Познание, его возможности и границы. Проблема истины в познании
7.1 Сущность и содержание процесса познания
Теория познания (или гносеология) – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин “гносеология” происходит от греческих слов “gnosis” – знание и “logos” – учение, что и означает “учение о знании”.
Познавательную деятельность человека изучает не только гносеология, но и ряд специальных наук: психология, физиология высшей нервной деятельности человека, кибернетика, формальная логика, история науки и т.п. Но ни одна специальная наука не заменяет и не может заменить гносеологию как раздел философии. Специальные науки не ставят и не решают коренных проблем познания, среди которой исходной является проблема познаваемости мира. В решении проблемы познаваемости мира выделяются две позиции: познавательно-оптимистическая и агностическая.
Представители первой утверждают принципиальную познаваемость мира. Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом (от греческого agnostos – недоступный познанию, непознаваемый). Рассуждая об агностицизме, следует подчеркнуть, что в “чистом виде” он как таковой не существует. Но, в то же время, имели и имеют место философские течения и философы, разделяющие соответствующие взгляды, которые абсолютизируют те или иные стороны познавательной деятельности человека. Данное обстоятельство ограничивает возможности достоверного познания сущности вещей. Можно выделить проявления агностицизма, его некоторые наиболее распространенные формы.
Скептицизм. Данная философская концепция подвергает сомнению возможность познания действительности. Скептицизм представляет собой сомнение, доведённое до крайности.
Сенсуализм (от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания.
Рационализм – абсолютизация роли разума, как единственного источника познания.
Иррационализм. Точка зрения иррационализма (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. Основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение и т.п. При решении гносеологических проблем решающее значение в иррационализме придается подсознательным факторам человеческого познания.
Интуитивизм – абсолютизация роли интуиции.
Конвенционализм (от лат. convectio – договор, соглашение) определяется как философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а продуктом соглашения между учеными.
Краткая характеристика перечисленных выше концепций утверждает, что в них вовсе не отрицается возможность познания мира вообще, а возводятся в абсолют, догматизируются те или иные стороны познавательной деятельности: ощущения, интуиция, сомнение и другие.
Ввиду того, что познавательная деятельность – это непрерывный процесс, в истории философии постоянно ставился и рассматривался вопрос о том, что же является объектом и субъектом познания. Субъект – это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность.
Познание – это взаимодействие субъекта и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность и её результат содержат в себе и субъективное – то, что зависит от субъекта и объективное – то, что определяется самим объектом, и от субъекта не зависит. Взгляд на познавательный процесс через призму субъекта и объекта позволяет выявить и подчеркнуть ряд важных для гносеологии принципов.
Во-первых, принцип отражения, согласно которому познание есть процесс отражения в сознании человека объективного мира. Для того, чтобы познавать какой-либо объект, он должен так или иначе отражаться.
Во-вторых, это принцип творческого, активного характера познавательного процесса. Активность выражается в стремлении человека к воспроизводству нового знания, в избирательном отношении к предметному миру, в целенаправленной деятельности.
В-третьих, одним из гносеологических принципов является принципопределяющей роли практики, утверждающей что:
а) практика является источником и основой познания;
б) практика – цель познания;
в) практика – решающий критерий истины.
В-четвертых,это, пожалуй, основополагающий принцип – принцип познаваемости мира. Он означает признание способности человека получать истинные знания об объекте познания с одновременным отрицанием пределов “восхождения” разума.
Таким образом, познание – это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека.