Философия французского Просвещения
Во второй четверти XVIII века во Франции сформировалось широкое и мощное движение, получившее название Просвещения. Это было не только политическое или философское явление, хотя философия, в особенности материалистическая, играла в нём важную роль. Просвещение объединило всех прогрессивно мыслящих представителей «третьего сословия»: юристов, философов, буржуазию. Просветители подвергали критике феодальный порядок и его культуру, требовали установления новых, прогрессивных общественных порядков, выступали в защиту народных масс за их право на образование и культуру. Они верили в человека, его ум и высокое призвание. В этом просветители продолжали гуманистические традиции Возрождения.
Классическим философом французского Просвещения был Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694 - 1778 гг.), основные идеи которого изложены в работах «Философские письма», «Трактат о метафизике», «Философия истории» и других.
Главную задачу своей философии Вольтер видел в развенчании религиозной догматики, которая мешает людям строить счастливую жизнь, культивируя невежество, необразованность, фанатизм, ложь. В философии природы Вольтер – последователь Ньютона. Он развивал идею общей закономерности природы, а также отстаивал преимущество принципа причинной обусловленности явлений природы перед принципом целесообразности. В теории познания Вольтер стремился соединить сенсуалистический эмпиризм с некоторыми элементами рационализма. Основой для него был тезис о происхождении всех знаний из ощущений. В то же время он утверждал, что существует ещё и абсолютное знание – логико-математическое знание, и знание, относящееся к морали.
Вольтер обосновывал идею равенства людей и это равенство понимал как равенство политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он рассматривал как условие социального равновесия и морального развития общества.
Младшим современником Вольтера был Жан Жак Руссо (1712 - 1778 гг.). Центральная проблема творчества Руссо – неравенство между людьми и пути его преодоления. Именно этому вопросу посвящена его работа «Рассуждения о происхождения неравенства между людьми» (1755 г.). Руссо исследовал возникновение имущественного и социального неравенства людей и стремился найти пути его ликвидации. Он считал, что неравенство между людьми не извечно, в его возникновении виновна частная собственность. По мнению Руссо, первоначально человеческое общество находилось в естественном состоянии и человек был существом самодостаточным, материально независимым от других людей. Частная собственность, возникающая вследствие разногласий между интересами людей, приводит к несправедливости.
К материалистическому направлению философии французского Просвещения принадлежит Жюльен Офре де Ламетри (1709 - 1751 гг.), Поль Анри Гольбах(1723 - 1789 гг.), Клод Адриан Гельвеций (1715 - 1771гг.), Дени Дидро(1713 - 1784 гг.). Хотя их философские взгляды значительно различались между собой, но в целом в материализме французских мыслителей было много общего.
Общие особенности материализма ХVIII века:
1) он был механистическим, т.е. все формы движения материи сводились к механической и объяснялись на основе законов механики, которые отвечали тогда духу эпохи Просвещения, поскольку из всех наук наиболее развитой считалась механика. (Ж.Ламетри даже применил механистический подход к человеку: человек, по его мнению, – это своеобразный сложный механизм.);
2) он носил метафизический характер: предметы и явления рассматривались вне их внутренней связи и развития, без учёта внутренних противоречий как источника самодвижения, без постижения непрерывности и скачкообразности развития в их органическом единстве. ( Но уже Д. Дидро стремился преодолеть механицизм и метафизичность в понимании развития, утверждая, что и неподвижное в пространстве тело находится в движении, т.е. развивается, изменяется; отстаивал идею самодвижения материи, стараясь объяснить это явление внутренней противоречивостью. Он распространял идею непрерывности развития и изменений на всю природу, в частности и на человека, высказал мысль о единстве материи и сознания.);
3) в теории познания французские материалисты были приверженцами сенсуализма. Исходным источником познания они считали чувство, но отдавали должное и работе ума (мышления), подчёркивали их взаимосвязь;
4) французские материалисты большое внимание уделяли критике религии. Анализируя особенности религиозной веры, они делали вывод, что религия не ведёт человека к настоящим истинам, а подчиняет его предрассудкам;
5) в вопросе возникновения общества французские материалисты склонялись к натурализму, т.е. причину тех или иных общественных явлений искали в окружающем мире, среде и в биологической природе человека. Они развивали также теорию общественного договора и естественного происхождения государства.
Таким образом, французские материалисты вместе с другими философами-просветителями сыграли большую прогрессивную роль в преодолении пережитков феодализма и религиозного клерикализма, в утверждении принципов гуманизма, в решении философских и практических проблем человека и условий его жизни.