Философия и мифология. Философия и религия
Реферат
Тема: " История философии: линия идеализма и философия Дж.Локка "
Автор:
Алексеева Ольга Михайловна, студентка 2 курса, ИПССО, специальность: психолого-педагогическое образование
Научный руководитель:
Иванюшкин Александр Яковлевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии и религиоведения
Москва
Содержание
Введение................................................................................................................2-3
I часть:
1 глава. Философия и мифология. Философия и религия................................4-8
2 глава. «Основной вопрос философии» (в творчестве Ф. Энгельса и В. Ленина) ...............................................................................................................9-11
3 глава. Платон — основатель философии объективного идеализма........ 12-15
4 глава. Философия субъективного идеализма: Дж. Беркли .......................16-18
5 глава. Объективный идеализм Г. Гегеля.........…...…….............................19-22
6 глава. Иррационализм философии А Шопенгауэра, его отношение к философии Гегеля……………………………………………………………23-27
Заключение.............................................................................................................28
Список литературы................................................................................................29
II часть:
Конспект работы Э.Ю. Соловьева «Феномен Локка» в книге: Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. М., 1991. С.146-166……………………………………………………………………...30-38
Введение
Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, природе. Он имеет две стороны. Первая связана с представлением о том, что является первичным, исходным, начальным – материя (бытие) или сознание (мышление). Вторая сторона основного вопроса философии – это вопрос о том, способно ли человеческое мышление познать мир?
В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии философы подразделяются на два больших лагеря – материалистов и идеалистов. Материалистическая философия исходит из того, что первичным, исходным является материя, природа, а мышление, сознание, дух является вторичным, производным от материи. Идеалистическая философия, наоборот, считает первичным сознание, мышление. Идеализм утверждает, что материя – это продукт, производное, следствие сознания, мышления. История философии во многом была историей борьбы материализма и идеализма как противоположных философских мировоззрений.
Различные формы идеализма связаны с различием представлений об особенностях того исходного, первоначального сознания, которое порождает материю (или представление о ней). Объективный идеализм рассматривает в качестве такого исходного сознания некоторую надличностную (не связанную ни с каким конкретным человеком) идеальную субстанцию (абсолютная идея, мировая воля и др.). Субъективный идеализм в качестве исходного полагает сознание отдельного, конкретного, живого человека, его ощущения, восприятия, формы самопознания и т.д.
Субъективные идеалисты считают, что природа, материя есть продукт сознания каждого отдельного человека. Все, что вне меня, есть продукт моего сознания. Представители крайней формы субъективного идеализма – солипсизма – утверждают, что и другие люди есть продукт моего сознания. Идеализм и материализм выражают противоположные ориентации философии в ее отношениях с другими формами общественного сознания. Так, идеализм всегда ориентировался на союз с религией, выступая философско-теоретической формой ее обоснования. Ведь у идеализма и религии общая основа – вера в существование внематериального сверхъестественного начала мира. Природа произвольна от идеального начала и зависима от него – такая единая и религии и идеализма. Материализм, напротив, всегда тяготел к научному, объективному познанию мира. В своем историческом развитии материализм развивается, обогащается на основе обобщения достижений науки, естествознания. И философский материализм, и наука исходя из одной общей установки – из признания объективности законов природы. Природные процессы протекают объективно, независимо от каких-либо сверхъестественных сил. Если допустить, что природа не подчиняется объективным закономерностям, и в любой момент ее процессы могут прерываться сверхъестественными силами, то тогда наука просто не нужна, в ней нет смысла. В таком случае главное – не научное познание природы, а особое иррациональное постижение сверхъестественных сил, направляющих природные процессы.
I раздел
Глава
Философия и мифология. Философия и религия
Во все времена человек пытался объяснить окружающий его мир системой понятий. Таким образом формировалось мировоззрение. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. В данной главе будут рассмотрены эти три типа мировоззрения, а также приведено сравнение мифологии и философии, философии и религии.
В духовной жизни первобытного человека формируется мировоззрение, в котором в едином, универсальном, нерасчлененном (синкретическом) виде были представлены знания о мире и человеке, верования, этические и эстетические взгляды и т.п. В этой специфической форме мировоззрения, которую называют мифологией, выражалось мироощущение человека того времени, его мировосприятие и миропонимание. Типичным для мифологии было очеловечивание природы, недостаточно четкое разделение пространства и времени, вещи и ее знака. Своеобразие мифологического мировоззрения заключалось и в том, что формой его проявления были мифы, в которых человек пытался осмыслить мир и самого себя, порой выдавая видимость за сущность.
Миф — это самая древняя форма мировоззрения на уровне мироощущения и миропонимания, которая характеризуется символическим, фантастическо-образным, целостным представлением о природе, обществе и человеке.
С мифом и мифологией тесно связана также и религия. Их содержание на начальных этапах развития человечества во многом совпадает, поскольку они обусловлены уровнем освоения индивидом окружающего мира, степенью его зависимости от природы и социального бытия. Но мифы, в отличие от религии, не требуют веры в реальность представлений и апеллируют не только к чувству, но и к разуму.
Религия есть не что иное, как ответ на вопрос о смысле жизни. Л. Толстой. Специфической особенностью религиозного мировоззрения является формирование в сознании человека особого ирреального, сверхъестественного и сверхчувственного мира, который невозможно познать с помощью разума. Этот мир постижим лишь с помощью веры в сверхъестественные силы, в существование одного или нескольких богов, в какое-либо «священное» начало, находящееся за пределами понимания человека. Именно вера, а не знание, является основой религиозного мировоззрения. Именно вера в чудо, таинство и авторитет служит способом его существования. Именно вера обусловливает настроения и переживания, то или иное внутреннее состояние человека.
Религия — это путь получения истин от Бога путем откровения, вера в Бога и образ жизни людей (религиозные культы).
В учебнике Рычкова А.К и Яшина Б.Л приведено следующее определение понятия «религия». Религия — это основанное на вере в сверхъестественное мировоззрение, включающее в себя систему догм, чувств, направленных на иллюзорные предметы, и обрядовых действий, удовлетворяющих определенные духовные потребности человека.
В истории религии, как в капле воды, отразилась история человечества со всеми ее приобретениями и потерями, со всеми присущими ей противоречиями. Были периоды, когда религия стимулировала развитие духовной и материальной культуры, были и периоды, когда религия выступала тормозом общественного развития, чиня преграды развитию науки и инакомыслию, сжигая на кострах инквизиции «еретиков», насаждая с помощью грубой силы одну «единственно истинную и единственно достойную» веру. Религия, являясь одной из разновидностей духовного бытия человека, оказывала и продолжает оказывать важное позитивное влияние на сознание человека, способствуя формированию общечеловеческих нравственных норм и ценностей, пониманию их значимости в общественной жизни. Значительную роль играет религия и в сохранении традиций народа, его обычаев и нравов. Нельзя забывать и о том вкладе, который она внесла в развитие культуры, вдохновляя творцов на создание шедевров литературы и искусства. Важную роль играет религия и в индивидуальном духовном бытии. Во-первых, она выполняет компенсаторную функцию, вселяя надежду на лучшую жизнь человека в ином, потустороннем мире. Во-вторых, она выполняет воспитательную функцию, способствуя формированию у индивида чувства любви и доброты к другому человеку, терпимости и милосердия, сочувствия и сострадания, чувства долга и справедливости. В-третьих, религия выполняет регулятивную функцию, побуждая верующих поступать в соответствии с религиозной моралью.
Все это следует учитывать при анализе этого противоречивого феномена социальной жизни, так как односторонняя (позитивная или негативная) оценка которого, скрывает его истинную природу и значимость.
Философия без умаления есть вещь весьма почитаемая и поистине божественная... (Максим Грек)
Термин «философия» впервые ввел в обиход Пифагор, понимая под ним «любовь к мудрости», а затем Платон стал интерпретировать его как любовь к «мудрости-истине». Ибо мудрость, с его точки зрения, и состоит, прежде всего, в стремлении к познанию истины, к достижению гармонического равновесия между душой и разумом. В стремлении к такому состоянию, когда «внося во все успокоение, следуя разуму и постоянно в нем пребывая, созерцая истинное, божественное и непреложное и в нем обретая для себя пищу, душа полагает, что так именно должно жить, пока она жива...»
Философия — это форма, вид, тип мировоззрения. Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.
Переход от мифологического мировоззрения к философскому произошел около 2500 лет назад. Тогда, в 6 тысячелетии до нашей эры в Древней Греции случилась «революция» в сознании людей, они стали постепенно переставать мыслить мифологически и стали отказываться от примитивных представлений о мире. Приведем сравнение мифологии и философии по некоторым параметрам.
Мифологическое мировоззрение | Философское мировоззрение | |
Рациональное знание | иррациональное | рациональное |
Критичность | не критично | критично |
Автор | анонимно | есть автор |
Причинность, объяснение явлений | причинное объяснение | логическое сознание |
Антропоморфно-анимистическое мировоззрение | Анимизм. Все одухотворяется | Рационально-теоретическая форма мировоззрения |
Мифология воссоздает образную картину мира. Содержанием философии являются научно обоснованные мировоззренческие концепции. В мифологии игнорируется способность человека к познанию. Суть философии – в познании и объяснении жизни во всех ее проявлениях. Мифология – коллективное народное творчество. Философия – гуманитарная наука.
В мифологии отражается непосредственное, основанное на эмпирическом опыте коллективное мышление, нацеленное на определение места человека в мире природы. В мифах ему отводится скромная роль исполнителя воли богов, олицетворяющих могучие силы неба, земли и водной стихии. Наивность мистических представлений и невозможность выделить в них предмет познания отнюдь не умаляет значение мифологии как мощного пласта духовной культуры. Именно на ее почве развилось философское мышление, в центре внимания которого оказались человек, его чувства, язык, мораль, творчество, закономерности исторических процессов и природных явлений.
Религия отличается от философии тем, что объясняет бытие не с точки зрения его познаваемости и саморазвития, а как проявление воли высшего божества, непостижимого для человеческого сознания. Если философии присущи логический анализ, обобщения, аргументированные доказательства и выводы, религия основана на безоговорочной вере. Религиозное сознание проявляется на идеологическом уровне – в теологии, этике, теософских доктринах церкви, и на уровне психологическом – как стереотип поведения и эмоциональных состояний верующих. Социально значимой формой религии является культ, в котором складывается и утверждается система этических идеалов и ритуальных действий. Есть разница и в природе философской и религиозной истин. Философская истина — это доказательное, продукт человеческого разума, тогда как религиозная истина — это откровение от Бога.
Основанием для сопоставления философии, мифологии и религии служит то, что они являются формами общественного сознания. Они во многом пересекаются и заслуживают отдельного внимания каждая, потому что «для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования». (А. Швейцер).
Глава
«Основной вопрос философии» (в творчестве Ф. Энгельса и В. Ленина)
Марксистско-ленинская философия — философское учение, созданное на основе взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, и обретшее законченную форму в СССР в 1930-е годы в Кратком курсе истории ВКП(б). Марксистско-ленинская философия является основой идеологии марксизма-ленинизма, ставшей базовой на протяжении десятилетий в XX веке для социалистических стран, ряд которых развили собственные варианты марксизма-ленинизма.
Философское учение К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина –диалектический материализм - это форма материализма второй половины XIX-XX в., преодолевшая основные ограниченности метафизического материализма на основе синтеза материализма и диалектики.
Основной вопрос философии — вопрос о взаимоотношении духовного и материального начал не всегда осознавался в качестве такового, и только развитие в философии представлений о собственной специфике позволило сформулировать его. В любой науке ее основной вопрос в основном совпадает с ее предметом. В философии дело обстоит несколько иначе. Каждый философ выделяет те вопросы, которые считает основными для себя и для всей философии. Для Ф. Бэкона главным был вопрос о расширении могущества человека над природой, для Гельвеция — вопрос о сущности счастья, для Руссо — вопрос о причинах социального неравенства, для Канта — вопрос о сущности человека, для А. Камю — вопрос о смысле жизни.
Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» сформулировал основной вопрос философии по иному: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».
Он имеет две стороны. Первая связана с представлением о том, что является первичным, исходным, начальным – материя (бытие) или сознание (мышление). Вторая сторона основного вопроса философии – это вопрос о том, способно ли человеческое мышление познать мир?
Энгельс, Маркс и Ленин были философами материалистами.
Материалистическая философия исходит из того, что первичным, исходным является материя, природа, а мышление, сознание, дух является вторичным, производным от материи.
Вторую сторону основного вопроса философии Ф.Энгельс характеризовал следующим образом: “… Но вопрос об отношения мышления к бытию имеет еще и другую сторону: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?» Материалисты исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей.
Для сравнения приведем точки зрения философов других направлений. Идеалисты в решении вопроса о познаваемости мира разделились на две группы. Субъективные идеалисты сомневаются в том, что познание объективного мира возможно, а объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания мира, но ставят познавательные способности человека в зависимость от Бога или потусторонних сил.
Философов, отрицающих возможность познания мира, называют агностиками. Уступки агностицизму делают представители субъективного идеализма, которые сомневаются в возможностях познания мира или объявляют некоторые области действительности принципиально непознаваемыми.
Диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии качественно отличается от того решения, которое предлагает метафизический материализм. Духовное, идеальное рассматривается марксистско-ленинской философией как высший продукт материи, свойство высокоорганизованной материи. Сознание, мышление, физиологической основой которых является мозг человека, есть вместе с тем социальный продукт, отражение общественного бытия людей.
В отличие от предшествующего материализма, философия марксизма распространяет материалистический подход к основному вопросу философии на общественную жизнь, соответственно решая вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию. «Если материализм вообще объясняет сознание из бытия, а не обратно, то в применении к общественной жизни человечества материализм требовал объяснения общественногосознания изобщественногобытия»
Глава