Бытие как понятие и реальность. Структура бытия
Под бытием понимается всеобщая характеристика всего сущего, которая заключается в том, что оно есть. Под сущим понимается совокупность окружающих вещей. В философии сущее рассматривается в двух аспектах: 1) со стороны своей определённости (сущности) и 2) со стороны своего существования. Сущность мы постигаем разумом, а о существовании вещи мы узнаём из опыта. Сущность (эссенция) и существование (экзистенция) имеют значимость бытия.
Сущностная сторона бытия выражается в философии понятием «субстанция». Субстанция (лат. substantia – сущность; то, что лежит в основе). Субстанция означает самодостаточное существование, предельное основание существования мира и человека. В соответствии с той или иной философской концепцией выделяются либо одна субстанция (монизм), либо две (дуализм), либо множество субстанций (плюрализм).
Выделяются два наиболее распространённых подхода к пониманию природы субстанции – материалистическая и идеалистическая. В рамках этих подходов был сформулирован основной вопрос философии, который традиционно рассматривается как вопрос об отношении материального и идеального: что является первичным, а что вторичным, производным, – дух или природа, сознание или материя? В зависимости от ответа на этот вопрос выделяют три философских направления: материализм, идеализм и дуализм.
Бытие не является чем-то аморфным, а всегда имеет определённую структуру. Выделяются следующие относительно самостоятельные формы бытия: 1) бытие природы; 2) бытие человека; 3) бытие духовного; 4) социальное бытие.
Бытие природы выступает в двух ипостасях:
- бытие вещей, явлений, процессов естественной природы, которую часто в философии называют «первой природой»;
- бытие вещей и процессов, созданных человеком – искусственная, «вторая природа».
Бытие естественной природы обладает той особенностью, что представляет собой единство противоположностей: непреходящего бытия естественной природы как целого и преходящего бытия отдельных ее вещей, тел, процессов.
Искусственная природа является своеобразным синтезом той части естественной природы, которая вовлечена в общественное производство. Это опредмеченный труд, различные орудия труда, военная техника и вооружение, транспортные средства и средства коммуникаций, обработанные земли (поля, сады), произведения искусства.
Бытие человека представляет собой телесное существование человека как части природы и специфическое человеческое бытие. Человек является частью природы и в этом отношении подчиняется действию её законов. В то же время человеческое бытие обладает спецификой. Она заключается в том, что функционирование плоти тесно связано с психикой человека и его сознанием. Благодаря единству плоти и духа, человек выступает как «мыслящее» бытие. Это бытие, осмысленное, переживаемое, а, следовательно, и организованное.
Бытие духовного. Духовное начало незримо, но оно присутствует во всех актах человеческой деятельности, Оно представляет собой чувства и идеи, эмоции и образы, понятия и представления, суждения и умозаключения.
К духовному относятся естественные и искусственные языки. Будучи средством общения, язык является эффективным инструментом познания мира, а также социальным средством хранения и переработки информации. Язык, связывая сознание и физическую (предметную) реальность мира, делает дух телесным, а мир духовным.
Социальное бытие – это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, основанной на общественном производстве, которое обеспечивает производство и воспроизводство человека. Бытие общества представляет совместную жизнедеятельность людей, имеющих определённую организацию, нормы, систему общественных отношений. В обществе действуют не только всеобщие, но и общие, частные и специфические общественные законы.
Противоположным понятию «бытие» является небытие. Бытие вещей как бы долго оно не продолжалось, приходит к концу. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Какой-то объект теряет свою качественную определённость, присущие ему свойства, выполняемые функции. Так что небытие мыслится как относительное понятие, в абсолютном смысле небытия нет.
Методологическое значение категории «бытие»:
1. Из философского учения о бытии выводятся ряд принципов: а) принцип монизма – признание в бытии некой единой основы; б) принцип холизма – признание целостности всего сущего; в) принцип изменения и развития; г) принцип детерминизма; д) принцип антропности – мир не задан человеком, но его присутствие в мире влиятельно.
2. Исходя из определения бытия, важно на практике ясно представлять реальные возможности достижения поставленных целей, не принимать желаемое за действительное.
3. Человек обладает духовными, психофизиологическими качествами. Это– объективный факт, с которым надо считаться. Но сознание, мысли конкретного человека представляют собой субъективно-идеальную форму бытия. Формирование морально-боевых качеств военнослужащих предполагает понимание у управленческих кадров объективной и субъективной сторон идеального.