Философия науки, техники
E) философское познание
4. Какая точка зрения характерна для философского подхода к рассмотрению познания
C) рассмотрение познания в широком культурно – историческом контексте, в связи с многообразием человеческой деятельности
5. Когда возникает метафизика как метод мышления и познания?
А) во времена античной философии
6. Эпистемология — это
С) учение о знании
7. Философско-методологический анализ принадлежит сфере
D) социально-исторического познания
8. Понятие «наука» включает в себя
C) деятельность по получению нового знания и результат этой – систему научных знаний
9. Если судить ОЧЕНЬ СТРОГО, то теория НАУЧНОГО познания — это
D) эпистемология
10. От философской теории познания методологию отличает
C) акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания
Основные этапы развития философии науки.
1. В динамике науки Кун выделяет две фазы: нормальная наука и ...
D) научная революция
2. Какую концепцию развития науки предлагает И. Лакатос
A) конкуренции научно-исследовательских программ
3. Одним из основных принципов познания сторонники позитивизма считают
С) Верификацию
4. Пол Фейерабенд — это, как известно, не только ученик и критик К.Р. Поппера, но и
C) “методолог-анархист”
5. Какая школа очевидно не вписывается в последовательность?
E) Метапозитивизм
6. Одним из основных принципов познания сторонники позитивизма считают:
С) верификацию
7. Автором термина “постиндустриальное общество” является?
В) Д. Белл
8. С конца XIX столетия методология науки ориентируется на анализ
A) естественнонаучного знания
9. Во второй половине ХХ века произошло расширение проблематики историко-научных исследований за счет
A) анализа развития идей и проблем в той или иной области знания
10. Какое определение материи послужило одной из причин кризиса философии и в естествознании на рубеже XIX — XX веков?
Е) Материя есть вещество и поле
3. Научное познание в социокультурном измерении.
1. Антисциентизм толкует науку как
E) силу, чуждую и враждебную сущности человека
2. Идеалом для сциентизма являются
B) результаты и методы естественонаучного познания
3. Знания приобретаются человеком не только в научной деятельности, но и в политике, экономике, искусстве, обыденной жизни. Отличительной чертой науки является то, что
E) в науке получение знаний является главной целью
4. Представление о научном познании как о наивысшей культурной ценности характерно для
C) сциентизма
5. Главной особенностью научного познания является
C) ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, и их исследование как подчиняющихся объективным законам
6. Условиями для возникновения науки являются
знаний
D) развитие и усложнение практической деятельности человека
7. Наука, в первую очередь, — особый род
B) познавательной деятельности
8. Научная идея представляет собой
B) наиболее сложную и развитую форму научного знания
9. Какое из положений, верно, выражает этику научного познания
A) все, что объективно истинно, то нравственно
E) нравственная оценка относится только к использованию научных положений.
10. Укажите, в каком из суждений нашла отражение точка зрения антисциентизма?
знания, полностью объективировать познание
Е) Наука есть институт, враждебный человеку, он ведет к дегуманизации природы и общества, к превращению научных открытий в господствующую над человеком силу
Структура научного познания.
1. Метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части называется
A) анализом
2. К формам научного познания относятся
A) научные факты, законы, гипотезы, научные идеи, научные проблемы, теории
3. Дедуктивной теорией можно назвать
E) “Начала” Евклида
4. Установление эмпирического факта требует
E) объяснения наблюдаемых явлений
5. В ходе теоретического познания исследователь проникает в сущность явлений посредством
A) абстрактного мышления
6. Эмпирические законы – это законы, выражающие
E) связи между чувственно наблюдаемыми свойствами веществ и явлений
7. На эмпирическом уровне чувственное познание опирается на
B) ощущение, восприятие, представление, воображение
8. Наблюдение, измерение, эксперимент, относятся к методам
B) вычленения и исследования эмпирического объекта
9. В результате идеализации реальные объекты
A) анализируются с какой-либо одной интересующей исследователя стороны
10. “Уровни научного познания” по сути — это …
D) эмпирия и теория
Философия науки, техники
1. К теоретическим предсказаниям относятся
D) открытие новых элементов Д.И. Менделеевым
2. Наука и техника в современном мире - это:
D) двойственный феномен со своим позитивом и негативом
3. Модель объяснения феномена техники, где истоки последней считаются онтологически укорененными, называется
D) парадигма Платона
4. В Новое время мыслителем, который выводил нравственный прогресс из прогресса технического, был
A) Кондорсе
5.Чаще всего рождение направления философии техники связывают с именем
D) Э. Каппы
6. Э. Каппа понимал машину как
A) проекцию органов человека на природный материал
7. С точки зрения М. Хайдеггера, отношения человека и техники определяются
B) техникой
8. Как М. Хайдеггер определяет характер технического пути постижения истины?
B) постав
9. Опасность техники, по Хайдеггеру, заключается в том, что она
B) закрывает другие пути усмотрения истины
10. С точки зрения Н. Бердяева, техника положила начало кризису
A) ренессансного гуманизма