Николай кузанский (1401-1464)
Натурфилософия Ренессанса
Большое место в философии Эпохи Возрождение уделено натурфилософии. К этому времени естественные науки достигли определенного успеха в познании. Натурфилософия Ренессанса опирается на научное знание и делает новые шаги к объяснению сущности мира, которые существенно отличаются как от античной философии, так и от средневекового знания. Основными идеологами натурфилософского знания являются Николай Кузанский, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Леонардо Да Винчи. Рассмотрим основные идеи натурфилософии.
Николай Кузанский (1401-1464).
Основной труд "Об ученом незнании". Главная философская проблематика - онтология и гносеология.
Онтология. Кузанский Н. разработал концепцию "docta ignorantia", которая противопоставляется религиозной схоластике. Философия Кузанского Н. идеалистична. Он не отказывается от категории Бога как идеального начала сущего. Однако Бог Кузанского Н. - это не есть персонофицированный Бог христианской схоластики. Кузанский Н. придерживается пантеистических взглядов. Пантеизм (от греч. pan - все и theos - бог)- это философское учение, отождествляющее бога и мир, считающее, что бог слит с природой, разлит в окружающем мире и пронизывает его. Он считал, что Бог бесконечно распространяется во вселенной. В бесконечном космосе (макромире) и в человеке (микромире) развертывается бесконечное божественное начало. Человек может накапливать это божественное начало, хотя этот процесс ограничен. Абсолютное накопление и слияние божественного и человеческого начала возможно только во Христе, который сочетал божественную сущность и человеческую. Кузанский последовательно опровергал теорию креационизма. Он считал, что Бог не может существовать вне мира, следовательно, нет объективного персонифицированного Бога, который однажды сотворил все из ничего. Бог такая же часть этого мира, как и все остальное.
Космогония. Мир в представлении Кузанского - это бесконечный шар, который расширяется. Однако определенного центра мира нет. Абсолют этого мира - бесконечность.
Гносеология. Кузанский был сторонником рационалистического познания. Предметом познания является Бог, который постижим только разумом. Основным методом познания он считал математику. Познание конечных вещей возможно с помощью символов, основой которых является математика. Н.Кузанский натолкнулся на противоречие между человеческим познанием, которое имеет пределы и бесконечным Богом как предмет философии. Человеческий разум подчинен противоположностям, для него постоянно существуют дихотомичные категории "за" и "против", "да" и "нет". В концепции docta ignoritaпротивоположности сливаются. Воплощением такого абсолюта, в котором сочетаются противоположности является Бог, так как бог объединяет абсолютно малое и абсолютно большое.
Этика. Кузанский Н. как представитель Ренессанса уже не рассматривал человека как слабовольное запуганное божьим гневом существо. Если Бог Кузанского Н. это уже не Бог христианства, то и человек Кузанского Н. - это не человек религиозных догматов. Человек в философии Кузанского обладает свободой воли и свободой мысли. Он является центром природы и венцом природного творения. Земля является не только местом обитания человека, но близка к центру Вселенной.
Такая концепция человека и вселенной соответствовала геоцентрической системе небесной механики и космогонии Птолемея(90-160 г. н.э.). Птолемей считал, что земля - центр вселенной, а вокруг нее вращаются звезды, солнце, другие планеты.
Джордано Бруно (1548-1600)был выдающийся ученый и философ эпохи Возрождения. Он развил идеи Коперника Н. и продвинулся дальше по этому пути. Дж. Бруно пришел к выводу, что и солнце не есть центр Вселенной и опроверг гелиоцентрическую систему мира. Он также как и Кузанский считал, что бесконечная вселенная не имеет определенного центра.
Онтология. Вселенная была создана божественным началом. Пра-основой бытия в философии Бруно была материя. Материальная субстанция являлась неразвернутой причиной всего сущего. Материя является формой всех форм, субстанциональной возможностью всех вещей. Мир удерживается в единстве и разнообразии за счет души мира. Это мировая душа является формообразующим принципом для материи. Мировая душа - это ум вселенной. Дж. Бруно пытался преодолеть не только идею креационизма, но и христианского дуализма. Это привело к идее одушевленности и одухотворенности материи, которая в философии получила название - панпсихический материализм.
Материя в философии Дж. Бруно - это активный творческий принцип, которая существует в слиянии с формой. Материя рассматривается как потенция, которая есть причина и возможность всего сущего. Мир состоит из множества единичных вещей, которые происходят из одушевленной активной материальной субстанции. Бруно отождествляет природу и мировую душу. Его философия исходит из принципа пантеизма. Однако пантеизм Бруно ближе к материализму, чем идеализму, несмотря на признание Мировой Души.
Космогония. Дж. Бруно развивал идею атомизма. Космос состоит из атомов. Атомизм Бруно проявляется в его концепции максимумов и минимумов. Атом - это физический минимум, точка -материальный минимум, монада - метафизический минимум. Космос - это пустая и наполненная бесконечность. Космос - это все бытие. Бесконечность космоса можно познать только философским разумом.
Гносеология. Дж. Бруно стоял на позициях рационального познания. Целью рационального познания он видел в проникновении в глубины природы. А в глубине природы лежит божественный принцип, мировая Душа, которая и является истинным предметом познания. Чувственное познание является только первой ступенью познания. Высшей ступенью познания является разум. Познание окружающего мира должно быть научно философским, а не теологическим. Бруно был гносеологическим оптимистом, считал, что Мировая Душа познаваема. Он не терпел скептических аргументов и предпосылок в познании. Он считал, что право на существование имеет только истина научного знания, базисом которой является научный опыт.
Этика. Целью человеческой жизни была борьба за добро и благо. Борьба за возвышенные цели требует жертв. Этическим идеалом Бруно был духовный борец за добро и общечеловеческое благо. Мерилом нравственности выступали поступки и ценности человека. Он был противником как аскетического образа жизни христианства, так и гедонизма Эпикура.
Идеи Дж. Бруно и его единомышленников были основой для создания экспериментальной наук и эпохи Нового Времени.