Истоки русской философии. Древняя и средневековая русская философия (XI – XVII веков)
Можно выделить ряд факторов, способствующих зарождению русской философии.
Во-первых, богатый эпический материал, славянская мифология.
Во-вторых, процесс христианизации Руси. Христианство способствовало проникновению античных и средневековых философских идей на Русь через Византию.
В-третьих, кирилло-мефодиевское наследие. Славянские первоучителя Кирилл (826 - 869 гг.) и Мефодий (820 - 885 гг.) создали азбуку и положили начало перевода Библии на старославянский язык. Формирование литературно-письменного языка является важным фактором в зарождении философской мысли в Киевской Руси.
В XI - XII столетиях появляются первые философские произведения древнерусских авторов. Среди них на первое место по философско-мировоззренческому значению следует поместить «Слово о Законе и Благодати», написанное Киевским митрополитом Илларионом (конец Х – середина ХI века). В формировании мировоззренческих идей большое значение имели произведения Климента Смолятича (конец ХI - cередина XII века), Феодосия Печерского (1036 - 1074 гг.), Кирилла Туровского (1130 - 1182 гг.).
Мыслители были не только среди лиц духовного звания. Видным культурным деятелем Киевской Руси среди мирян являлся князь Владимир Мономах (1053 - 1125 гг.).
Для философской культуры Киевской Руси характерны следующие особенности:
Во-первых, синкретизм, т.е. нерасчленённость. В культуре Древней Руси не существовало ещё разделения между сферами духовной деятельности человека. Любое из произведений той эпохи для нас является одновременно памятником и истории, и литературы, и философии.
Во-вторых, теистичность, т.е. развитие под эгидой церкви, церковного мировоззрения. Древнерусские книжники были не столько религиозными проповедниками, сколько политиками. Их беспокоили, прежде всего, социально-политические и этические проблемы. Вместе с тем их работы создавались под большим влиянием религиозной идеологии.
В-третьих, этизация, т.е. рассмотрение любых проблем с позиции этики: через конфликт сил добра и зла.
В-четвёртых, историософичность, т.е. центральной проблемой философской мысли Киевской Руси была проблема создания представлений о человеческой истории.
Период раздробленности (XII - XIV века) меняется периодом истории русской философии (XIV - XVI века), связанным с образованием Московской Руси. Для понимания специфики философских дискуссий этого времени необходимо учитывать идейное влияние исихазма (греч. isihia - молчание). Это мистико-аскетическое учение возникло в Византии. Основной идеей исихазма была идея единения человека с Богом посредством духовного самоуглубления.
На Руси последователями исихазма явились, так называемые «нестяжатели» во главе с Нилом Сорским (1433 - 1508 гг.). Суть нестяжательства заключалась в преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами. Он вёл борьбу против «стяжателей», возглавлял которых Иосиф Волоцкий. Стяжатели (по-другому это движение называется «иосифляне») ставили духовную власть выше светской и выступали за укрупнение церковной земельной собственности.
Нил Сорский вместе со своими последователями серьёзно занимался изучением процесса познания. По его мнению, истины существуют вне мира и относятся к сфере сверхразумного, но, тем не менее, постижение их человеком возможно. Слепая вера недостаточна для достижения истины.
Иосиф Волоцкий считал, что разуму людей познание доступно лишь в малой степени. Познание идёт в основном путём откровения. Любое же «мирское мудрствование» приводит только к неверию.
Под влиянием иосифлянства в XVI веке монах Филофей (1465 - 1542 гг.) сформулировал концепцию «Москва – третий Рим». В ней выражено понимание значения объединительной политики России, определены исторические перспективы её политического развития. Отсюда, с XVI века берёт своё начало идея особой миссии русского царства и народа – идея «Святой Руси».
Крупнейшим мыслителем этого периода является Максим Грек (1470 - 1556 гг.). Он разделял идеи нестяжательства. Максим Грек обращается к проблемам познания, человека и его духовного совершенства, рассматривает диалектику добра и зла. Чтобы избежать зла необходимо победить гнев, праздность, быть скромным и избегать гордыни.
Особое значение он придавал роли философии в духовной жизни человека. Занятие философией помогает человеку отказаться от погони за суетными мирскими благами и учит его жить в соответствии с нравственными правилами. Основная задача духовной деятельности – познание. Познание – это подлинное пиршество духа.
Непосредственное отношение к развитию философской мысли в XVI веке имеет Андрей Курбский (1528 - 1583 гг.). Философию он понимал как знание о сущности вещей и учение о человеке. Благодаря переводам он ввёл в русскую интеллектуальную культуру философские понятия: элемент, материя, мера и другие. Андрей Курбский был первым русским логиком. В своих работах, касающихся политических проблем, он выступал за ограниченную монархию.