Онтология, гносеология, аксиология, антропология как основные разделы философии
ЛЕКЦИЯ 1
φιλοσοφία
1. Что такое философия, её истоки
2. Мировоззрение: сущность и формы. Мировоззрение и философия.
3. Предмет философии. Основные философские проблемы и направления. Функции философии.
4. Онтология, гносеология, аксиология, антропология как основные разделы философии.
1. Что такое философия, её истоки
Человеку всегда было свойственно задаваться вопросами: Откуда взялся мир? Куда движется история? Чем вызвано возникновение сознания у человека? Каково предназначение человека в мире? Человек по своей природе не может не размышлять о природе вещей, т.е., не философствовать, не добывать глубочайшее знание, не стремиться к высшей мудрости.
Однако философствовать, рассуждать о вечных вопросах еще не означает быть подлинным философом. Философия как способ миропостижения возникла не сразу с появлением человека.
ü «Философия – это эпоха, схваченная мыслью» (Г.В.Ф. Гегель, 1770-1831).
ü Чем глубже человек проникает в тайны природы, тем больше возникает у него новых вопросов, и истина вроде бы и не приближается, а удаляется – «Я знаю только то, что я ничего не знаю» (Сократ, 469-399 до н.э.).
ü Философ остается философом до тех пор, пока он чувствует насущность вновь и вновь возвращаться к этому исходному - с годами все более трудному и мучительному – вопрошанию - ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? (приходится поднимать все больший груз уже выношенных и, казалось бы, необратимых ответов). (В.С.Библер)
Каждый человек в той или иной степени – философ. Но следует проводить различие между философствованием вообще и более строгим, каноническим понятием философии.
Философия есть определенная способность думать о вечных вопросах, о человеческой жизни и смерти, о предназначении человека, и в этом своём качестве она возникла вместе с появлением человеческого рода.
Но философия – это еще и тип философствования, и, как таковая, она впервые обнаруживает себя в древних системах религии и морали.
Как специфическая мыслительная установка, как профессиональный род занятий, философия появилась в Древней Греции (6-5 в. до н.э.).
Каковы истоки философии? - Истоков много, и они разные. С одной стороны - легенды и мифы, представляющие собой фантастическое отражение действительности, с другой - элементы, науки, воспроизводящие объективные и существенные свойства и связи мира, на основе знания которых строились дворцы и хижины, города и пирамиды. Наконец, это и определенный уровень социального развития и гуманитарной культуры.
Миф – это исторически обусловленная разновидность общественного сознания. На ранних этапах истории он возник в виде повествований, в которых явления природы или культуры представали в одухотворенной и олицетворенной форме.
Искать «основания» и систему знаний в мифе – дело безнадежное. Его специфика в том и состоит, что он лишен «связи со смыслом».
Критическое же, разумное отношение к мифу и привело к зарождению философии.
2. Мировоззрение: сущность и формы.
Мировоззрение и философия
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества, их убеждений, идеалов, ценностных ориентаций, социальных, политических, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение - это основа структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и общество в целом.
Основа мировоззрения - знания. Они составляют информационную сторону мировоззрения. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.
В структуру мировоззрения входят не только знания, но и их оценка. Т.е. мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.
Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та призма, через которую видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.
Вера есть феномен сознания (вера, идеалы, убеждения), она иррациональна по своей природе.
В структуру мировоззрения входят и идеалы. Идеалы могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило, они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу, не только отражающую действительность, но и ориентированную на ее изменение.
Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.
Философия- это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру. Философия отличается от других форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним.
Философия– это система базовых идей в структуре мировоззрения человека и общества (соотношение философии и мировоззрения).
Философия является концентрированным выражением человеческой мудрости, значение которой не исчезает со временем, а только возрастает, поскольку идеи, принадлежащие выдающимся мыслителям, затрагивают самые глубокие и существенные черты окружающего мира и человека.
3. Предмет философии. Основные философские проблемы и направления. Функции философии
Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философского познания, и на самостоятельности предмета философии.
Философия не обладает таким же предметом, как, например, естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания, как, например, биология, геология. Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность.
Это - та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.
Философия возникла с перенесением основного внимания на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философии знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.
Философия – это, таким образом, не просто научная дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода философский эмоциональный настрой, состояние, система мировоззрений и чувств.
Мы попадаем в то, что называется мышлением, когда мыслим сами. Чтобы нам это удалось, мы должны быть готовы учиться мыслить.
Как только мы принимаемся за это учение, мы сразу понимаем, что мыслить мы не можем. Но все же человек считается, и по праву, таким существом, которое может мыслить. Ибо человек - это существо разумное. Но разум, ratio, развертывается в мышлении. Будучи существом разумным, человек должен уметь мыслить, раз уж он хочет этого. Однако человек хочет мыслить, но не может. Пожалуй, человек своим хотением мыслить хочет слишком много, и поэтому может слишком мало. (М.Хайдеггер «Что значит мыслить»).
Если вдуматься, то в каком-то смысле человеческая жизнь как таковая относится к числу невозможных вещей. Когда такое говорится, не отрицается, что она есть. Она есть, но это удивительно, потому что она невозможна; непонятно, каким образом она есть, потому что ее не должно было бы быть. Не может быть. что она есть. Вы представьте себе, сколько вещей должно было сойтись вместе, чтобы мы были живы теми частями нашей души, которые жаждут жизни. Скольким частям нашей души должно повезти, чтоб они встретились бы, случайно, каждый раз, именно с тем, что им нужно в данный момент или в данном месте? Это же невозможно. Ведь часто мы в себе убиваем желания и чувства, которые никому не приносят зла, только потому, что у нас нет сил, времени или места, чтобы осуществить и прожить их, убиваем их только за то, что они неуместны. Мы не реализуем их, т. е. мы не живем и оказывается, что жизнь невозможна. Следовательно, в строгом смысле слова «жизнь как таковая» - невозможная вещь, и если она случается, это чудо. Большое чудо.
Вот отсюда и начинается мысль, или философия. Мысль рождается из удивления вещам как таковым, и это называется мыслью. Мысль не есть исчисление; даже если я написал: «два» и «два», затем подумал: «два плюс два – четыре», то это не мысль. Мысль нельзя подумать, она рождается из душевного потрясения.
Имеется ли внутреннее деление философской проблематики, в целом ориентированной на выявление отношений человека с миром? Еще в античности такое деление было намечено, хотя оно и не совпадает с современной структурой философского знания, и прежде всего потому, что античная философия включала в себя тот состав знания, который впоследствии отошел к естественным наукам.
И все же уже в античности говорилось об ОНТОЛОГИИ - учении о бытии и о ГНОСЕОЛОГИИ или ЭПИСТЕМОЛОГИИ - учении о познании, и о ЛОГИКЕ - учении о формах мышления.
Философские вопросы. Является ли сладость объективным свойством сахара или это лишь субъективное ощущение человека? Принадлежит ли красота предметам природы, людям... или она продиктована чувством прекрасного, человеческой способностью воспринимать красоту?
Вопрос о человеческой свободе. Связан ли прогресс общества лишь с объективными показателями темпов экономического развития или же включает и субъективные, человеческие аспекты? Все эти вопросы затрагивают одну общую проблему: соотношение бытия и сознания, объективного и субъективного, мира и человека.
Бертран Рассел: «разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли вселенная по направлению к какой либо цели? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокие оценки, или же к дорбу нужно стремиться, даже если вселенная неотвратимо движется к гибели? Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, - дело философии.»
Ядром философского мировоззрения считается вопрос о соотношении духа и материи, идеального и реального. Он считается основным, поскольку от его решения зависит понимание большинства философских проблем, и прежде всего вопроса о субстанции — основы бытия всех вещей, вопроса о природе духовного. Основной вопрос философии решается путем обоснованного выбора первичного начала и основы мира. Если первичным считается материя, то духовное рассматривается как специфическое состояние материи, как специфический продукт ее развития. Картина мира, созданная на материальной основе, является материалистической, а соответствующее направление в философии — материализмом. Если первичным считается духовное начало, а картина мира выстроена на его основе, она носит название идеалистической, а направление в философии — идеализмом.
Большая многоплановая проблема «мир – человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как всеобщая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.
Философия органично вплетена в ткань общества и подвержена большому влиянию со стороны общества. На нее влияют политический и общественный строй, государство, религия. С другой стороны и сама философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями и теориями, поэтому она имеет следующие функции:
- Мировоззренческая функция, т.е., философия помогает сформировать целостную картину мира.
- Методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формули-рует правила познания для всех частных наук.
- Функция социальной критики. Она осуществляет критику существую-щего в обществе порядка вещей.
- Конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
- Идеологическая функция. Участие философии в выработке идеологии как системы взглядов и идеалов.
- Функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
- Интеллектуальная функция. Способствует развитию у человека спо-собности к теоретическому мышлению, через нее передается позна-вательный образ.
Онтология, гносеология, аксиология, антропология как основные разделы философии
Онтология (ontos - сущность + logos - учение). Термин предложен немцем Гоклениусом. Один из разделов философии. Определяется, как 1) учение о бытие, как таковом; 2) учение о сверхчувственном мире; 3) учение о мире в целом. Понятие «онтология» в ходе развития неоднократно менялось. В средние века пытались построить учение о бытии как философское доказательство истин религии. В Новое время под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учения о сверхчувственной структуре всего сущего. Онтология активно критиковалась классиками идеализма (Кант, Гегель). В дальнейшем онтология получила определение, как наука о мире в целом.
Гносеология(gnosis - знание + logos - учение) - теория познания; изучает взаимоотношения субъекта и объекта в процессе познания, отношения знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные условия и всеобщие основания.
Аксиология(axia - сущность + logos - учение) - философское исследование природы ценностей, их места в реальной жизни, структуре ценностного мира и связи ценностей между собой. Человек есть мера всех вещей и рассматривается как наивысшая ценность, а все его действия и их результат и последствия рассматриваются с точки зрения категорий «добра» и «зла».
Антропология(antropos - человек + logos - учение) - учение о человеке, как высшем продукте природы. Все свойства и особенности человека объясняются только своим природным происхождением. Антропология подчеркивает единство человека и природы, противопоставляется идеалистическому и дуалистическому пониманию природы человека.
ü
Литература
- Філософія. Підручник/ І.В.Бичко та ін.. – К.: Либідь, 2001. – с. 14-30.
- Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 816 с.
- Філософія. Навч. посібник/ І.Ф.Надольний та ін. – К.: Либідь, 1996.
4. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 576 с.
5. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.-М., 1990.- 366 с. с. 5-11.
6. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум.- М.: Наука, 1987.- 320 с.
7. Кто мыслит абстрактно? // Г.В. Гегель. Работы разных лет. В 2-х томах. Т. 1. /
1. Сост., общая ред. и вступит, статья А. В. Гулыги.- М.: Мысль, 1972. - C.388-394.
8. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st000.shtml
9. http://monax.ru/elem.cgi?1581
10. http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/Bibler.htm
11. http://www.foxdesign.ru/legend/