Побудительные причины Обращения к Прибежищу

[Побудительных причин здесь]—две: страх перед дурной участью (зависит от уровня отречения - низшей, средней и высшей личности) и вера, что [Три] Драгоценности способны от нее избавить (благодаря их качествам и деятельности). Но, если они останутся пустыми словами, таким же будет и обращение к Прибежищу. Если же эти две будут мощны и устойчивы, то и обращение к Прибежищу будет проникновенным. Поэтому трудитесь над этими побудительными причинами (порождаем осознание необходимости аналит. созерцания)!

Памятование о Доброте (о деятельности Учителей)

В «Десятке качеств» сказано:

«[Эти Благие Друзья] отыскивают меня, долго блуждавшего в сансаре; пробуждают меня, долго спавшего мрачным сном заблуждения; вытаскивают меня, утопающего в океане [обусловленного] существования (как веревка, заброшенная Буддой в это болото), указывают мне благой Путь, если вступаю на дурной; освобождают меня, запертого в тюрьме круговорота существований. [Они]—врачи, [лечащие] меня, измученного долгой болезнью; дождевые тучи, гасящие пламя моих страстей... Так думай».

И в «Устройстве древа» говорится:

«Со слезами так памятовал

юный Судхана: “Друзья Благие эти

ведь меня спасают ото всех

участей несчастных Круговерти!

Равенство явлений понимать

помогают мне. И проясняют

к счастью и несчастию пути.

Учат нас они своим примером—

совершенной практикой своей.

В Град Всеведенья указывают путь.

Вводят нас в Реальность—океан

истинной природы всех явлений.

Также нам показывают море

познаваемого трех времен.

Области собрания святых

демонстрируют. Друзья благие эти

развивают что есть доброго во мне”».

Так и [вы] памятуйте, прибавляя в начале всех [фраз] слова «Эти Благие Друзья...», визуализируя перед собой образы Благих Друзей, громко произнося слова и сосредоточиваясь на их смысле.

И еще говорится в «Устройстве древа»:

«“Эти мои Добрые Друзья,

проповедники Ученья Будды,

полностью показывают нам

все достоинства Его Ученья,

совершенно демонстрируют они

полноту Деяний Бодхисаттвы”,—

с мыслями такими прихожу я

в сосредоточении сюда.

“Породившие во мне сии Деянья

схожи в этом с матерью моей.

Так как поят молоком достоинств,

то они кормилице подобны.

Развивают, [как отец], во мне

элементы Пробуждения они.

Эти добрые Друзья меня спасают,

[Словно друг],—от всякого вреда.

Избавляют, будто врач, меня

от “болезней” старости и смерти.

Проливают дождь нектара Дхармы,

словно Шакра, властелин богов.

Преисполнены светлейших качеств,

словно в полнолуние луна.

Указуют направление к Покою,

словно солнце ясное, они.

В отношениях с врагами и друзьями

я за ними, как за каменной горою.

Точно океан невозмутимый,

ум их. И, заботясь обо мне,

не давая [мне пропасть в Круговороте],

кормчему они подобны”,—с этой мыслью

я, Судхана, прихожу сюда.

“Эти Бодхисаттвы порождают

помысел [о практике] во мне.

Порождают даже Пробужденье.

Будды восхваляют их”,—с такими

мыслями благими прихожу.

“Как герои, мир они спасают—

Предводители, Прибежище, Защита,

очи, что даруют счастье мне”,—

вот такими мыслями всечасно

почитаю я Благих Друзей».

Памятуйте [о Доброте Учителей] такими благозвучными стихами, заменив [имя] Судханы на свое.

Польза вверения

[Состоит в том, что мы] приближаемся к состоянию Будды; радуем Победителей; [никогда] не будем лишены Благих Друзей; не впадем в дурную участь; трудно нас одолеть плохой карме и клешам; не нарушаем правила практики Бодхисаттвы и помним о них, благодаря чему возрастает наше собрание достоинств, осуществляются все временные и высшие Цели. Служа [Учителям] и почитая [их], усваиваем благие установки и дела, благодаря чему осуществляем благо для себя и других и пополняем собрание [заслуг].

Кроме того, благодаря почитанию Благого Друга, карма, [грозящая] дурной участью, испытывается в этой жизни лишь как малый вред для тела и ума или даже во сне и таким образом исчерпывается. И это превосходит такие корни добродетели, как подношение даров бесчисленным Буддам, и [несет] прочую великую пользу.

Ведь сказано в «Сутре Кшитигарбхи»:

«Благодаря поддержке Учителя, деяния, из-за которых пришлось бы скитаться бесчисленные миллионы кальп в дурных уделах, очищаются через заразную или другую [болезнь], голод или иной вред телу и уму в этой жизни; иногда они избываются просто через упрек или [неприятный] сон. Всего лишь одно утро [почитания Учителя] закладывает корни добродетели, превосходящие те, что взращены даяниями, подношениями или соблюдением предписаний бесчисленных миллионов Будд. Почитание Учителя обладает неохватными мыслью достоинствами»

Далее:

«Знайте, что из этого возникают и все бесчисленные магические проявления достоинств Будд. Поэтому вверяйтесь, служите, почитайте Учителя, как Будду».

Установки вверения

В «Устройстве древа» сказано, что Благой Друг почитается в девяти аспектах. Это свод всех установок вверения (даже если сейчас нет такого близкого Учителя, по отношению к которому можно было бы в полной мере развивать эти установки и отвергать препятствия, но, чтобы в будущем, когда он появится, эти установки вверения проявились бы естественным путем, а препятствия не появлялись, нужно работать над этим – как в случае с гневом – пока он не проявлен, нужно работать над развитием его противоядий. Кроме того, эти установки можно и нужно развивать по отношению и к тем коренным Учителям, которые уже есть, а также по отношению к наставлениям великих Учителей прошлого. Это же относится к следующему разделу - "воспитанию коренной веры").

Если еще сократить, то [получатся] четыре основные [установки], из которых [первая]—

(а) Установка, как у умного ребенка

Отказавшись от личной воли, вверить себя в распоряжение Учителя; то есть—умный ребенок не руководствуется в своих делах личной волей. Он смотрит в лицо отца и, отдавшись его воле, поступает соответственно. Так [и вы] смотрите в лицо Благого Друга.

Однако сказано:

«[Так] делайте по отношению к [Учителю], обладающему всеми характеристиками: нельзя давать всякому водить себя за нос».

(б) Установка, подобная алмазу

Упрочение дружбы [с Учителем] до нерушимости, постоянства; то есть—[дружба], которую не расстроят Мара, дурные друзья и прочие.

(в) Установка, подобная земле

Несение всей ноши дел Учителя; то есть—отсутствие малейшего уныния, когда [Учитель] кладет на

[тебя] всю ношу.

Согласно сказанному Потобой ученикам Чэнгавы:

«Встретив вашего и моего Благого Друга, такого Бодхисаттву, исполнять его наказы—великое благо, не бремя, а украшение».

(г) Правильное несение [этой] «ноши»

Здесь шесть [частей]:

Установка, подобная окрестным горам

Какие бы страдания ни возникли,—непоколебимость. Когда Чэнгава был в Ругпа, здоровье созерцателя Йонтанбара пошатнулось из-за сильного мороза, и он попросил совета [у Чэнгавы], не пойти ли ему к [врачу]—господину Шаннудагу; Чэнгава сказал:

«Хотя [ты] и сидел сколько-то [времени] во дворце Индры на удобном сидении, но только сейчас появилась возможность ввериться Другу Великой Колесницы и слушать Дхарму. Потому сиди, где сидишь!»

Установка, как у слуги мира

Даже если приходится совершать всякую грязную работу, выполняйте ее, не колеблясь.

Когда все лоцавы и пандиты [собрались] в Цзанге, оказалось, что место очень грязное. Тонпа, разорвав свою одежду, расчистил грязь и полностью побелил место [собрания] сухой известью. А также приготовил перед Чжово мандалу. Тогда Чжово сказал: «О! Такие, как ты, есть и в Индии».

Установка, как у подметальщика

Это полное отвержение самомнения и гордыни—осознание себя ниже Учителя.

Установка, подобная колеснице

Это радостное принятие даже тяжкого бремени труднейших дел Учителя.

Установка, как у собаки

Это недопущение гнева, даже если Учитель унижает и ругает.

Каждый раз, когда Толунгпа встречал геше Лхабсо, тот бранился. Но, когда собственный ученик Лхабсо, Ньягмопа, сказал [Толунгпе]: «Этот наставник недружелюбен к нам, Учителю и ученику», - [Толунгпа] ответил:

«Ты воспринимашь это как брань; для меня же каждый раз, когда он это делает,—словно благословение Херуки».

И в «Восьмитысячной» говорится:

«Даже если кажется, что проповедники презирают, пренебрегают [вами], жаждущими Дхармы, не отвечайте тем же. Еще больше стремитесь к Дхарме, будьте почтительны и неустанно следуйте за ними».

Установка, подобная кораблю

Это неутомимость от забот о делах Гуру, каковы бы они ни были.

Наши рекомендации