Морально-этическое учение Конфуция

 
  Морально-этическое учение Конфуция - student2.ru

Морально-этическое учение Конфуция - student2.ru

Схема 24. Морально-этическое учение Конфуция

Этико-философская концепция конфуцианства строится на трех ключевых понятиях.

Таблица 8

Понятие Его содержание и взаимосвязь с другими понятиями
     
  Тянь (небеса) Ощущение мирового порядка, духовная цель че­ловечества. Правитель Китая именовался тянь-цзы (сыном неба), так как его основной обя­занностью было поддержание миропорядка. Свое учение о личных достоинствах и обще­ственном устройстве Конфуций считал небес­ным, так как оно провозглашало стремление человека к гармонии со Вселенной. Однако он не допускал никакого бесплодного теоретизи­рования по поводу тянь: человек должен был просто осознать свою цель и воплощать ее в жизнь. По мнению Конфуция, мы живем во Все­ленной, существующей согласно определенно­му порядку и законам. Поэтому надо жить так, чтобы поведение человека отражало эти за­коны. Как только человек осознает это прави­ло, он встает на небесный путь. В данном слу­чае путь является переводом термина Дао, ко­торый стал ключевым не только в даосизме, но и в конфуцианстве
  Чжэн (гуманность, человечность) Смысл данного понятия Конфуций пояснял так: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и помогай им достичь того, чего хотел бы достичь сам». Или в другом переводе: «Отно­сись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе». Человеколюбие — это по­чтительность, обходительность, правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек обходите­лен, то его поддерживают. Если человек прав­див, ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он мо­жет использовать других
  Ли (соблюдение ритуала: обрядов, порядка, тради­ций) Человек должен четко следовать нормам, пред­писываемым ему обществом, соблюдать все правила, которые он должен соблюдать. Без этого нормальное функционирование общества невозможно. Данный принцип позднее стал основным принципом организации жизни ки­тайского общества. Конфуций вкладывал в этот принцип значение, несколько отличающееся от простого соблюдения правил этикета. По мне­нию Конфуция, гармония в государстве зависит главным образом от воли и поведения влас­тей. Идеал Конфуция — благородный государ­ственный муж, который служит примером для всех других людей, поскольку соблюдает ри­туалы и подчиняется традиционному укладу жизни


В своем поведении Конфуций стремился реализовать эти принципы. Будучи верховным судьей, он всегда разрешал жа­лобы, с которыми к нему обращались, в соответствии с традиционными основами общественной жизни.

Натурфилософское понимание бытия в философии древних греков. Атомизм Левкиппа—Демокрита.

Натурфилософия

Античная цивилизация - величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Очень сложно переоценить роль и значение античной цивилизации, ее заслуги перед всемирно-историческим процессом. Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, -просуществовавшая с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э., т.е. более 1200 лет, - явилась не только непревзойденным культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества по сути во всех сферах человеческого духа. Она также является колыбелью двух близких нам современных цивилизаций: западноевропейской и византийско-православной.

Именно античная цивилизация окончательно преодолела в своем культурном развитием рубеж, разделяющий в сознании человека Хаос и Закон, Хаос и Космос, Миф и Логос, отделила “логику вещей” от “логики слов и мыслей”, утвердила представление о том, что освоение мира во всех формах человеческой деятельности возможно только по его собственным законам.

Историческая заслуга поздней древнегреческой мифологии состояла в выработке такого представления о Космосе, которое служило важной предпосылкой возникновения рационального познания мира. Космос осознавался древними греками как материальное, организованное, и в то же время одухотворенное, живое целое, образовавшееся из стихии неорганизованного хаоса. Космос, или Вселенная, представлялись какгармоничное, симметричное, ритмически устроенное целое. Это целое находится в состоянии постоянного становления, изменения. Периодически космос способен превращаться в хаос и вновь возрождаться. Каждая часть космоса воспроизводит структуру космоса в целом. Не боги создавали космос, а космос создал из себябогов – с таким мировоззренческим представлением завершалось мифологическое сознание. И этим же представлением оно открывало дорогу для возникновения рационального познания природы. С появлением такого вещественно-телесного, пластического образа космоса до возникновения рационального отражения естественных закономерностей мира остался только один шаг. В Древней Греции такой шаг был осуществлен вначале VI в. до н.а. Именно в это время в древнегреческой культуре завершается отделение объекта и субъекта , возникает теоретическая проблема отношения человека и мира, познания законов природы, ее структуры, организации бытия.

Непосредственное возникновение европейской науки принято связывать с Милетской школой, названной так потому, что первые ученые Древней Греции были жителями города Милет, расположенного на территории полуострова Малая Азия. Представителями милетской школы была сформулирована исторически первая и наиболее фундаментальная проблема – проблема того первоначала, из которого возникают все вещи и в которое со временем они превращаются.

В свою очередь, вопрос о субстанции, первоначале мира стал возможен тогда, когда уровень мыслительного абстрагирования позволил сформулировать представление о процедуре обоснования знания. Формой такого представления явилась идея математического доказательства.

Идея математического доказательства – это величайшее достижение древнегреческих мыслителей. В древневавилонской и древнеегипетской математике идеи математического доказательства не было. Древневосточная математика, как мы уже отмечали, была представлена множеством алгоритмов, операций, которые обеспечивали вычислительный эффект, но никакого логического, теоретического обоснования они не имели. Но одно дело – сформулировать задачу и предложить алгоритм ее численного решения, а совсем иное дело – не только решить задачу, но и доказать, что это решение не только возможное, но и истинное. Милетская школа - это еще натурфилософское познание мира, естественнонаучное и философское познание здесь еще не разделились в полной мере. Философская и естественнонаучная картины мира здесь формируются в тесном единстве.

Атомисты— материалистическая философская школа, философы ко­торой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы — «атомы».

Основателем атомизма считается Левкипп (V в. до н. э.). О Левкиппе известно мало: происходил из Милета и был продолжателем натурфи­лософской традиции, связанной с этим городом. Он находился под вли­янием Парменида и Зенона.

Существует мнение, что Левкипп — это вымышленное лицо. Основани­ем для такого суждения служит то, что о нем практически ничего не известно

Морально-этическое учение Конфуция - student2.ru

Схема 33. Основные положения в учении Демокрита

Ученик и соратник Левкиппа Демокрит из города Абдеры (ок. 470 или 460 до н. э.) считался основоположником материа­листического направления в философии («линия Демокрита»). Поскольку он постоянно смеялся над несовершенством челове­ка, то получил прозвище Смеющийся.

Подводя итог рассмотрению досократических философских школ, следует еще раз отметить их характерные черты:

§ ярко выраженный космоцентризм;

§ повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

§ поиск субстанции – первоначала, породившего всё сущее;

§ доктринёрский (недискуссионный) характер философских учений.

Ситуация кардинально меняется на следующем, классиче­ском этапе развития античной философии (в середине V в.), ког­да происходит так называемыйантропологический поворот, т.е. философов начинают интересовать не только проблемы ми­роустройства, но и человека. Это было связано, с одной стороны, с накоплением знаний об устройстве природы, а с другой — с демократической организацией античных полисов, требовав­шей нового типа личности с развитым логическим мышлением, способностью красноречиво излагать свои мысли и убеждать в своей правоте. Ответом на данный социальный запрос стала дея­тельность софистов.

Наши рекомендации