения и наилучший маршрут. Перед тем, как посадить сад, вы строите план участка в
своем воображении или на бумаге. Вы пишете текст своей речи, прежде чем произнести ее.
Вы рисуете выкройку будущего платья, прежде чем вдеть нитку в иголку.
Если мы признаём принцип двух творений и ответственны за каждое из них, то мы
действуем внутри своего Круга Влияния, расширяя его границы. Если же мы действуем вне
гармонии с этим принципом и пренебрегаем значением первого творения, мы свой Круг
Влияния сужаем.
ПО ПЛАНУ ИЛИ ПО УМОЛЧАНИЮ
Все создается дважды. Это принцип. Однако не всегда первое творение является
результатом осознанного плана, В личных делах, не развивая своего самосознания и не беря
на себя ответственность за первое творение, мы позволяем другим людям и обстоятельствам,
находящимся вне нашего Круга Влияния, в значительной степени формировать нашу жизнь
– по умолчанию17. Мы реактивно живем по сценариям, навязанным нам нашей семьей,
сослуживцами, планами других людей, давлением обстоятельств, – по сценариям,
пришедшим из нашего прошлого, из нашего обучения и условий развития.
Эти сценарии исходят от людей, а не из принципов. Они произрастают из нашей
незащищенности, из нашей глубокой зависимости от других, из нашей потребности и
одобрении и любви, в принадлежности к социальной группе, в ощущении нашей важности и
значимости для других.
Независимо от того, осознаем ли мы это и контролируем ли мы это, все в нашей жизни
имеет первое творение. Мы же сами являемся вторым творением либо нашего собственного
проактивного плана, либо программ и планов других людей, внешних обстоятельств и
устоявшихся привычек. Уникальные человеческие свойства: самосознание, воображение и
совесть – дают нам возможность анализировать первое творение и брать на себя
ответственность за его создание для себя, за написание своего собственного сценария. Иначе
говоря, Навык 1 гласит: "Ты 1-й творец". Навык 2 – это первое творение.