Диалектика как учение о развитии
Диалектика и метафизика как способы объяснения действительности развивались в истории философии как отражение двух присущих миру состояний – движения и покоя. Сменяя друг друга, они прошли такие этапы:
1. Стихийная диалектика античности, основанная на здравом смысле и житейском опыте (мир как единство противоположных начал; проблема противоречия как источника всех изменений).
2. Метафизика XVII – XVIII в.в., основанная на механистическом понимании мира (мир есть покой, движение – нарушение покоя; проблема устойчивости как условие целостности мира).
3. Диалектика Г.В.Ф. Гегеля и К. Маркса как методологическое основание для становления идеи саморазвития мира как целостной системы.
Отличие метафизики от диалектики выразим в виде следующей схемы:
Метафизика | Диалектика | |
Состояние мира | ||
покой | Движение | |
1. Каков источник развития? («почему?») | Природа или источник движения переносится «вовне», не принадлежит материальным вещам. Идея «первотолчка», «первопричины». | Источник – внутренняя противоречивость как природа, сущность объекта мира; развитие есть «саморазвитие». |
2. Каков механизм развития? («как»?) | Развитие есть рост: увеличение или уменьшение. Любые резкие изменения (изменение качества) – результат случайности (катастрофа, катаклизм). | Развитие есть «перерыв постепенности»: взаимопереход количественных и качественных изменений. |
3. Какова направленность развития? («куда?») | Развитие есть движение по кругу с обязательным возвращением в исходную точку. | Развитие есть направленность от прошлого к будущему через поступательность и преемственность, обладающая сложной и спиралевидной формой. |
Уяснение основных положений метафизики и диалектики приводит к выводу, что тот и другой методы объяснения действительности способствовали возникновению полярных учений о развитии мира. Диалектика как учение о развитии имеет свои исторические формы. Она прошла путь от стихийной диалектики древних, наибольшее философско-теоретическое воплощение получила в учении Г.В.Ф. Гегеля и затем с позиций материализма была переосмыслена К. Марксом.
Основные принципы диалектики – принцип развития, взаимосвязи и взаимообусловленности, историзма – были разработаны Г.В.Ф. Гегелем, однако предложенная им система развивающегося мира истолковывалась с позиций объективного идеализма. Абсолютная идея как обозначение мира в его целостности – вот что, по мысли Г.В.Ф. Гегеля, достойно саморазвития и самосовершенствования. Мир природы превращается в своеобразный платоновский «мир теней», не способный к саморазвитию, а лишь воплощающий в себе инобытие Абсолютной идеи. Даже провозглашая активность человеческого разума, раскрывая возможности становления субъективного духа (человека), объективного духа (общества) и абсолютного духа (философии, религии, искусства), Г.В.Ф. Гегель ставит их в прямую зависимость от логики бытия Абсолютной идеи.
Идея саморазвития вступает в противоречие с самой собой, как только покидает сферу чистого мышления и попадает в сферу жизни природы, человека, общества и культуры. Поэтому и законы диалектики, сформулированные Г.В.Ф. Гегелем, по сути дела выступают законами чистого мышления.
К. Маркс переносит принципы диалектической логики на почву материализма. Диалектика – это процесс развития материального мира. Мышление диалектично, ибо оно отражает диалектику мира. Таким образом, объективная диалектика, по К. Марксу, - это процесс развития материального мира, имеющий тенденцию к саморазвитию, создающий собственные механизмы формирования многокачественных структур, беспредельный в пространстве и бесконечный во времени.
Субъективная диалектика – это отражение процесса диалектического развития мира в головах людей, формирующееся в результате познавательно-практической деятельности общественного человека.
К. Марксу принадлежит заслуга в диалектико-материалистическом осмыслении не только природы, но и общества (см. «Материалистическое понимание истории»).
Диалектика есть учение о развитии, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений и процессов реального мира, а следовательно, о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Как следует из определения, диалектика носит всеобщий и универсальный характер.
Диалектика выявляет определенные законы развития, которые выражают существенное, общее, необходимое и регулярно повторяющееся в явлениях и процессах реального мира. В отличие от законов науки, имеющих определенную предельность функционирования, законы диалектики являются законами-тенденциями, т.е. проявляют себя в любом явлении, предмете, процессе, находясь друг с другом в неразрывном единстве. Определить рамки действия каждого закона можно только формально-логически, поставив перед собой вопросы:
1.почему происходит развитие? – ответив, очертим сферу действия закона единства и борьбы противоположностей;
2.как происходит развитие? – ответив, определим сферу действия закона взаимоперехода количественных и качественных изменений;
3.куда направляется развитие? – ответив, выйдем в сферу действия закона отрицания отрицания.
Сутью, ядром диалектики называют закон единства и борьбы противоположностей, т.к. он, раскрывая природу противоречия, приводит к выявлению источника развития и позволяет понять развитие как саморазвитие.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития через:
1. переход количества в качество (процесс накопления изменений внутри сохраняющегося до определенного предела качества; главное здесь – мера как предел сохранения качества);
2. переход от старого качества к новому (скачок как форма перехода);
3. переход от качества к количеству (вновь возникающее качество требует для себя новых количественных характеристик).
Для понимания этого закона важно помнить, что качество и количество есть характеристики предмета. Качество – внутренняя определенность предмета, способность его к устойчивости. Количество – внешняя определенность предмета, способность его к изменчивости.
Закон отрицания отрицания показывает направленность развития, преемственность нового со старым как условие прогресса, неодолимость нового в развитии. Он занимает особое место в системе законов диалектики, т.к. помогает понять, что все три закона находятся в диалектической взаимозависимости, что они действуют в объективной реальности не сменяя друг друга, а одновременно. Закон отрицания отрицания показывает, что на основе единства и борьбы противоположностей всякая система проходит ряд взаимосвязанных между собой этапов, выражающих неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в некотором повторении на высшей ступени развития черт исходной стадии общего цикла.
Восходящий, поступательный характер развития определяет диалектическое отрицание. Диалектическое отрицание – это момент связи старого и нового, включающий в себя поступательность и преемственность.
Таким образом, развитие идет определенными циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходный момент, превращение явления в свою противоположность (отрицание), превращение новой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания).
Следует подчеркнуть, что только понимание сущности трех законов диалектики и их взаимосвязанности позволяют осознать процесс развития в целом.
Принцип материалистического монизма в решении проблем материи и сознания в марксистской философии.
Карл Маркс (1818-1883) — создатель диалектико-материалистической философии. В своей философской концепции Маркс с самого начала продолжал решать традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность на средства производства, и искал пути преодоления этого отчуждения. Поскольку базисом любого вида отчуждения выступает экономическое отчуждение или отчужденный труд, то Маркс в дальнейшем много занимается концептуальным анализом природы и особенностей функционирования капиталистической системы экономики. При этом проблемы конкретного человека отходят на второй план, заменяются социальными. Маркс высоко оценивает диалектический метод, разработанный Гегелем, но для него движущей силой выступает не дух, а материя. Маркс подчеркивает, что для него идеальное — «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Движущей, материальной силой в обществе является деятельное отношение человека к окружающему миру, главным звеном которого выступает материальное производство. Материя при подобной интерпретации не сводится к некой неизменной субстанции, она исторична и динамична. На этом построена и соответствующая теоретико-познавательная концепция. В ней Маркс интерпретирует традиционную онтологию материализма, где только познающий субъект активен, а познаваемый объект всегда пассивен. В концепции Маркса исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной «субъективно», как «человеческая чувственная деятельность, практика». Тем самым познание — сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос». По его мнению, философия призвана помочь не только объяснять мир, но и изменять его. При решении социально-философских проблем Маркс продолжал традиции эпохи Просвещения и Гегеля, верил в науку и прогресс, рассматривая развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций. В трактовке этих проблем сказалось влияние господствовавшей классической научной парадигмы.
Философским новаторством Маркса стало материалистическое понимание истории. Исторический материализм — это распространение материализма на общественную жизнь, социальный мир, историю. Философию Маркс рассматривал как руководство к действию, имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов. Марксистская философия была рационалистической.
Монизм– философское учение, признающее только одно начало всего существующего – материю или дух.
Отчуждение- социальный процесс, в котором деятельность человека и её результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выражается в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда, в превращении личности в объект манипулирования со стороны господствующих социальных групп. Отчуждение получает определённое отражение и в сознании индивида (восприятие социальных норм как чуждых и враждебных, чувство одиночества, апатия).