Классическая античная философия: Аристотель
Величайший философ Древней Греции Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) родился в г. Стагире, отчего впоследствии его порой называли Стагиритом.
Аристотель по праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым замечательным систематизатором философских и научных знаний, накопленных до него. В качестве теоретических знаний Аристотель определяет метафизику (первая философия), физику и математику. Метафизика призвана изучать первопричины всех вещей, первоначала всего сущего. К практическим наукам Аристотель относит этику (систему знаний о нормах поведения людей), экономику и политику. Творческие науки включают в себя поэтику и риторику.
Своё учение о бытии Аристотель противопоставляет воззрениям Платона. С критическим отношением к учению Платона связано известное выражение Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». Подвергая критике платоновскую теорию идей, Аристотель полагает, что идеи – это просто копии чувственных вещей. Идеи не существуют самостоятельно, независимо существуют лишь отдельные вещи.
Аристотель формулирует своё представление о бытии, под которым понимает существование предметного мира, воспринимаемого с помощью ощущений. Это предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая ничем не определена.
Материя есть всеобщая причина, так как без неё нет бытия. Однако она пассивна и бесформенна и является лишь материалом для того, чтобы превратиться в какую-либо форму. Активное начало – это форма. Благодаря форме материя превращается во что-то определённое, в реальные вещи.
Решая вопрос о началах бытия, Аристотель разрабатывает учение о четырёх причинах, обусловливающих существование вещи. Во-первых, это материальная причина, материя вещи, то, из чего возникает вещь, как например глина для горшка или медь для статуи. Во-вторых, форма, которая придаёт пассивной материи определённость и делает вещь именно данной вещью. В-третьих, необходим гончар, который являет собой активное деятельное начало, движущую причину. И, наконец, должна быть четвёртая причина – цель, ради которой создаётся вещь.
Теория причин Аристотеля может быть объяснена примером, приводимым им самим: архитектор строит дом. В этом случае материал – это материя, план дома – это форма, архитектор – это производящая причина, а законченное здание – это цель. Из четырёх причин наибольшее значение Аристотель придавал форме. Конечной формой всех форм, по мнению Аристотеля является Бог.
В своём учении о душе Аристотель подчёркивает, что она есть не только у человека. Полагая, что всё живое обладает душой, Аристотель выделяет три её вида.
Первая из них – растительная душа, которой обладают растения. Она обладает способностью размножаться и осуществлять обмен веществ.
Вторая – чувственная, которой наделены животные, отличающиеся от растений тем, что обладают способностью воспринимать формы с помощью ощущений.
И, наконец, третья разновидность души – разумная, присущая человеку, она, в отличие от первых двух уже «познаёт и думает».
В своём учении о познании Аристотель считает, что всякое познание начинается с ощущения. Таким образом, чувственное познание он полагает начальным уровнем познания. Но ощущения дают лишь знание единичного. Постижение общего является привилегией разума. Познание есть развивающийся процесс: ощущение – представление – опыт – искусство – наука.
Значительное место в творчестве Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Широко известны его взгляды на человека, как на политическое (общественное) животное, наделённое разумом. Человек самой своей природой предназначен к жизни сообща. Только в общежитии люди могут формироваться, воспитываться как нравственные существа. Жизнь в государстве является естественной потребностью человека.
Сущность государства, по Аристотелю, заключена в политическом сообществе общении людей, которые соединились для достижения общего блага. Практически отождествляя государство с обществом, Аристотель рассматривает его как разросшуюся семью. Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым он относил только тех, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Здесь философ ведёт речь только о свободных гражданах. Он говорит, что некоторые существа с самого рождения предопределены к подчинению, а другие к господству. Рабы «по природе» предназначены повиноваться, считал Аристотель, полагая, что система рабовладения справедлива.
Аристотель различал правильные формы государства: монархию, аристократию и политию, и неправильные: тиранию, олигархию и демократию. Наилучшей является полития, сочетающая свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям.
Аристотелем заканчивается греческий период античной философии, которая по богатству философских мыслей определила развитие философской мысли на тысячелетия.