Л Е К Ц И Я № 2 . Что такое философия

Л Е К Ц И Я № 1 . Предмет философии и ее место в системе научного знания

Вопрос о предмете и функциях философии связан с выявле­нием отношения философии к частным наукам в историческом аспекте. Он предполагает определенную оценку концепции «рас-почкования» предмета философии и концепции «предметного самоопределения философии», где речь идет только о научной стороне философского знания. В концепции «распочкования» в связи с исторической предпосылкой сформировался вопрос о взаимоотношении всеобщего и частного знания как проблемы, а также обнаружилась недостаточность натурфилософских по­строений. Основы философии закладывались в XVIII в. О. Конт утверждал об изменениях предмета философии в связи с появле­нием частных наук, что постоянно сужало ее рамки. Философия не может иметь собственного предмета познания. Это форма ми­ровоззрения и как таковая, имеющая тот же предмет — всеобщее в системе «мир — человек», и в основном тот же круг проблем, что и в других формах мировоззрения. Система «мир — человек» при первичном подразделении распадается на двепротивоположные, но взаимосвязанные подсистемы— «мир» и «человек». Каждая из сторон подразделяется на уровни, взаимоотношения между сто­ронами на четыре аспекта: онтологический, познавательный, ак­сиологический, духовно-практический. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и целостное бытие чело­века. Предмет философии в основном отличен от предмета част­ных наук, изучающих материальное бытие и человека, своим представлением отношения человека к миру, мира к человеку. Но такой срез предмета философии также берется в его всеобщей определенности.

Философски всеобщее выражает факт раскола мира на мате­риальное и духовное и их взаимосвязь. Словом, в предмет фило­софии входит только то из материально-всеобщего, что включено в создаваемую человеком универсальную картину мира под приз­мой таких понятий, как Истина, Красота, Добро и Справедли­вость; такие всеобщие в материальной действительности понятия




могут служить человеку элементами для формирования мировоз­зрения.

Предмет философии в объектном смысле стабилен. Он не «распочковывался», т. е. не разбирался на части отдельными нау­ками. Отличие философии от мифологической, религиозной и обыденной форм мировоззрения — в глубокой связи с наукой. Отличие от натуралистической формы, также входящей в науку как сферу культуры, — в опоре на понятия и принципы какой-ли­бо частной науки в решении мировоззренческих проблем, в ши­роком базисе, включающем не только весь комплекс частных наук, но и опыт художественного освоения действительности и весь опыт человечества. Философия обобщает эту информацию во всеобщих категориях. Имеется несколько теоретических моделей понимания категории всеобщего. Реализм— общее существует помимо еди­ничных вещей, как их первооснова, свойство. Концептуализм— об­щее существует лишь как свойство абстрагирующего мышления. Репрезентативизм— общее существует как свойство отдельных единичностей представлять сущность класса однородных вещей.

Л Е К Ц И Я № 2 . Что такое философия

«Философия»по-гречески — любовь к мудрости. Это понятие было введено Пифагором. Философия — поиск и нахождение от­ветов на фундаментальные вопросы бытия, под действие которых попадает каждый человек.

Главные вопросы бытиясформулировал И. Кант:

1. Что я могу знать?

2. Что я должен знать?

3. На что я смею надеяться?

4. Что такое человек?

Философия— составляющая культуры, форма ее максимально полного выражения и осмысления. Проблемы человечества полу­чают в философии завершающее истолкование, это — наивысший уровень самоосмысления человечества, самопознания материи.

Философия обладает самостоятельностью, имеет структуру.

Три первых вопроса бытия (по И. Канту) рассматриваются философией, ориентированной на:

1) науку, где главная идея — истина;

2) мораль, где идея — добро, и религию — веру в Бога;

3) всё сводится к четвертому — пониманию человека (и обще­
ства) как целостно развивающейся самодостаточной ценности.

После И. Канта философия обратилась и к чувственным, эмо­циональным, эстетическим потенциям человека, сформировав новые направления.

В мировой философии наблюдаются две тенденции: сближе­ние с наукой и с искусством.

Научная ориентация (Г. В. Ф. Гегель, Э. Гуссерль)

Наука — систематическое, доказательное и проверяемое зна­ние.

Эти идеалы первоначально выработаны в философии (любовь к мудрости — любовь к науке).

Науки зародились и развивались как части философии. Сей­час философия и науки развиваются параллельно.

Современное философское знание обосновывается, доказы­вается, систематизируется, проверяется и опровергается фактами других наук.

Философия имеет двеважнейшие функции —мировоззренче­скую и методологическую.

Философия — наука о наиболее общих законах природы, об­щества и мышления. Это — мировоззрение,оно интерпретируется на основе данных науки, искусства, практики. Методология— учение об эффективных способах достижения целей.

В философии речь идет о фундаментальных методах (принци­пах действия) (например, исторический метод). Философская методология находит продолжение в методологии разных сфер практики.

Чувственно-эстетическая ориентацияфилософии прослежива­ется в работах С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Ф. Шел­линга, М. Хайдеггера, экзистенциалистов, постмодернистов.

В философии интеллектуальное дополняется эстетическим созерцанием и творчеством, стремлением к возвышенному. В ос­новании философии — мироощущение, но состоит она не из ху­дожественных образов, а из философем; это наука, а не искус­ство. Несмотря на самостоятельность, они дополняют друг друга.

Это выявляет гуманистическую функцию —внимание к человеку.

Человек имеет моральные намерения к практическим дей­ствиям, из чего вытекает практическая ориентация философии.

Этика и мораль— представления о добре и зле. Практика —процесс достижения целей. Философия— стремление к истине, совершенству (прекрасному), к идеалам добра. Философия выяв­ляет и вырабатывает смысл человеческих поступков, формирует стратегические цели, одновременно являясь практикой.

Наши рекомендации