Основные работы: «Критика чистого разума», «Критика особенности суждения», «Критика практического разума»
Вопросы системы Канта: Что я могу знать? Что я могу делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?
Человек о мире ничего не может знать, он непознаваем. Все, что человек может знать, относится лишь к его миру явлений, т.е. к его собственным представлениям.
Кант произвел гносеологический переворот в философии. Он стал рассматривать познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Рассматривая теорию познания, Кант вводит понятие объекта и субъекта познания. Отсюда процесс познания для него это субъект – объективное отношение.
Субъект рассматривается как главный фактор познания. Кант вводит понятие познающего субъекта – это не отдельный человек, а некий индивид (абстрактный), который концентрирует в себе познавательные способности и источники знания. Свой метод познания Кант назвал критическим.
Кант формирует новые понятия: априорные формы (доопытные) и апостериорные (опытные). К априорным формам он относит пространство и время.
Кант вводит понятия:
· «вещь в себе» - то, что существует само по себе, он назвал ноуменом, который непознаваем. Поэтому Кант является агностиком.
· «вещь для нас» - то, как реально существующее представляется нам, он обозначил термином феномен.
Процесс познания по Канту:
· Этап чувственного познания. Он характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм – пространства и времени.
· Область рассудка. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия.
· Разум обладающий, по мнению Канта, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели. Разум, в отличие от рассудка, порождает трансцендентальные идеи, выходящие за пределы опыта. Эти идеи помогают разуму познать вещи в себе.
Вершиной философии у Канта выступает этика, которая базируется на понимании человека как высшей ценности. Этика выступает как особая часть философии, регулирующая отношения между людьми. Кант пытается выработать основу нравственности человека. Он назвал это внутренним нравственным законом.Этот нравственный закон выступал у него как категорический императив – главное правило.
«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением… - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»
Согласно Канта, нравственным является то, что связано с исполнением долга. Максима благоволения (практическое человеколюбие) – долг всех людей друг перед другом, согласно этическому совершенству.
«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
Немецкая классическая философия. Г. Гегель.
Георг Гегель (1770-1831).
Основные работы: «Логика», « Феноменология духа».
Гегель – объективный идеалист. Его систему называют логическим идеализмом.
В качестве предмета изучения Гегель рассматривает Абсолютную идею – мировой разум, мировой дух, Бог, первоначало. Абсолютная идея у Гегеля это одновременно и субстанция и субъект. Т.е. разумная духовная субстанция. Главная задача для нее – познание самой себя.
Гегель выделяет 3 стадии в развитии абсолютной идеи:
· Логика – здесь рассматривается идеальное бытие Абсолютной идеи. На этой стадии Абсолютная идея формирует знание о самой себе в виде понятий(формируется знание: качество, количество, сущность, мера, явление, тождество, различие).
· Философия природы – здесь рассматривается материальное бытие Абсолютной идеи.
· Философия духа– на этой стадии рассматривается становление и развитие человека как высшей стадии в развитии Абсолютной идеи, когда в человеческом духе Абсолютная идея возвращается к самой себе, к идеальному состоянию, формируя Абсолютный дух.
Законы диалектики Гегеля:
· Первый закон диалектики — закон борьбы и единства противоположностей. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. В рамках этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия.
· Второй закон — закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Качество— это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Количество Гегель определял как внешнюю для бытия определенность. Переход от одной меры к другой совершается всегда в результате скачка.
· Третий закон диалектики — закон отрицания неотрицаемого. Отрицание неотрицаемого включает в себя три этапа: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения — (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).
Философия Марксизма. К.Маркс и Ф.Энгельс.
Марксизм возник в середине XIX в. Историческими предпосылками возникновения марскизма стали:
· Развитие буржуазных отношений в Европе в начале XIX в.
· Победа буржуазных революций в 30-40 гг. XIX в.