Антропологический материализм Фейербаха. «Сущность христианства» Фейербаха 2 страница
В начале ХХ века религиозная философия переживает мировоззренческий поворот. Происходит религиозно-философское возрождение. К религиозному поиску обращаются многие крупные философы, возникают целые религиозно-философские общества. Символом этой эпохи стал Н. А. Бердяев – один из самых ярких представителей периода «серебряного века». Он известен как экзистенциалист и религиозный персоналист. Центром его учения является человек, которого он рассматривал как богоподобное существо. Главными темами его философии были свобода (основа бытия), творчество (средство совершенствования) и личность (первооснова всего). Субъективизм и индивидуализм человека преодолеваются с помощью любви в Божественном начале.
Во многом учение Вл. Соловьева созвучно идеям, которые содержатся в произведениях Ф.М. Достоевского. Однако Достоевский и писатель, и мыслитель в одном лице. Тема человека, смысла жизни, смерти и бессмертия, предназначения человека – вот что волнует Достоевского прежде всего и как нигде в другой литературе представлена в его творчестве. И не случайно, что не в строгих и логических философских рассуждениях раскрывается эта тема, а в творчестве писателя, не оставившего после себя ни одного чисто философского сочинения. Достоевский устами своих героев пытается решить проблемы, связанные с жизненным выбором каждого человека и без решения, которых станет бессмысленным наше существование. Для героев Достоевского главным является вопрос об отношении человека к Богу, то есть вопрос о сущности веры и ее роли в жизни человека. Мучительные поиски ответа на этот вопрос, привели Достоевского к выводу, что человек – это уникальное и иррациональное в своей сущности создание, вбирающее в себя всю противоречивость мироздания. Человек – уникальный носитель всех мировых противоречий и обречен постоянно метаться между ними, постоянно выбирать.
31.Развитие философской и общественно- политической мысли в Дагестане.
Магомед Ярагский вошел во всемирную историю как выдающаяся историческая личность. Трезвый и острый ум глубокие знания, убежденность в правоте своих идеи позволили ему перешагнуть через себя ради великой цели освобождения горцев. Его имя стало символом непогрешимости и чести для кавказских народов. Только человек, огромной нравственной силы, чистоты веры мог поднять на борьбу разрозненных, разноэтнических жителей Кавказа. М.Ярагский - агул по происхождению, лезгин по языку, стал сыном Дагестана. Он имел отношение к возвышению всех имамов Дагестана и Чечни.
В рассматриваемую нами эпоху признанными деятелями просвещения, интеллектуально и нравственно богатыми личностями, которые всю свою жизнь и деятельность посвятили трудному делу образования и просвещения Дагестанского народа были Гаджи Магомед Кудутлинский, Гаджи-Дауд Усишинский, Сайд Шиназский, Мухаммед ал-Яраги, Мирза Али ал-Ахты, Сайд Араканский, Салман Тлохский и другие. В плеяде этих деятелей Гасан-эфенди Алкадари занимает достойное место. Выдающийся ученый и крупнейший деятель духовно культуры Гасанэфенди Алкадари оставил богатое и бесценное назное, педагогическое, литературное и культурное наследие. Развитие национального просвещения было одной из важнейших задач дореволюционного дагестанского прогрессивного общественного деятеля. Оно заняло приоритетное место в педагогическом наследии Г. Алкадари, который получил хорошее, для того времени, образование, отличался глубоким знанием жизни народа, широтой кругозора. Особая близость к трудовому народу, желание помочь ему, большое трудолюбие и вера в будущее выдвинули Гасана-эфенди в ряды передовых борцов за просвещение. Исходя из изложенного, особую актуальность приобретает изучение педагогического наследия видного просветителя, создателя первых светских школ, ученого-историка, поэта и общественно-политического деятеля Дагестана конца XIX и начала XX веков Гасана-эфенди Алкадари (1834-1910). Выдающийся ученый и крупнейший деятель духовной культуры Дагестана Гасан-эфенди Алкадари оставил богатое и бесценное научное, педагогическое, литературное и культурное наследие. Чем глубже постигаешь мотивы, которыми руководствовался Г. Алкадари при создании своей школы, тем больше находишь в его характере и поступках общего с выдающимися педагогами того времени.
В жизни М. Абдуллаева было много сложных ситуаций. В 1963 г. научная общественность три дня обсуждала его первую монографию «Мыслители Дагестана XIX и начало XX вв.». Ее подвергли суровой критике как идейно вредную, рекомендовано было ее приостановить. У него было изъято 17 работ с обвинением автора в идеализации патриархально-феодального прошлого. Но и в этих условиях профессор продолжал научную работу, совершая смелый научный подвиг, пересматривая устоявшиеся в научной литературе и закрепленные в партийных документах оценки досоветского арабо-мусульманского культурно- философского наследия. Многие ученые в Центре и других республиках не верили, что в досоветском Дагестане была научная и философская мысль, заслуживающая изучения.
Благодаря его публикациям на русском и иностранных языках досоветский Дагестан предстал перед миром как один из просвещенных уголков мира.
М.А. Абдуллаев является зачинателем многих направлений философской и социально-политической науки в Дагестане: исламоведения, социологии, истории философской мысли, социальной философии, национальных отношений, советологии и т.д. Ныне к этим проблемам прибавились еще два объекта изучения: философские вопросы медицины и информациологии.
Наиболее рельефно энциклопедичность юбиляра выступает в его книге «Актуальные проблемы философской науки». Магомед Абдуллаевич – автор ряда работ по исламу, написанных в духе требований того времени.
В современных исследованиях по исламу он показывает, что ислам сыграл огромную прогрессивную роль в мировой истории и развитии культуры, выступал идеологической основой, теологической оболочкой и интегрирующим фактором компонентов арабо-мусульманской культуры. Он одним из первых четко и с глубоким знанием осветил проблемы суфизма, показал распространение его в Дагестане, раскрыл сущность разновидностей тарикатского мюридизма в республике: накшбандийского, кадирийского и шазилийского. Он осветил деятельность и воззрения 12 дагестанских тарикатских шейхов, в том числе 4 проживающих в Турции. М.Абдуллаев показал, что тарикатский мюридизм вырос на идеях суфизма, который с X-XI вв. развивался в Дагестане.
Им опубликованы 30 монографий, 3 сборника статей, 5 учебных пособий, сотни глав и статей в коллективных монографиях, сборниках и журналах.
32.Постклассическая философия в 19 веке. Позитивизм и философия жизни.
.
1. Позитивизм.
Одно из основных направлений философии нашего столетия - позитивизм, хотя истоки его уходят в сравнительно далекое прошлое. Сам "термин "позитивизм" происходит от лат.posi- tivus - положительный.
Позитивизм в ходе своей эволюции прошел несколько этапов:
• "первый" позитивизм;
• "второй" позитивизм;
• неопозитивизм;
• постпозитивизм.
Современный позитивизм или неопозитивизм представляет собой третью разновидность, а точнее - третью волну позитивизма.
Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности Венского кружка, на основе которого сложилось течение логического позитивизма.
Позитивизм основан на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено лишь как результат специальных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет право на существование. Сам позитивизм претендует на роль философии науки. Наука же с точки зрения позитивизма имеет дело только с явлениями, опытом, ощущениями и не может выходить за их пределы в непознаваемую сущность вещей.
Неопозитивизм в своем развитии прошел ряд этапов. Первоначально он выступил в виде логического позитивизма.
Подлинно научная философия, согласно логическому позитивизму, возможна только как логический анализ языка науки. Наука сводится к эмпирическим высказываниям и логическим выводам из этих высказываний по правилам логики. В 50-х годах переживает глубокий кризис, а в 60-х по существу перестает существовать как самостоятельное течение.
Логический позитивизм возник на основе идей таких философов, как: Б.Рассел Л. Витгенштейн и развился на основе Венского кружка, в который входили: М.Шлик, Р.Карнап, Х.Рейхенбах и др.
С ослаблением влияния логического позитивизма сравнительно большой вес приобрело такое течение неопозитивизма, как лингвистическая философия.
Лингвистическая философиявозникла в 1930-х годах и получило развитие в Великобритании, США и др. странах. Идейными источниками являются философия "здравого смысла" Мура и взгляды позднего Витгенштейна.
Представители лингвистической философии усматривают задачу "философа-аналитика" в детальном анализе фактического употребления естественного разговорного языка с тем, чтобы устранять недоразумения, возникающие вследствие его неправильного употребления. Лингвистическая философия отрывает язык от действительности и преувеличивает его роль.
Последний этап в развитии позитивизма, начало которому было положено сравнительно недавно, в 6О-х годах, представлен постпозитивизмом. Его появление на свет было связано с кризисными явлениями в лингвистической философии. Представители постпозитивизма в отличие от своих предшественников сосредоточили свое внимание не на языке и логике науки, а на более общих проблемах ее развития - на анализе структуры научных теорий и их функциях, на процедурах проверки подтверждения и опровержения теорий, законов и гипотез, на вопросах истории науки и закономерностях ее развития. Наиболее видные представители постпозитивизма - Т.С.Кун (1922), И.Лакатош (1922-1974), П.Фейерабенд (1924) - в своих работах высказали целый ряд оригинальных положений относительно закономерностей развития науки, хотя далеко не все из них бесспорны.
2. Философия жизни
Иррационализм нашел свое проявление в "философии жизни", основы которой заложил еще Ф.Ницше и которая получает дальнейшее развитие во взглядах В.Дилтея (1833-1911), А.Бергсона (1859-1941), О.Шпенглера (188О-1936), центральным является понятие "жизни" как особой целостной реальности, не тождественной ни материи, ни духу, ни сознанию. Поэтому постичь "жизнь" рациональными средствами невозможно, она доступна лишь интуиции. Под "жизнью", "живым" понималось при этом не только единично-неповторимое развертывание конкретной жизни, но и некая космическая сила, определяемая А.Бергсоном как "жизненный порыв", сущность которого состоит в непрерывном самовоспроизведении себя и творчестве новых форм, благодаря чему эволюция мира, природы приобретает характер «творческой эволюции».
33.Эволюция неопозитивистской философии в 20 веке. Неопозитивизм.
В 20-е годы ХХ-го века эмпириокритицизм сменяется неопозитивизмом. Идеи неопозитивизма сформировались в различных странах: Австрии, Германии, Англии, Польше, США.
Для неопозитивизма характерно присущее «первому» и «второму» позитивизму но выраженное в более резкой форме, размежевание науки и философии. Единственно возможным знанием сторонники неопозитивистской философии считают специально-научное знание. Философские проблемы бессмысленны, т.к. они формулируются при помощи «псевдопонятий». Неопозитивизм объявляет такими «псевдопонятиями» наиболее общие категории (материю, субстанцию и т.д.), ибо они не поддаются проверке, верификации.
В середине ХХ-го века в научный лексикон вместо термина «неопозитивизм» был введен термин «аналитическая философия». Аналитическая философия — широкое и разнородное философское течение, которое усматривает задачу философии в анализе языка, с целью прояснения традиционно философской проблематики. К этому течению принадлежат лингвистическая философия, логический эмпи-ризм, постпозитивизм и др.
Философия неопозитивизма своим возникновением во многом обязана австрийскому философу и логику Л. Витгенштейну (1889 — 1951) и Б. Расселу.
В 20-е годы ХХ века, в связи с исследованиями в области математической логики, Рассела начинает интересовать разработка аналитического метода для решения философских проблем. Рассел пришел к выводу, что наличие в философии множества нерешенных проблем, проистекает в результате неточного использования философского языка.
Предметом философии должен стать логический анализ наук., использующий логически совершенный язык.
Рассел разрабатывал также концепцию «нейтрального монизма». Согласно этой концепции первоосновой всего сущего является «нейтральный материал», в котором отсутствуют грани, существующие между материальным и духовным, физическим и психическим. «Физическое» и «психическое» тождественны друг другу и выражают одно и то же событие.
В поздних работах Рассел пришел к выводу, что метод верификации оказывается бессильным, когда речь идет о предложениях, выражающих прошлые события, и о предложениях, в которых находят выражение события будущего времени. Для того, чтобы выйти из данного затруднения, следует признать, что не всякое предложение поддается верификации, а также ввести в верификацию понятие «веры». Истина основана на вере и на «здравом смысле».
34.Экзистенциальная философия в 20 веке.Экзистенциализм .
Экзистенциализм (от лат.existentia - существование)- это философия существования, причем под существованием понимается внутреннее бытие человека, его чувства и переживания, его страсти и настроения и т.д. Идеи экзистенциализма восходят к воззрениям датского философа С.Кьеркегора и "философии жизни". Само же их за- рождение произошло в России после поражения революции 19О5-19О7 гг. в работах Н.А.Бердяева (1874-1948), примкнувшего в дальнейшем к религиозному экзистенциализму, а также в трудах философа и публициста Л.И.Шестова (1866-1938). После первой мировой войны экзистенциализм получил развитие в Германии. Здесь его главными представителями были К.Ясперс (1883-19698) и М.Хайдеггер (1889-1976). В период после второй мировой войны во Франции идеи экзистенциализма нашли отражение в художественных произведениях и философских трудах А.Камю (1913-198О) и Ж.П.Сартра (19О5-198О).
Внутри экзистенциализма существует два основных направления - атеистическое (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю) и религиозное (К.Ясперс, Г.Марсель, Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов).
Экзистенциализм провозглашает активность человека, его свободу. Только сам человек несет ответственность за свои поступки, за свой выбор, за свою жизнь.
Особое место в экзистенциализме занимает проблема поиска смысла жизни, достижения ее сущности, которая раскрывается лишь через столкновение со смерью, в ситуациях, которые К.Ясперс назвал пограничными, причем само существование характеризуется в экзистенциализме как трагичное прежде всего потому, что оно конечно.
Французский философ Жан Поль Сартр (1905-1980) пред ставляет атеистическое направление экзистенциализма. В своей работе «Экзистенциализм - это гуманизм» он прямо пишет, что экзистенциализм «есть лишь попытка извлечь все выводы из по следовательной атеистической позиции».
35.Самоорганизация и системность бытия. Синергетика.
Системность характерна для всего бытия. Она фиксирует порядок над хаосом. Система – это множество элементов, находящихся в отношениях или связях друг с другом и образующие целостность или органическое единство.
Элемент – наименьшая единица системы. Её компонент, который может быть безразличен или небезразличен к специфике системы, и способный к выполнению определенных функций.
Структура – совокупность устойчивых связей элементов в системе.
Роль, назначение отдельного элемента в системе и системы в целом, это функция.
Классификация систем: 1) дискретный (корпускулярный тип). Системы, состоящие из подобных элементов не связанных между собой непосредственно и объединенных только общим отношением к окружающей среде.
2) жесткий тип системы. Повышенная организованность. Обладает совершенно новыми средствами в сравнении с элементами системы.
3) Централизованный. Содержит одно основное звено, которое организационно является центром системы и связывает все элементы или управляет ими.
Классификация систем по отношению к окружающей среде.
Открытые системы. Те, которые обмениваются с внешним миром веществом, энергией и информацией.
Закрытые системы, у которых нет обмена с окружающей средой.
Вся система находится в движении и развитии, что приводит к количественным и качественным изменениям. Энтропия – переход энергии. Мир стремится к хаосу.
Синергетика – это теория самоорганизации открытых диссипативных нелинейных систем и превращение хаоса в порядок.
Линейная система (детерминированные процессы)
Нелинейная система (если система открыта)
Энтропия способна выводиться из системы.
Создатели синергетики И. Пригожин, Хакен. Точки флуктуации – возможные точки выхода из кризиса.
Аттрактор – единственная точка выхода из кризиса.
Выводы: 1) всякое развитие возможно только в открытых системах. 2) Открытая система способна к качественным изменениям. Закрытая – погибает. 3) Можно предвидеть общие варианты развития, но нельзя определить конкретный вариант развития. 4) Жизнь человека – череда моментов решающего выбора. 5) Аукнется, но неизвестно как откликнется. 6) Действуй в нужном месте и в нужное время, если хочешь чего-то добиться. 6) Не получится то, что не может получиться. 7) Малым воздействием выживешь большие последствия, но большим не всегда малые.
36.«Картиной мира» называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре окружающей человека действительности, способах ее функционирования и развития.
Картина мира формируется, с одной стороны, как составная часть мировоззрения, а, с другой стороны, на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.Различают религиозную, научную и философскую картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями: 1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира и 2) основными идеями, которые они предлагают для решения своей проблемы.
Проблемы РКМ: Соотношение Бога и человека
Идеи РКМ: Божественное творение мира и человека
Проблемы ФКМ: Соотношение мира и человека.
Идеи ФКМ: монизм, дуализм и плюрализм; диалектика и метафизика; эклектика; редукционизм; механицизм; вопрос об отношении мышления к бытию.
Проблемы НКМ: Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых, частей знания в единое, логически непротиворечивое целое
Идеи НКМ: Мир, как совокупность естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.
Религиозная Картина Мира (РКМ)
— совокупность наиболее общих религиозных представлений о мире, его происхождении, строении и будущем. Главный признак РКМ — разделение мира на сверхъестественный и естественный, при абсолютном господстве первого над вторым.Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца. Человеку в РКМ отводится роль дитя, которого любят, поощряют и возвышают по мере его стремлений и усилий приблизиться к Творцу и жить по его наставлениям. В различных религиозных конфессиях РКМ различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.Религиозный ответ на вопрос «Зачем я живу?» заключается в спасении души.
РКМ разрабатывается теологами.Научная картина мира (НКМ) — особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий.Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и закономерностях объективного мира, научная картина мира существует как сложная структура, включающая в себя в качестве составных частей общенаучную картину мира и картины мира отдельных наук (физическая, биологическая, геологическая и т. п.). Картины мира отдельных наук, в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции — определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке
Особенности НКМ:
1. Научная картина мира отличатся от религиозных представлений о мире, основанных на авторитете пророков, религиозной традиции, священных текстах и т. д.
Религиозные представления более консервативны в отличие от научных, меняющихся в результате обнаружения новых фактов. В свою очередь, религиозные концепции мироздания могут изменяться, чтобы приблизиться к научным взглядам своего времени. В основе получения научной картины мира лежит эксперимент,который позволяет подтвердить достоверность тех или иных суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера в истинность тех или иных суждений, принадлежащих какому-либо авторитету.
2. Научная картина мира отличается также от мировоззрения, свойственного бытовому или художественного восприятию мира, использующего бытовой/художественный язык для обозначения объектов и явлений мира.
Человек искусства создает художественные образы мира на основании синтеза своего субъективного (эмоционального восприятия) и объективного (бесстрастного) постижения, в то время как человек науки сосредоточен на исключительно объективном и с помощью критического мышления устраняет субъективность из результатов исследований. Эмоциональное восприятие правополушарно (образно), в то время как логическое научное обоснование, абстракции, обобщения — левополушарно.Философская картина мира дает предельно общее представление о нем. Создаваемая в рамках онтологии ФКМ определяет основное содержание мировоззрения индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях.
Следовательно, ФКМ есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.
Особенности ФКМ:
1. В отличие от РКМ, ФКМ всегда опирается на НКМ как надежный фундамент.
Космоцентристская ФКМ античности вполне соответствовала натурфилософскому уровню развития античной науки.
На формирование натурфилософии и антропоцентризма Возрождения оказал мощное влияние гелиоцентризм Н.Коперника и Дж. Бруно.
Механистическая модель мира возникла на основе классической механики И.Ньютона и в ее основе лежали философские принципы единства мира, а также закономерности и понятия механики (масса, частица, сила, энергия, инерция).
Сменившая ее диалектическая, релятивистская КМ строилась на научном фундаменте квантовой механики и теории относительности, а теперь в ее фундамент легли принципы глобального эволюционизма и синергетики.
2. Каждая ступень развивающейся ФКМ выдвигает перед наукой и философией задачу осмысления тех или иных понятий, углубления, уточнения или принципиально нового определения содержания фундаментальных философских категорий, посредством которых и выстраивается ФКМ.
3. Философская картина мира распадается на множественные, плюралистичные картины
37.
Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Для рассмотрения этого вопроса обратимся к истории развития философии.
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй – как идеальные.Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период – мифологическое истолкование бытия.Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе» (натуралистическая онтология).Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования.Существо развития научного и философского знания заключается в том, что человек все более сознает себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей социальной жизни и форм культуры.
В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6 – 4 веков до нашей эры – десократики. Для них бытие совпадает с материальным, неразрушимым и совершенным космосом.
Монистические и плюралистические концепции бытия. самоорганизация бытия, Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими (от греч. monos - один, единственный). Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и плюралистические (от лат. pluralis - множественный) концепции.К числу плюралистических концепций можно, с некоторыми оговорками, отнести учение Лейбница о монадах - бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом - как выразился Лейбниц, «монады не имеют окон», т.е. каждая замкнута в самой себе. Последовательно плюралистическую теорию построил в прошлом веке английский логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов», каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием.
Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое - в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).
Учение о самоорганизации бытия входит в содержание синергетики, изучающей особенности развития сложных неравновесных систем, к числу которых можно отнести природу, общество, культуру, человека и др. Открытый характер взаимодействия таких систем с окружающей средой приводит к постепенному увеличению энтропии, т.е. возрастанию степени внутренней хаотичности и нарушению порядка. Явление хаоса в теории самоорганизации Вселенной имеет положительное значение, поскольку хаос конструктивен, созидателен, из него возникает материя, т.е. порядок. Поэтому развитие мира (сложных открытых систем) связано с самоорганизацией материи от хаоса к порядку и от порядка к хаосу.
38
Понятие материи является основной категорией в философии, оно означает сущность мира, признание объективной реальности, существование независимо от сознания человека.
Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо субстанцией).Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало – апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел (материалисты).Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.
Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер.Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к пониманию материи.В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется философский подход к пониманию материи: материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:
1. логический – материя как философская категория;
2. онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и субъективной реальности) – материя как объективная реальность;
3. гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать через копирование, фотографирование, отображение;
4. заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших ощущений.
В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:
1. материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;
2. материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;
3. материя – это то, отражением чего является сознание, мышление