Философия как мироощущение
Виктор Андреевич Канке
Философия
«Канке В.А. Философия Учебник»: «Логос»; Москва; 2007
5-е издание, переработанное и дополненное.
Исторический и систематический курс
Рекомендуется Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Аннотация
Излагаются история мировой и отечественной философской мысли, современные проблемы теории познания, философии человека, общества и истории культуры, науки и техники. Компактность изложения сочетается с полнотой раскрытия тематики, предусмотренной государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Содержит обширный справочный и методический аппарат, включая контрольные вопросы, программу курса, рекомендации для студентов и преподавателей, терминологический и именной указатели и др. От четвертого издания (М.: Логос, 2002) отличается освещением новейших тенденций философствования, отвечающих перспективам XXI века.
Для студентов высших учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.
Краткое содержание
Введение
Что есть философия?
Часть 1. История философии
Глава 1.1 Античная философия
Глава 1.2 Средневековая философия
Глава 1.3 Философия эпохи возрождения
Глава 1.4 Европейская философия XVII в.
Глава 1.5 Философия XVIII в.
Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму
Глава 1.7 От философии жизни к герменевтике
Глава 1.8 От позитивизма к аналитизму
Глава 1.9 Русская философия
Часть 2. Систематический курс философии
Глава 2.1 Метафилософия
Глава 2.2 Философская антропология и гносеология
Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
Глава 2.4 Философия общества и истории
Глава 2.5 Философия природы
Глава 2.6 Философия науки
Глава 2.7 Философия техники
Глава 2.8 Стратегия будущего
Приложение: 100 вопросов на понимание курса философии
Литература
Именной указатель
Введение
Что есть философия?
Приступая к изучению данного курса, необходимо прежде всего уяснить себе, что такое философия, каков ее предмет и смысл, в чем состоит ее назначение. Как показывает история становления и развития философии, ответить на поставленные вопросы совсем непросто. В коротких лаконичных ответах трудно исчерпать многообразие философии. К тому же следует учесть ее творческий характер. Только тогда человек становится философом, когда он стремится выработать новое знание, новое чувство и новое откровение. Но это означает, что смысл философии не является чем-то неизменным, от века данным, он находится в постоянном становлении, его ищут, проясняют, создают, творят. Кто всерьез этим занимается, тот и является философом.
Одно из самых кратких определений философии гласит, что она, как подчеркивал Гегель , является квинтэссенцией, т. е. самым главным, в духовной жизни человека. Но такое определение требует пояснений. Здесь уместно вспомнить, что слово "философия" имеет древнегреческое происхождение, впервые его ввел в оборот Пифагор . В буквальном переводе философия означает любовь к мудрости. Это утверждение также вполне приемлемо, но и оно требует пояснений.
Философия как наука
Является ли философия наукой? Очевидно, что если бы удалось ответить на этот вопрос, то тем самым отчасти был бы прояснен и вопрос о природе философии. Наука имеет дело с понятиями, законами, принципами, теориями. Есть ли все это в философии? Да, есть. Поэтому многие исследователи считают философию наукой.
Но что изучает философия, другими словами, каков ее объект? Физика изучает физические явления, биология имеет дело с живой природой, интерес гуманитарных наук сосредоточен на социальном. Упомянутые науки рассматривают конкретные явления, на их уровне нет ниши непосредственно для философии. Эту нишу мы находим в сфере общего, точнее, всеобщего. Общим занимаются математика, кибернетика, теория систем. Всеобщее же — подлинное царство философии, поэтому Гегель и называл философию наукой о всеобщем.
Итак, одну особенность философии мы определили. Философия — это наука о всеобщем . Но всеобщее не следует мыслить в отрыве от конкретного, именно в сфере конкретного находятся корни философии. Всеобщее в философии существует в форме целостного, синтеза всего конкретного. В этой связи часто говорят, что философия есть наука о мире в целом . Это верно, но не надо думать, что философия сродни космологии. То целое, которым занимается философия, она видит и в просторах Вселенной, и в человеке, и в одной-единственной элементарной частице. Как справедливо отмечал Гуссерль, философия есть свободная и универсальная теоретическая рефлексия, т. е. размышление , поиск. По степени универсальности философии нет равных среди других наук, которые, впрочем, превосходят ее в постижении глубин конкретного.
Философия как мироощущение
Является ли философия искусством? Ответ на новый вопрос также позволит приблизиться к пониманию философии. Ф. Шеллинг считал, что идеалы философии может реализовать лишь тот, кто обладает художественным дарованием. В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством. Греческое слово "эстетикос" означает буквально чувственный, чувствующий. Философия — об этом свидетельствует ее содержание — не довольствуется понятийным постижением мира, она еще и реализует эстетическое отношение к нему. В этом своем качестве философия выступает не как теоретическое мировоззрение, а как мироощущение, постижение всеобщего, универсального, целостного в чувствах и эмоциях. Речь идет об особых чувствах и эмоциях, имеющих философское содержание. Например, книга известного датского философа С. Кьеркегора называется "Страх и трепет". В ней без особого труда можно обнаружить и научный, и психологический планы. Но главное содержание является философским. Страх, трепет, отчаяние оказываются универсальными формами мировоззрения всякого человека. В таких философских направлениях, как, например, философия жизни, феноменология, экзистенциализм, философия сближается с искусством. Итак, философия есть мироощущение .