Четвертая стадия – постпозитивизм
Представители: К. Поппер
Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации: разграничения научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.
Философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, В.И. Вернадский)
Русский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках. Его признаками считаются :
· рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом.
· активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека.
· подчеркивание роли науки в преобразовании космоса.
· признание необходимости соединения усилий людей, единства (“соборности”) человечества.
В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертности человека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы.
Н.Ф. Федоров (1829-1903) .
В работе “Философия общего дела ” он представил оригинальную религиозную утопию. Мыслитель подчеркивает, что “ человечество призвано быть орудием Божьим в спасении мира ”. В окружающей нас Вселенной преобладают хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соединения науки и религиозной веры, преодоления “небратского” отношения между людьми, объединения их вокруг проекта “Общего Дела”.
Спасение мира – задача самого человечества. Решение этой задачи предполагает научное управление природой, преодоление конечности во времени и пространстве: освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскрешения всех предков на основе использования научных достижений. Лишь устранив несправедливость по отношению к предкам, можно преодолеть разобщенность и достичь всеобщего блага.
В.С.Соловьёв (1853 — 1900).
Основной идеей философии Соловьева является идея всеединства, или мировой целостности и гармонии (все существует во всем). Бог - это абсолютное всеединство, некий космический разум, который является организующей силой мироздания.
Божественная идея всеединства была названа Соловьевым мудростью, или Софией. Она есть источник мира и его душа, связывающая воедино Творца и его творения, природу и человечество, индивида и общество. В обществе единство всех людей существует в форме православной церкви.
B.C. Соловьев подчеркивал мысль о высоком космическом призвании – достижении мировой гармонии. Путь к мировой гармонии лежит не через насилие, а через веру, любовь и согласие, милосердие ко всему живому. Смысл существования человека — это внутреннее и свободное объединение земной силы и божественного действия, души и Логоса, свободное соединение вне божественного начала с всеединым сущим.
В.И Вернадский (1863-1945).
В.И Вернадский - создатель целого комплекса наук о Земле рассматривает феномен жизни в его связи с другими планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества, покрывающего Землю. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление (“всюдность” жизни).
Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн.
Русская религиозная философия конца XIX – начала XX в. (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, С.Н. Булгаков).
Н. А. Бердяев (1874-1948)
Суть философии Бердяева - познание смысла бытия через субъекта, т.е. человека. Бытие раскрывается в человеке через человека. Он есть микрокосмос, сотворенный по образу и подобию Бога, а потому является существом беспредельным и творческим. Бесконечность связана с божественной стороной в человеке, конечность - с его природной стороной.
При этом сам Бог понимается им не как природная сила, а как смысл и истина мира. Поэтому, человек без Бога, по мнению Бердяева, не является существом самодостаточным . Если нет Бога, нет и смысла и высшей правды и цели.
Главной отличительной чертой русской идеи (духовное возрождение России) является, согласно Бердяеву, религиозный мессианизм, пронизывающий всё общество. Суть русской идеи - осуществление царства божьего на земле.
Л.И. Шестов (1866-1938)
Определяющим моментом его учения является тезис о коренной противоположности и даже несовместимости веры и разума. Вера, с его точки зрения, - это особая, наиболее полная, высшая плоскость человеческого бытия. Вера есть готовность вырваться из круга всех тех идей, в которых живет человек.
Вера, по его мнению, дается не тому, кто ее искал, не тому, кто её добивался, а тому, кого избрал Бог. Тот, кто рассчитывает на свою мудрость, на свою справедливость, на свои силы, тот никогда не спасется, он является богоотступником.
С.Н.Булгаков (1871-1944)
Логическое мышление, по его словам, соответствует греховному человеку, оно есть болезнь, порождение несовершенства. Булгаков использует антимонизм (метод философского познания и изложения полученных выводов, основанный на широком использовании противоречий между одинаково доказуемыми суждениями). С помощью этого принципа он пытается оправдать, сделать состоятельным неприемлемое. Антиномизм обнаруживает, по мнению Булгакова, - недостаточность сил человеческого разума.