Основные идеи философии XVII в
- Принцип автономного мыслящего субъекта.
- Принцип методического сомнения.
- Индуктивно-эмпирический метод.
- Рационально-дедуктивный метод, включающий интеллектуальную интуицию.
Время Декарта было эпохой растущего доверия к разуму и выдвигаемым им идеям, веры в неизбежный прогресс человечества, основой которого должно стать преобразование мира на разумных началах. В XVII в. формируется та механистическая картина мира, которая составляла основу естествознания и философии до ХIX в. Особенностью философии этого периода было то, что духовный мир человека характеризовали упрощенно. Но положительным здесь было уже то, что философия Нового времени обратила внимание на своеобразие человека, преодолевая ограниченность гилозоизма.
Тема 6. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII В.)
Эпоха Просвещения
Расцвет философии эпохи Просвещения приходится на XVIII столетие. Её идейным центром становится предреволюционная Франция. Французское просвещение выступило за свободу научной и философской мысли против основ феодальной идеологии. Источником идей французских просветителей были учения английского просвещения.
Крупнейшим представителем философии эпохи Просвещения был Вольтер (1694–1778). Основные его произведения: «Философские письма», «Философский словарь», «Орлеанская девственница» и др.
Вольтер – деист, т.е., признавая детерминированность естественных и общественных явлений, философ склонялся к мысли, что конечная причина их движения и развития является Божественной.
Вольтер ввел в философию термин « философия истории», под которым он понимал учение о прогрессивном развитии человечества. Исторический процесс определяется, по его мнению, развитием и распространением идей, творчеством передовых мыслителей. Важную роль в развитии общества он отводил торговле, науке, росту народонаселения.
Социально-политические взгляды Вольтера имеют, в основном, антифеодальную направленность. Он выступал за свободу печати, слова, совести. Требуя равенства граждан перед законом, философ в то же время считал неизбежным социальное неравенство. Наука, по его мнению, создана для просвещенного меньшинства, а не для простонародья.
Социально-политические и педагогические взгляды Руссо
Демократическое крыло французского просвещения возглавлял Жан-Жак Руссо (1712–1778). Основные его произведения: «Общественный договор», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства среди людей» и др.
Философское мировоззрение Руссо базировалось на дуализме и деизме. Он признавал как существование материи вне и независимо от человеческого сознания, так и существование нематериальной субстанции, или «Верховного разума». Материя, по его мнению, пассивна, движение осуществляется нематериальной субстанцией.
В познании Руссо был сторонником сенсуализма, абсолютизировал роль чувств и принижал роль теоретического мышления. Он полагал, что чувства представляют собой более ценную сферу духовной жизни людей, чем разум, так как развитие форм разума разрушило в человеке первоначальную гармонию и ослабило его естественную мощь.
В своих философских работах Жан-Жак Руссо (1712–1778) обосновал, что причины неравенства среди людей коренятся в возникновении частной собственности при переходе от «естестественного состояния» к гражданскому обществу. Вместе с тем философ признавал правомерность существования мелкой трудовой собственности. Богатство, особенно чрезмерное, по его мнению, порождает праздность и развращает нравы.
Разрешение противоречий существующей цивилизации Жан-Жак Руссо усматривал, главным образом, в применении новых методов обучения. Он разработал утопические рекомендации, направленные на то, чтобы изолировать детей от общества и воспитывать их на лоне природы, учитывая естественные способности и интересы воспитания.
Сенсуализм в теории познания дополнялся у Ж.-Ж. Руссо сентиментализмом в эстетике и литературном творчестве. Сентиментализм выражался в идеализации простой жизни обыкновенного среднего человека на лоне природы, в культе чувственности, в отрицании сословных преград и предрассудков.
Ж.Ж.Руссо – одна из наиболее парадоксальных фигур в современной европейской литературе. Его произведения можно разделить на две группы, которые содержат противоречащие друг другу положения. Его автобиографическое произведение «Исповедь», романы «Эмиль» и «Юлия, или Новая Элоиза», его «Рассуждения о науках и искусствах» глубоко пронизаны сентиментальной идеей о том, что наша природа по сути своей хороша, а цивилизация есть великий развратитель, что руководствоваться можно лишь чувствами, а не разумом, что люди только тогда станут по-настоящему нравственными, когда будут устранены препятствия для реализации культурной основы жизни. Однако в своей важнейшей работе «Об общественном договоре» Руссо приводит строго логические доказательства того, что справедливое государство и нравственность сами по себе возникают благодаря нашим рациональным способностям. Это произведение явилось теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и вдохновляло якобинцев в эпоху Великой французской революции.