Антропогенез и его комплексный характер. Философия о биосоциальной и духовной природе человека. Природа человека в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса
Антропология – специальная наука, изучающая происхождение человека и его биологические особенности. Давно признано, что превращение животных в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием.
Тема человека в истории философской мысли – старая и вечно новая проблема. Старая – потому что столь же древняя как и сам человек. Вечно новая, потому что постоянно изменяются условия жизни, научные знания, сам человек. Образы человека в мировой философии формировались с учетом региональных особенностей культур и цивилизаций. Понятие природы человека – предельно широкое, с его помощью можно описать не только величие и силу человека, но и его слабость, ограниченность. Природа человека – это «стартовые условия», ситуация, в которой находится каждый человек. В современной антропологии существуют как минимум три стратегии смысления природы человека:– Одномерная, представленная социологизаторской и биологизаторской программами. Человек исключительно социальное или биологическое существо. человек не может стать человеком (личностью) вне общества. – Двумерная, в которой человек трактуется как биосоциальное существо, генетически и функционально обусловленное развитием и природы и общества. Дуальность человека проявляется в основных оппозициях его бытия: тело – дух, природа – свобода, разум – интуиция. – Триединая (трехмерная) – человек представлен как сложное взаимодействие трёх начал – биологического, социального и духовного. Как неделимое единство тела, души и духа. Антропогенез (от греч. anthropos – человек и genesis - происхождение) – процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида. Тенденции интерпретации антропогенеза в философии могут быть разделены на две основ. группы: 1.Креационистские рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». 2. Эволюционные- отстаивает идею естественного происхождения человека, рассматривая его как продукт общеприродной эволюции. Трудовая теория Ф.Энгельса утверждает, что именно труд способствовал развитию и закреплению основных признаков и определил возникновение у человека особой формы адаптации к внешней среде. Очевидно, следует говорить о комплексном характере факторов антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино. Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающимся. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии; Уступая животным в развитии отдельных органов, во многих природных качествах, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу каких-либо причин оторванный с рождения от общества, остается животным. Тема так называемого антропологического кризиса стала в философии ХХ века темой фундаментальной. Человек поставлен в качестве самостоятельного предмета философского анализа. Уже Сократ тесно увязал вопрос об объективности истины с антропологической проблемой, а также с проблемами этики. Именно Кант поставил во главу угла великий вопрос - “Что есть человек?”. Антропологический кризис, кризис легитимностей, ситуация Освенцима, исчерпанность энергий, восстание масс, кризис самоидентичности, технизация мышления, экзистенциальный вакуум - вот лишь те немногие характеристики, данные современному европейскому человечеству. Агрессия - проявление антропологического кризиса. События последнего времени - погромы на рынках, массовые беспорядки - позволяют говорить о серьезном социальном явлении и требуют его серьезного объяснения. Ибо во всей череде кризисов оказался незамеченным главный кризис - антропологический, связанный со злокачественной мутацией самого человеческого типа. Причиной этого кризиса послужил "модернизационный шок", порожденный процессом распада традиционной патриархальной культуры, освободившим деструктивные и антисоциальные импульсы. Кризисные явления в происходящем заключаются, прежде всего, в том, что с человеком начали совершаться какие-то резкие изменения. Человек перестал быть прежним, казалось бы, вполне знакомым предметом, неизменным в своей основе – и вместо этого стал предметом каких-то активных перемен, интенсивной антропологической динамики. При более пристальном рассмотрении горизонта антропологического кризиса можно прийти к выводу, что глубинный, порождающий его план – это, в первую очередь, сам человек! – как он представлен себе в своем собственном сознании, а вовсе не обстоятельства его жизни.