Культурные формы в становлении сообществ и личности

Тема 5. Формы-принципы культуры и их роль в становлении организационной культуры.

Содержание форм-принципов культуры

Формы-принципы в организационной культуре

Культурные формы в становлении сообществ и личности

Содержание форм-принципов культуры

Социально-культурное функционирование аксиологических форм связано с возникновением еще одного типа культурных форм – формы «принцип». Формы-принципы передают культурные значения в самой абстрактной форме, указывая на сущность деятельности и задавая ее фундаментальные, ее последние основания.

Латинский термин «принцип» (principium) переводится как «начало» и соответствует греческому термину «архе» (αρχή). Термином «архее» греки означали начала всего существующего вообще и начало каждого отдельного сущего. Отсюда и значение латинского термина «принцип». В нашем курсе мы будем этот термин в словосочетании «форма-принцип» употреблять для обозначения оснований человеческой деятельности.

В культурно-абстрактном содержании «формы-принцип» как формы культуры выражается самая глубинная сущность отношения «личность-сообщество» – то, что именно человек как личность, как развитый субъект является, в конечном счете, творцом, создателем всего социального мира. В культурно-всеобщее содержание формы «принцип» входит представление о его интенциональности и его рефлективном характере.

Термин «интенциональный» (от латинского intentio – намерение, тенденция, стремление) означает направленность сознания, мышления на какой-либо предмет и ориентирует нас на понимание оснований человеческих действий как действий не инстинктивных и рефлекторных, то есть имеющих причину не в генотипе или физиологии человека, а в его внутренней мотивации, ориентированной образцами, нормами, идеалами и целями. Термин «рефлективный» (от позднелатинского reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя, на свои действия, на их осмысление) говорит о том, что в своих действиях человек должен осознавать их внутренние мотивы. Иными словами формы-принципы культуры позволяют раскрывать сами основания, начала, истоки человеческой деятельности, человеческих поступков. Если такие аксиологические формы как добро и зло, или справедливое и несправедливое позволяют нам оценивать свои поступки, то формы-принипы позволяют понять на каких основаниях, из каких начал происходят сами эти оценки добра, зла, справедливого и несправедливого.

На уровне личности содержание этой формы проявляется в самосознании личности и становлении идеи «ТЫ». Как культурная категория принцип порождает способность личности осмысленно пользоваться своей свободой, т.е. осознавать свою ответственность за другого, за его жизнь, его бытие. На уровне принципа завершается формирование структуры личности, но не завершается развитие личности, ибо жизнь личности есть постоянное наполнение ее структуры конкретным культурным содержанием и постоянная реализация ее в своей деятельности.

В нашем курсе мы рассмотрим некоторые формы-принципы, которые играют определяющую роль в формировании и развитии организационной культуры. К такого рода формам-принципам относятся: философия организации, идеология организации, миссия организации, стратегия организации.

Формы-принципы в организационной культуре

Рассмотрим подробнее основные формы-принципы, на которых основывается культура организации и которые задают каркас ее организационной культуре.

Философия организации

Под философией организации понимается основополагающая идея (или одна-две идеи), которая задает всю совокупность внутрифирменных принципов, ценностей, идеалов, образцов и правил взаимоотношений персонала, воспринимаемых добровольно или в процессе воспитания всем коллективом.

Философия организации как совокупность целей и правил поведения сотрудников возникла в Японии, в крупных компаниях «Мицубиси», «Тойота», «Сони», а затем получила широкое распространение в США – в компаниях «ИБМ», «Дженерал Моторс», «Макдоналдс». По утверждению президента компании «Сони» Акио Морита, основными принципами компании являются:

1) выбор крупных целей и постановка амбициозных научно-технических задач (например, транзисторный приемник, домашний видеомагнитофон, портативный плеер, лазерная звукозапись);

2) патернализм – воспитание у сотрудников фирмы ощущения, что они – члены одной семьи (пожизненный найм сотрудников, планирование служебной карьеры, фирменная одежда);

3) развитие творческой инициативы и сознательный отказ от составления жестких планов (параллельные исследовательские группы, выявление и поддержка энтузиастов, «человек на своем месте»).

Философские принципы предприятия нового типа Акио Морита сформулировал так: «Если бы удалось создать условия, в которых люди могли бы объединиться с твердым намерением совместно трудиться и использовать свои технические способности для осуществления своих сокровенных желаний, то такая организация могла бы принести огромное наслаждение и пользу».

Оспаривая первенство формирования философии на японских предприятиях, американские ученые утверждают, что первым сформулировал философские принципы производства Генри Форд. Благодаря соблюдению этих принципов его компания господствовала на мировом автомобильном рынке до 30-х гг. ХХ в.

Практика показала, что на соответствие принимаемых решений философии организации действуют мощные психологические факторы. Если решения выпадают из этой философии и ставят под сомнение все принятые организацией в прошлом решения, то они требуют трудных и болезненных объяснений. Философия организации развивается таким же путем, как «обычное право». Изменение условий требует разработки и приспособления принципов, так чтобы новые решения могли быть приведены в соответствие с предыдущими и последовательность была восстановлена.

Философия организации делает возможным групповые решения там, где раньше преобладала бы анархия, когда каждый член группы старался бы навязать свое собственное «неоспоримое и важное решение» остальным. Связывая конкретные решения с внутренне последовательным кругом принципов, философия организации облегчает их защиту. Устанавливая правила, философия организации проникает в те бреши в свободе действий, которые оставлены механизмами формального контроля, и предоставляет членам организации возможность принятия самостоятельных решений.

Философия организации склонна к самосохранению. Организация стремится набирать и удерживать персонал, согласный с ее философией, и приучает новых сотрудников к ценностям своей философии. Отождествление себя с группой усиливает согласие с философией организации в целом, поэтому индивидуум, чтобы быть полностью принятым в группу, должен идентифицировать свои ценности с ценностями группы. Для тех, кто не разделяет эти ценности, пребывание в организации порождает неудобства, и через некоторое время такие люди обычно уходят из нее.

Когда философия организации институционализирована (то есть превращена в систему норм поведения), организация может упорно сопротивляться требованиям, не согласующимся с ее философией, которые ей навязываются через формальные процедуры подотчетности. Конечно, это сопротивление ограничено требованиями выживаемости, но часто эти требования могут быть смягчены или стать предметом компромисса без угрозы существованию организации. Философия организации оформляется как отдельный нормативный документ, его необходимость специалисты объясняют следующими положениями:

– отношения между персоналом должны строго регламентироваться общими для всех принципами;

– новые работники быстрее адаптируются к сформированной системе моральных ценностей и требований администрации;

– администрация проводит кадровую политику, часто отличающуюся от политик других организаций;

– руководящий состав организации меняется, но преемственность должна сохраняться и работники должны подчиняться общим правилам;

– разнообразие вероисповеданий влияет на отношение людей к работе, поэтому следует разрабатывать общие принципы.

Базовые документы при разработке философии организации – это Конституция (Основной закон), Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Декларация прав человека, Коллективный договор, религиозные писания (Библия, Коран), Устав предприятия.

Разработка философии организации должна учитывать:

· национальный состав работников;

· тип производства;

· вид собственности;

· отрасль экономики;

· численность персонала организации;

· уровень благосостояния работников;

· культурный уровень персонала;

· приоритеты руководства организации.

Пример Философия компании Nissan

В начале 1980-х гг. компания по производству автомобилей Nissan вложила почти 1 млрд фунтов стерлингов в строительство завода в Сандерленде (Великобритания). Открытие нового филиала означало, что почти все его служащие были новичками (или вновь принятыми). Таким образом, необходимо было ознакомить их с культурными нормами компании, ее подходом к бизнесу и коммерческими целями. В связи с этим Nissan опубликовала документ «Философия нашей компании», составленный ее генеральным директором и главным менеджером группы заводов, расположенных в Сандерленде:

«Мы, компания, ставим целью создание (с коммерческой прибылью) автомобиля самого высокого качества для продажи в Европе. Мы хотим добиться максимального удовлетворения потребностей покупателей и обеспечить процветание компании и ее служащих.

Чтобы выполнить поставленную задачу, мы хотим достичь взаимного доверия и сотрудничества между всеми работниками компании и сделать NMUK (завод-изготовитель автомобилей в Сандерленде) тем местом, где работа может приносить удовлетворение. Мы признаем, что люди являются самым ценным ресурсом компании, и в соответствии с этим считаем, что следующие принципы должны быть важными для всех сотрудников:

Люди

• Мы будем развивать и расширять вклад всех работников, уделяя особое внимание повышению квалификации и развитию способностей каждого.

• Мы будем делегировать и вовлекать работников в обсуждение и принятие решений, особенно в тех сферах, в которых каждый из нас может внести существенный вклад, и таким образом, все смогут принять участие в управлении NMUK.

• Мы твердо убеждены в принципе равноправия условий труда для всех служащих.

Работа в команде

• Мы признаем, что каждый работник индивидуально вносит ценный вклад, но, кроме того, мы считаем, что этот вклад может быть более эффективным в условиях коллективного сотрудничества.

• Нашей целью является создание компании, в которой люди отождествляют себя с ней и по отношению к которой они проявляют лояльность и преданность.

Коммуникация

• В рамках коммерческой конфиденциальности мы будем поощрять открытые каналы коммуникации. Мы хотим, чтобы все служащие были информированы о происходящем в компании, о результатах ее деятельности и о ее новых планах.

• Мы хотим, чтобы информация и мнения распространялись свободно снизу вверх, сверху вниз и горизонтально.

Задачи

• Мы ставим понятные и достижимые задачи, обеспечивая обратную связь и ее исполнение.

• Мы не ограничиваемся существующими методами и способами работы.

• Мы будем постоянно совершенствоваться во всех областях деятельности.

Таковы наши основные цели и мы считаем их высокими. Мы сможем добиться этих целей, проявляя добрую волю и упорный труд».

Документ «Философия организации» на ряде зарубежных предприятий включает следующие разделы: цель и задачи организации, права работника, деловые и нравственные качества работников, условия труда и рабочее место, оплата и оценка труда, социальные блага, социальные гарантии, увлечения (хобби) работников.

Философия организации используется для формирования ее идеологии, то есть служит задаче распространения и укрепления среди персонала надлежащих норм и ценностей и в конечном счете — формированию сплоченного дееспособного коллектива.

Идеология организации

Идеология организации есть способ коллективного отражения действительности и инструмент деятельностного ее изменения. Идеология как выражение определенных идей в организации не является для теории и практики управления чем-то принципиально новым и непривычным. Идеи управления сами по себе представляют один из элементов корпоративной культуры (ее интеллектуальную составляющую). В функциональном плане они могут служить отражением таких элементов механизма управления, как цели, методы, принципы и задачи. Вместе с тем они могут играть особую роль в организации, поскольку в отличие от традиционных элементов корпоративной культуры представляют собой наиболее доступный и универсальный способ формулировки и передачи назначения и смысла выполняемых сотрудниками действий, их настроений, устремлений и т.д. Кроме того, в силу направленности на интеллектуальное восприятие идеи являются удобной и эффективной формой реализации ценностей управления, норм и правил поведения и взаимоотношений в коллективе, поэтому с их помощью вырабатываются элементы социальной психологии в организации (настроения, вкусы, предпочтения и т.д.). Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что идеи участвуют в формировании организационной культуры, интеллектуальных и духовных основ мотивации, в самопредставлении фирмы в процессе социализации ее работников.

Идеология организации в своем основном определении включает в себя систему идей в организации, представленную идеями руководителя, отдельных сотрудников и коллектива в целом (порою выраженных в виде мифов, историй и т.д.), также методы, приемы, инструменты и принципы ее выработки, реализации и поддержания в организации. Идеология организации, в отличие от собственно идей, характеризует определенный тип мышления и представления реальности в организации (основанный на сознательном или неосознанном ее искажении), объединяет в себе принятые в ней приемы и методы идейного воздействия как внутри компании, так и на внешнее окружение.

Определяя идеологию организации в таком ракурсе можно выделить и охарактеризовать ее особые функции в организации, а именно:

Ø интегративную – объединение людей в заданном масштабе (внутри одной организации) на основе принятия как можно большим их количеством определенным образом сформулированных и поданных идей;

Ø целеполагающую – формулировка целей организации (отдельных ее подразделений, направлений и т.д.) и доведение их до всех сотрудников (и до каждого);

Ø мобилизующую – побуждение к определенным действиям (либо, напротив, к бездействию);

Ø аксиологическую – продуцирование, внедрение и закрепление в организации определенных ценностей посредством их представления и выражения;

Ø самоидентификационную – идеология, прежде чем что-либо называть и к чему-либо побуждать, должна дать ответ в масштабе всего коллектива на вопросы «кто мы такие?» и «куда идем?»; она формирует в сознании каждого сотрудника отличительные особенности (качества) данной организации (тип мышления, поведения, принципов работы и т.д., принятые в организации) в сравнении с окружающими структурами;

Ø прогностическую – идеология в своих описаниях будущего (идеалах) не предсказывает то, что будет или может быть, а рисует картину того, что должно быть.

На основе данных функций можно сформулировать в общем виде миссию организации.

Миссия организации

Существует достаточно много определений миссии, которые, однако, не противоречат друг другу по существу, а лишь фокусируют внимание на различных сторонах этого сложного феномена. Приведем некоторые их них, трактующие миссию как:

· стратегическую (генеральную) цель, выражающую смысл существования, общепризнанное предназначение организации. Это роль, которую предприятие хочет играть в обществе;

· деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель;

· социальное предназначение организации и одновременно понимание ее желаемого состояния. Это то, что придает смысл ежедневным усилиям сотрудников, объединенных в единую организацию;

· общая идея, которая ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, которые воспринимают организацию извне.

В этих определениях достаточно четко прослеживается две тенденции в понимании сущности миссии:

ü во-первых, широкое понимание ее как философии и предназначения организации без жесткой привязки к номенклатуре производимой продукции, группе потребителей и т.п.;

ü во-вторых, узкое понимание миссии как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

В современном менеджменте сложилось глубокое убеждение, что миссия компании не может быть сформулирована в терминах извлечения прибыли. Напротив, наиболее успешные корпорации смогли выйти в лидеры потому, что стремились к высоким целям. Президент корейской компании «Корея системз» Ли Тон Хун отмечает, что есть одна закономерность, и она проверена опытом. Если действительно необходимо сделать бизнес успешным, то предприниматель должен прежде подумать об интересах своего государства, об интересах его граждан, а потом уже о личной выгоде.

Дело в том, что круг лиц, заинтересованных в функционировании организации, так называемых стейкхолдеров (от англ. stakeholder; букв. «владелец доли (получатель процента); держатель заклада», изначально — распорядитель (доверительный собственник) спорного, заложенного или подопечного имущества, дольщик. В переносном смысле – заинтересованная сторона), включает в себя несколько групп:

· собственники, которые заинтересованы в получении стабильного дохода;

· служащие компании, которые получают возможность за счет работы в организации реализовать свои потребности как в получении зарплаты, так и в развитии карьеры;

· потребители, которых привлекает продукция, производимая данной компанией;

· партнеры по бизнесу, заинтересованные в связях с данной организацией и сотрудничестве;

· местное сообщество, интерес которого состоит в получении рабочих мест, в развитии инфраструктуры, в охране окружающей среды;

· государство, которое стремится получить от предприятия налоги, новые технологии, разместить госзаказы и т.д.

Все перечисленные группы стейкхолдеров можно объединить в одну большую группу – общество в целом. Оно заинтересовано в получении от организации части создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития. Именно поэтому организация не может ограничиваться в своей деятельности только интересами собственников, она должна принимать во внимание интересы всех перечисленных групп. Для того, чтобы эти интересы были учтены, необходимо определить смысл существования организации не только с точки зрения самой организации, но и с позиций всего общества. Современные компании хорошо понимают, что смысл их деятельности не может быть мелким, вульгарным, меркантильным, а должен быть гуманным и перспективным.

Очень часто руководители или основатели организации формулируют миссию компании как краткое изречение, лозунг, девиз, которые можно использовать в рекламных роликах, рекламно-подарочных изданиях, упаковке готовой продукции и в наружной рекламе. Именно так формулируется миссия компании «Nokia», производящей сотовые телефоны, – «соединять людей»; косметического концерна «Revlon» – «обещать надежду»; миссия компании «Xerox» – «от копировальной техники – к офису будущего» и т.д.

Иногда миссия компании излагается в более сложном и развернутом виде. Вот как формулируют свою миссию организации, работающие на российском рынке.

Примеры формулировки миссии крупных компаний России (Соломанидина Татьяна Оттовна. Организационная культура компании. – М.: ООО «журнал «Управление перосналом», 2003. – С.85.)

Название компании Сфера деятельности Миссия компании
МТС Сотовая связь Построить устойчивый мир мобильной связи, объединяющий, обогащающий жизнь людей и раскрывающийих потенциал на работе и дома
Концерн «Сухой» Авиастроение Производить конкурентоспособные и высококачественные военные и гражданские самолеты, прежде всего марок «Су», «Бе», позволяющие удовлетворять потребности глобального рынка и запросы отечественного госзаказа
Вестфалика Производство обуви В максимальной степени удовлетворять потребности покупателей в качественной обуви из натуральных материалов. Компания стремится соответствовать высокиммировым стандартам и нацелена на поиск новых технологических решений.
Дарья Производство продуктов быстрого приготовления Предоставить потребителям больше свободного времени благодаря качественным продуктам легкого приготовления. Другими словами, бизнес компании – продажа свободного времени.
Аэрофлот Гражданская авиация Построить компанию международного класса, основываясь на лучших традициях гражданской авиации России.
Chevron Химическая промышленность Наша миссия – создавать высшие ценности для наших акционеров, потребителей и работников. Наше видение – быть лучше лучших. Это означает: работники гордятся своими успехами как команда; потребители, поставщики и правительство предпочитают нас; конкуренты уважают нас; население районов приветствует нас; инвесторы с желанием в нас инвестируют.

При определении миссии руководству компании следует избегать двух крайностей – как чрезмерной детализации, так и излишней расплывчатости.

Классификация миссий. Миссии организации можно разделить на ряд групп (в зависимости их содержания и назначения):

· миссия как общечеловеческое предназначение: «служить человечеству», «объединять людей», «делать жизнь людей лучше, удобнее, комфортнее», «заботиться о процветании общества» (Компания «Филипс»: «изменим жизнь к лучшему», сеть аптек « 36,6»: «нести здоровье и красоту людям») ;

· миссия как главная стратегическая цель организации: «быть лучшими в мире», «завоевать рынок», «создать высшие ценности для наших клиентов и персонала», «иметь лучшие результаты» (компания «Nike»: «быть все-гда на шаг впереди спортивной индустрии, определять направление ее развития в ближайшем будущем»);

· миссия как национальная идея – «народный автомобиль», «народный магазин», «в каждом доме – компьютер», «каждой семье – отдельная квартира», «каждому – сотовый телефон» (компания «Microsoft»: «компьютер накаждом столе, в каждом доме»);

· миссия как рекламная акция: «мы выпускаем лучшие изделия», «главное – забота о потребителе», «наши клиенты уверены в будущем» (компания «Петроальянс»: «предоставлять своим клиентам надежный, высокотехнологичный, качественный и экономически эффективный сервис»).

Компоненты формулировки миссии. Основными компонентами формулировки миссии являются:

· продукты или услуги, которые производит предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей; Каковы продукты или услуги, производимые предприятием? Часто предприятия достигают рыночных преимуществ за счет интеграции преимуществ продукта с дополнительными возможностями конкуренто-способности, такими, как обладание большей долей рынка, развитой дистрибьютерской сетью или положительным имиджем.

· категории целевых групп потребителей; Кто является целевыми потребителями продукции предприятия? Деятельность предприятия может быть ориентирована на правительственные органы, промышленные предприятия, население в целом или узкие категории населения.

· применяемые управленческие технологии и функции, то есть способ удовлетворения нужд потребителя; Ориентируется ли предприятие на использование новейших или традиционных технологий?

· конкурентные преимущества; В чем состоят отличительные особенности и стратегические преимущества по сравнению с конкурентами? Такие преимущества могут заключаться в уникальном продукте, технологии, репутации среди потребителей или территориальном расположении.

· философия бизнеса. Каковы важнейшие ценности, устремления и этические принципы предприятия?

Миссия выполняет две важнейшие функции — внешнюю и внутреннюю.

Внешняя функция миссии заключается в предоставлении субъектам внешней среды объективной информации о филосо­фии и предназначении организации; средствах, которые она ис­пользует в своей деятельности; ресурсах, которыми располага­ет; имидже, который формирует; нравственности, которой при­держивается; коммуникативных средствах, с помощью которых взаимодействует с партнерами, конкурентами и потребителями.

Внутренняя функция миссии — способствовать единению и сплоченности внутри организации, сопряжению целей предпри­ятия и целей работника, идентификации сотрудников с органи­зацией, формированию благоприятного внутриорганизационного климата, расширению мотивации, обеспечению преемственно­сти целей при выработке стратегии и тактики предприятия.

Миссия придает смысл изменениям, которых ожидают от лю­дей; вызывает отчетливый и положительный виртуальный образ будущего состояния; внушает гордость, вызывает прилив энер­гии; запоминается; побуждает людей; создает образ будущего, которое явно лучше настоящего; соответствует истории, культуре и ценностям организации; устанавливает стандарты совершен­ства, в которых отражены высокие идеалы; вносит ясность в пред­ставления о цели и направлении; внушает энтузиазм; поощряет преданность; отражает уникальность организации; создает пер­спективу; овладевает вниманием; направляет повседневную де­ятельность; отсеивает несущественное; придает людям импульс, необходимый хит я преодоления стереотипа «от сих до сих»; при­дает смысл и значение повседневной деятельности; соединяет настоящее с будущим; подвигает людей к действию.

Значение миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам компании и общественности, невозможно преувеличить. Грамотно сформулированная миссия компании способствует эффективному решению множества управленческих проблем.

Во-первых, миссия представляет собой важнейший инструмент стратегического управления, способ выделения данной фирмы среди конкурентов и распознавания потребителями ее продукции. Именно миссия задает основное направление развития организации, отражает направление ее эволюции на ближайшие десять-двадцать лет.

Во-вторых, миссия побуждает менеджеров высшего уровня систематически заниматься всесторонним анализом сильных и слабых сторон организации, ее конкурентов, возможностей и угроз, что повышает обоснованность стратегических решений.

В-третьих, в случае больших по размеру или территориально разбросанных компаний миссия способствует интеграции обособленных организационных единиц в единое целое. Она объединяет все системы организации – бизнес-систему, техническую систему и систему управления персоналом, тоесть, по сути, является стержнем организации.

В-четвертых, она является важнейшим инструментом мотивации персонала и служит более эффективному взаимодействию руководителей и подчиненных на различных уровнях. Скажем, все руководители и специалисты региональных подразделений концерна по производству парфюмерной и косметической продукции «Калина» (г. Екатеринбург) проходят стажировку в головном предприятии. Это помогает проникнуться корпоративным духом. Руководство группы «СУАЛ», в которую входит 21 предприятие 11 регионов России, считает, что каждый работник должен ощущать себя частью общего коллектива холдинга и, прежде всего, воспринять корпоративную миссию.

В-пятых, правильно сформулированная миссия способствует формированию позитивного имиджа компании у деловых партнеров, инвесторов, акционеров, от которых, в конечном счете, зависит судьба предприятия. Для того чтобы миссия могла выполнять свое предназначение, ее формулировка должна быть лаконичной, динамичной, удобной для восприятия и отвечать ряду требований:

– быть реалистичной: вряд ли потребители позитивно воспримут идею провинциальной авиакомпании стать крупнейшей авиакомпанией мира, если она работает на старой технике;

– отражать социально-перспективные потребности общества, соответствовать принципам общественной нравственности, отвечать духу времени;

– быть конкретной, подходить именно этой компании и основываться на ее специфических особенностях, а также оставлять возможность развития предприятия в течение некоторого времени без изменения формулировки ;

– быть простой, легкой для запоминания и воспроизведения, доступной для понимания людьми различного социального статуса и уровня образования, исключать возможность разночтений и двусмысленностей. Особенно важно скрупулезно подходить к переводу миссии с одного языка на другой;

– быть способной стимулировать персонал, внушать сотрудникам компании уверенность, что их работа важна, общественно полезна и облегчает жизнь клиентов;

– содержать неявный намек на выгоду от использования продукции и услуг компании, работы в организации и сотрудничества с ней.

Стратегия организации

Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искусство развертывания войск в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин широко вошел в теорию и практику менеджмента. В управлении стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Стратегия организации - долгосрочный план развития коммерческой или производственной организации, строящийся с учетом перспектив взаимодействия организации с внешней средой в будущем. Стратегия организации - важная характеристика внутренней среды организации, определяющая способы ее функционирования и организационную структуру, тип социальной организации.

Стратегический подход к развитию организации наблюдался еще в 20 - 30-х гг., понятие «стратегия организации» прочно вошло в лексикон теории организации и управленческой практики в 50 - 60-х гг. В этот период под стратегией организации подразумевались главным образом выбор направлений диверсификации и определение перспективных рынков. Широкое использование стратегического выбора при планировании развития организации совпало с изменениями условий хозяйствования, перенасыщением рынка. В начале 70-х гг. стратегия организации уже трактуется как планирование и сознательное изменение фирмой видов деятельности в целях обеспечения благоприятных позиций на рынке.

В современных рациональных версиях организационно-управленческой теории стратегия организации рассматривается обычно как основное средство организационного развития. В рамках этой теории сформировалось направление, именуемое стратегическим менеджментом. Его сторонники трактуют стратегию организации как установленную на определенный период совокупность целей, направлений, сфер, способов и правил деятельности в сложной организации. Сознательный выбор ориентиров и направлений должен обеспечить высокую конкурентоспособность, укрепление позиций на рынке и повышение способности к выживанию организации, действующей в условиях динамичной внешней среды. Характеризуя функцию, выполняемую стратегией организации, большинство специалистов связывают ее с обеспечением долгосрочного конкурентного преимущества фирмы на рынке.

В современной науке стратегии классифицируются по разным основаниям. Существует четыре основных типа конкурентных стратегий:

1. Стратегии концентрированного роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.

2. Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.

3. Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.

4. Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.

Среди классификационных признаков наиболее существенны следующие:

- уровень принятия решений;

- базовая концепция достижения конкурентных преимуществ;

- стадия жизненного цикла отрасли;

- относительная сила отраслевой позиции организации;

- степень «агрессивности» поведения организации в конкурентной борьбе.

Факторы определяющие стратегию компании:

1. Внешние:

- социальные, политические, общественные условия и законодательство;

- привлекательность отрасли, конкурентные условия;

- возможности и опасности для компании.

2. Внутренние:

- сильные и слабые стороны компании, конкурентная рыночная позиция;

- персональные амбиции, философия бизнеса, этические принципы;

- стоимость акций и культура компании.

Как связаны между собой философия, идеология, миссия и стратегия организации?

Философия организации лежит в основании тех идей, идеалов и образцов, которые задают принципы организации. Объединение этих идей, идеалов, норм, образцов вокруг одной-двух идей определяет идеологию организации. Именно идеология организации позволяет культуру организации воспринимать как некую целостность, а немеханическую совокупность. Миссия организации позволяет сформулировать цель ее существования, то есть ответить на вопрос «ради чего создается и существует организация?». Стратегия организации определяет направление реализации этой цели, то есть отвечает на вопрос «как, каким путем достигается поставленная в миссии цель?»

Культурные формы в становлении сообществ и личности

Наши рекомендации