Онто-тео-телео-фалло-фоно-лого-центризм
|
|
конспект отношение к логоцентризму
Классика
абсолютный логоцентризм: мышление фундировано Логосом который задает универсуму рациональные основания и имманентную логику развития
Неклассика
Отказ от метафизического стиля мышления; трактовка метафизики как спекулятивно-философского метода в пользу диалектической парадигмы
Постнеклассика
Метафизика отсутствия
радикальный отказ от презумпции логоса; окончательное преодоление онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризма классической науки; ориентация на синергетические отношения
101 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
ТЕМА:
КЛАССИКА - НЕКЛАССИКА - ПОСТНЕКЛАССИКА: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ГЕШТАЛЬТ
Лит.:
История философии: Энциклопедия. Мн., 2001.
102 словарь
Гешта’льт
|
|
конспект фундаментальный мыслительный гештальт
Классика
четкий бинаризм фундаментальной оппозиции “субъекта/объекта”; субъект-объектная оппозиция выступает семантическим стержнем, предметно-семантически и структурно организуя все пространство научного и философского мышления.
Неклассика
семантико-аксиологический вектор мышления, находясь внутри которого практически невозможно задать жесткую дихотомию субъекта и объекта
Постнеклассика
характерно не только тотальное разрушение субъект/объектной оппозиции, но и последовательная деструкция ее составляющих, а именно – концептов "объект" и "субъект" ("cмерть субъекта")
103 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
ТЕМА:
КЛАССИКА - НЕКЛАССИКА - ПОСТНЕКЛАССИКА: ТИП ФИЛОСОФСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
Лит.:
История философии: Энциклопедия. Мн., 2001.
104 словарь
Логома’хия
|
|
конспект тип философской рациональности
Классика
период тотального аксиологического доминирования предельного рафинированного рациологицизма, трактуемого как атрибутивное свойство научности и философствования как таковых
Неклассика
негативная оценка диктата логико-грамматического строя языка как насилия над творческой, философской и научной свободой и мышлением
Постнеклассика
критика логоцентризма как “империи логоса”, формирование игровых моделей рациональности (логомахия); место исторически заданных (легитимированных) и единственно допустимых дискурсивных правил занимает плюрализм языковых игр
105 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
ТЕМА:
КЛАССИКА - НЕКЛАССИКА - ПОСТНЕКЛАССИКА: СФЕРА МОДЕЛИРОВАНИЯ УНИВЕРСУМА
Лит.:
История философии: Энциклопедия. Мн., 2001.
106 экскурс
Согласно постмодернистской рефлексии, вся предшествующая философская традиция может интерпретироваться как последовательное развитие и углубление идеи деонтологизации.
|
конспект сфера моделирования универсума
Классика
интерпретация универсума в качестве целостной завершенной системы, знание о которой конституируется в качестве традиционной онтологии (например, натурфилософия).
Неклассика
"кризис онтологии" в ее классическом смысле, и плюрализация онтологической проблематики: универсум моделируется на основе принципиальной релятивности (принцип онтологической относительности" Куайна)
Постнеклассика
идея деонтологизации вплоть до оформления эксплицитного отказа от попыток универсального моделирования бытия ("запрет на метафизику"), отказ от трактовок бытия универсума как фундированного имманентными закономерностями.
107 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
ТЕМА:
КЛАССИКА - НЕКЛАССИКА - ПОСТНЕКЛАССИКА: ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ
Лит.:
История философии: Энциклопедия. Мн., 2001.
108 словарь
Десигна’т
(лат. designation - обозначение) – конкретный или абстрактный объект, обозначаемый данным именем (в отличие от денотата).
Денота’т
(лат. denotation - обозначение) – множество предметов, обозначаемых данным именем (в отличие от десигната)
|
конспект используемый категориальный аппарат
Классика
эксплицитность дефиниций и определенность содержания используемых понятий, требование изоморфизма соотнесенности значения с десигнатом и денотатом.
Неклассика
Сомнения относительно семантической стабильности культивируемых вербальных средств
Постнеклассика
фундаментальный отказ от любых "идентичностей"; программная замена понятийных средств выражения мысли (как способов фиксации онтологически заданной реальности) на симулякр (как способ фиксации принципиально не фиксируемых состояний)
109 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
ТЕМА:
КЛАССИКА - НЕКЛАССИКА - ПОСТНЕКЛАССИКА: СФЕРА АНТРОПОЛОГИИ
Лит.:
История философии: Энциклопедия. Мн., 2001.
110 словарь
Смерть субъекта
|
|
конспект сфера антропологии
Классика
характерен когнитивизм в интерпретации человека (человек как носитель сознания, познающий субъект)
Неклассика
деформация понимания субъекта как носителя чистой когнитивной рациональности: расшатывание монолитности субъекта; расширение трактовки человека посредством введения в аналитику его бытия проблем, связанных с социокультурной и физиологической основами его существования
Постнеклассика
парадигмальный сдвиг в интерпретации субъекта (вплоть до декларации "смерти субъекта"), характеристика субъекта как "децентрированного" вследствие нетождественности мысли и существования друг другу
111 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ТЕМА:
К. ЯСПЕРС: КОНЦЕПЦИЯ ОСЕВОГО ВРЕМЕНИ
112 персоналии
Карл Ясперс
1883 – 1969
Сочинения:
“Философия” т. 1-3, 1932
“Истоки и цель истории”, 1949
“Великие философы” т. 1-2, 1957
конспект концепция осевого времени
Отвергая наличие в истории объективных законов, Карл Ясперс выделяет четыре «среза», обусловивших ее развитие.
Прометеевская эпоха - обретение людьми языка, орудий труда и огня, возникновение ремесел. Эпоха высоких культур - становление на Древнем Востоке великих цивилизаций, таких как Индия, Китай, Египет, Месопотамия, Иран, Палестина в 5-3 тысячелетиях до н.э. «Ось мирового времени» (8-2 вв. до н.э.) - духовное "основоположение" человечества, синхронно и автономно осуществившееся на всем пространстве от Греции до Китая. Люди осознают себя, собственные возможности, подлинную ответственность; локальные истории сменяются всемирно-историческим процессом. Эпоха науки и техники - становление научно-технической цивилизации в Европе (17-20 вв.).
При этом в развитии мировой культуры Ясперс насчитывает два дыхания: первое ведет от Прометеевской эпохи через эпоху Великих культур к Осевому времени. Второе дыхание ведет от Новой прометеевской эпохи [эпохи Науки и техники] через Будущие великие культуры к Новому осевому времени, с которым Ясперс связывает подлинное становление человека.
113 экскурс
Ясперс обращает внимание, что в VI в. до н.э. во многих древних цивилизациях происходят фундаментальные культурные сдвиги: в Персии Заратустра учит о мире, где идет борьба со злом, в Индии появляются Упанищшады и Сидхартха Гаутама становится Буддой; в Китае оформляются учения Конфуция и Лао-цзы; в Палестине это время пророков Илии, Исайи и Иеремии; в Элладе – время, когда появляются первые философы.
хрестоматия Ясперс К. Истоки истории и ее цель
Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей. Эту ось следует искать там, , где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным – если не своей эмпирической неопровержимостью, то во всяком случае некоей эмпирической основой для Запада, для Азии, для всех людей вообще, и что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости. Эту ось мировой истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до н.э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Это время мы вкратце будем называть осевым временем.
Новое, возникшее в эту эпоху, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует
114 источники
Цит.:
Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
хрестоматия Ясперс К. Истоки истории и ее цель
освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира.
Все это происходило посредством рефлексии. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Началась духовная борьба, в ходе которой каждый пытался убедить другого, сообщая ему свои идеи, обоснования, свой опыт. Испытывались самые противоречивые возможности. Дискуссии, образование различных партий, расщепление духовной сферы, которая в противоположности своих частей сохраняла их взаимообусловленность, - все это породило беспокойство и движение, граничащее с духовным хаосом.
В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности.
Этот процесс заставил многих пересмотреть, поставить под вопрос, подвергнуть анализу все бессознательно принятые ранее воззрения, обычаи и условия. Все это вовлечено в водоворот.
115 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ТЕМА:
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ: ДОКЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП
Лит.:
Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.
Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники
116 экскурс
Возникновение науки относят к VI в. до н.э., когда в Древней Греции появляются первые теоретические системы, противостоящие религиозно-мифологическим представлениям. Особым социальным институтом наука становится в XVII в., когда в Европе возникают первые научные общества и академии, начинают выходить первые научные журналы.
конспект доклассический период
Доклассический период (до 17в.). Идеал науки и рациональности – принцип «знание ради знания», объект познания макрокосмос, мегамир, т.е. Вселенная во всем многообразии. Преобладает умозрительно-спекулятивный характер объективной реальности.
Научая картина мира носит выраженный интегративный характер, основанный на взаимосвязи макрокосмоса и микрокосмоса.
Философия оценивается как царица всех наук, отождествляется с наукой, стиль мышления интуитивно диалектический. Преобладают тенденции к единству знания о природе и человечестве.
В донаучный период знание ориентировано на потребности общества [ответ на запрос практики]. Знание, как правило, не выходит за рамки обыденного познания, а при изучении окружающей действительности пользуется эмпирическими образами, а не теоретическими моделями. В методике и методологии для получения знания не используются логические доказательства, исследователь делает открытия полуинтуитивно.
117 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ТЕМА:
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ: КЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП
Лит.:
Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.
Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники
118 словарь
Механици’зм
мировоззренческий принцип, выдвинутый в 17-18 вв., объясняющий развитие природы и общества законами механической формы движения материи. Источник механицизма - абсолютизация законов механики. В широком смысле - сведение сложной, качественно своеобразной формы движения к более простой (напр., социальной - к биологической).
конспект классический этап развития науки
Европейская наука стартовала с принятия классической научной картины мира, основанной на достижениях Коперника, Галилея и Ньютона и господствовавшей на протяжении достаточно продолжительного периода времени. Объяснительным эталоном считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Прошлое определяло настоящее так же изначально, как и настоящее определяло будущее. Все состояния мира могли быть просчитаны и предсказаны. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, в строго заданной системе координат.
Идеал науки – принцип «знание - сила», объект науки – макромир (земная планета и ближайший космос). Преобладает развитие механики. Познающий субъект и познавательный объект существенно противопоставляются друг другу.
Научая картина мира носит выраженный механистический характер. Представление о мире как слаженном часовом механизме, все идеально подходит друг другу.
Стиль мышления: механический детерминизм, в рамках которого абсолютизируется статус причинно-следственной связи, отрицается элемент случайности.
119 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ТЕМА:
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ: НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП
Лит.:
Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.
Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники
120 словарь
Иррационали’зм
обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое "озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т.п.
конспект неклассический этап развития науки
Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX-XX вв. В неклассической картине мира возникает более гибкая схема детерминации, учитывается роль случая, субъективности, иррациональности..
Идеалом науки считается принцип относительности по отношению к познающему субъекту. Объект – микромир, основная сфера – естествознание. Познаваемый объект зависит от познающего субъекта.
Научая картина утрачивает свою сугубо механическую интерпретацию, формируются частные картины мира, связанные с развитием дисциплин: физическая, биологическая, социальная картины мира.
Стиль мышления все более и более диалектический, опирающийся на взаимосвязь явлений и процессов объективной реальности.
121 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ТЕМА:
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ: ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП
Лит.:
Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.
Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники
122 словарь
Ризо’ма
(фр. rhizome - корневище) - понятие философии постмодерна, фиксирующее принципиально внеструктурный и нелинейный способ организации целостности, оставляющий открытой возможность для имманентной автохтонной подвижности и, соответственно, реализации ее внутреннего креативного потенциала самоконфигурирования.
конспект постнеклассический этап развития науки
Образ постнеклассической картины мира - древовидная ветвящаяся графика - разработан с учетом достижений бельгийской школы И. Пригожина. В современной постнеклассической картине мира анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов.
Идеал науки – сочетание объективного и ценностного подхода. Объект – мега, макро и микромиры. В познавательный процесс все больше включаются ценностные элементы .
Переход от частнонаучных к общенаучным картинам мира. Вопрос ставится не просто о развитии явления, а о саморазвитии.
Утверждение синергетического стиля мышления, для которого характерно интегративность, нелинейность, бифуркационность. Усиление статуса интегрированных тенденций в динамике, тенденция к преодолению разрыва между естественным и гуманитарным знанием. Намечается биосферацентризм: трактовка элементов отношений человек – биосфера – космос, в их взаимосвязи и единстве.
Галилей Декарт Ньютон |
123 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ТЕМА:
ГЛОБАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ: ПЕРВАЯ
Лит.:
Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.
Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники
124 словарь
Просвеще’ние
течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности.
конспект первая научная революция
Первая научная революция XVII в. ознаменовавшая собой становление классического естествознания. Установки классической науки конкретизируются с учетом доминанты механики в системе научного знания данной эпохи.
Через все классическое естествознание начиная с XVII в. проходит идея, согласно которой объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности.
Механическая картина природы выступала одновременно и как картина реальности, применительно к сфере физического знания, и как общенаучная картина мира. В качестве эпистемологической составляющей механистической системы выступали представления о познании как наблюдении и экспериментировании с объектами природы, которые раскрывают тайны своего бытия познающему разуму. Изучаемые объекты рассматриваются преимущественно в качестве малых систем (механических устройств) и соответственно этому онтологическую составляющую философских оснований естествознания XVIIXVIII вв. образовали категории "вещь", "часть", "целое", "причинность", "пространство" и "время" и т.д.
Гельмгольц Фарадей Максвелл |
125 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ТЕМА:
ГЛОБАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ: ВТОРАЯ
Лит.:
Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.
Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники
126 ‘экскурс
Первая и вторая глобальные революции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления.
конспект вторая научная революция
Вторая научная революция (кон. XVIII – нач. XIX в) определила переход к новому состоянию естествознания - дисциплинарно организованной науке. Механическая картина мира утрачивает статус общенаучной. В биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механической.
Происходит дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования. Видоизменяются философские основания науки: они становятся гетерогенными, включают довольно широкий спектр смыслов тех основных категориальных схем, в соответствии с которыми осваиваются. В эпистемологии центральной становится проблема соотношения разнообразных методов науки, синтеза знаний и классификации наук. Выдвижение ее на передний план связано с утратой прежней целостности научной картины мира, а также с появлением специфики нормативных структур в различных областях научного исследования. Поиск путей единства науки, проблема дифференциации и интеграции знания превращаются в одну из фундаментальных философских проблем, сохраняя свою остроту на протяжении всего последующего развития науки.
Планк Эйнштейн Гейзенберг |
127 оглавление
ЛЕКЦИЯ:
ДИНАМИКА НАУКИ: НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ТЕМА:
ГЛОБАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ: ТРЕТЬЯ
Лит.:
Лебедев С.А. Философия науки. М., 2006.
Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники
128 экскурс
Переход от классического к неклассическому естествознанию был подготовлен изменением структур духовного производства в европейской культуре второй половины XIX - начала XX в., кризисом мировоззренческих установок классического рационализма, формированием в различных сферах духовной культуры нового понимания рациональности.
конспект третья научная революция
Третья научная революция (кон. XIX – сер. XX) связана со становлением нового, неклассического естествознания. Происходит цепная реакция революционных перемен в различных областях знания. Возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важную роль в развитии современной научной картины мира.
Идеалы и нормы новой неклассической науки характеризуются отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. В противовес идеалу единственно истинной теории, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания.
Имеет место значительное расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных саморегулирующихся систем. В отличие от малых систем такие объекты характеризуются уровневой организацией, наличием относительно автономных и вариабельных подсистем, массовым стохастическим взаимодействием их элементов, существованием обратных связей, обеспечивающих целостность системы.
129 словарь
Научно-техническая революция(НТР)
коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.
конспект третья научная революция
Включение сложных объектов в процесс научного исследования вызвало перестройки в картинах реальности ведущих областей естествознания. Процессы интеграции этих картин и развитие общенаучной картины мира стали осуществляться на базе представлений о природе как сложной динамической системеТем самым создавались предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживалась иерархическая организованность Вселенной как сложного динамического единства.
Идея исторической изменчивости научного знания, относительной истинности вырабатываемых в науке принципов соединялась с новыми представлениями об активности субъекта познания. Он рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения и т.п. Важную роль при описании динамики системы начинают играть категории случайности, потенциально возможного и действительного.
Все описанные перестройки оснований науки были вызваны не только экспансией в новые предметные области, но и изменениями места и функций науки в общественной жизни.
130 словарь