Космология и космогония
Окружающий нас мир при всем его многообразии и изменчивости — не хаотическое скопление предметов и событий, а единое системное образование. В природе отчетливо просматривается многоступенчатая иерархия структурных уровней организации материи от элементарных частиц до крупномасштабных галактик. Каждый структурный уровень характеризуется специфической организацией и размерами, каждая ступень иерархической лестницы закономерно связана с другими. Благодаря взаимным связям этот огромный и разнообразный мир предстает перед нами как гармония, полная загадок и тайн. Большая их часть связана с вопросами происхождения и устройства Вселенной, ответы на которые дают космология, космогония и астрономия.
Философские основания космологических моделей
Космология — это астрофизическая теория структуры и динамики изменения Метагалактики, включающая в себя и определенное понимание свойств всей Вселенной. Космология основывается на астрономических наблюдениях Галактики и других звездных систем, общей теории относительности, физике микропроцессов и высоких плотностей энергии, релятивистской термодинамике и ряде других новейших физических теорий. Наблюдательные данные и теоретические достижения в понимании материи космология стремится синтезировать для создания целостной теории наблюдаемой Вселенной, включая обоснованные представления о свойствах всего астрономического мира. Существует понимание космологии как физического учения о всей Вселенной в целом, и в частности о Метагалактике. Но это понимание спорно. Во-первых, оно не учитывает огромного вклада астрономии в учение о Вселенной, о свойствах звезд, галактик, квазаров и других космических объектов. Астрономия поставляет для физики все возрастающий наблюдательный материал, который служит эмпирической базой для разработки новейших физических теорий строения и развития материи в космосе. Поэтому космологию следует рассматривать как астрофизическую теорию. Во-вторых, все конкретные утверждения этой теории относительно структуры, динамики изменения, законов движения, различных состояний вещества в космосе относятся
к конечной системе — Метагалактике и основаны на наблюдательных данных внегалактической астрономии. Выводы о свойствах всей Вселенной в целом делаются на основе неограниченной экстраполяции полученных объективных знаний о мире, в том числе и физических законов.
Суждения о свойствах всей Вселенной являются необходимой составной частью космологии. Как и всякая фундаментальная наука, космология включает в себя систему философских оснований: мировоззренческих и методологических принципов о свойствах и законах окружающего мира и методах его познания, способах объяснения эмпирических фактов. Эти основания исторически складывались под влиянием различных философских концепций, между которыми шла и продолжается ожесточенная борьба в понимании мира. Все религиозно-идеалистические и метафизические концепции последовательно опровергались развитием науки, но их влияние в капиталистических странах все еще не преодолено до сих пор. В космологии, может быть, больше, чем в любой другой естественной науке, исходные философские концепции в понимании мира определяют содержание физических моделей Вселенной. В каждой модели исходная философская идея обосновывается при помощи астрофизических данных и их соответствующего истолкования; в свою очередь она задает концептуальное содержание модели. Но приверженцы определенных моделей стремятся зачастую, наоборот, представить философскую концепцию как следствие наблюдательных данных и физических теорий. Ложные философские концепции (религиозно-идеалистического содержания) ведут и к ложным креационистским моделям Вселенной, в которых допускается сотворение мира богом в виде первичного гигантского «атома-отца» и взрыва его божественной волей, в результате чего возникла расширяющаяся Вселенная. Метафизический характер имеют и постулаты об однородности Вселенной, единообразии ее свойств и законов во всех мыслимых масштабах, о развитии как неограниченной последовательности круговоротов (модель пульсирующей Вселенной), о неизбежности тепловой смерти Вселенной.
Космогония
В Новое время рождается космогония.
30. Философское исследование феномена интеллекта (15).
Интелле́кт (от лат. intellectus — ощущение, восприятие, разумение, понимание, понятие, рассудок[1]) — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой[2]. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение[3].
Интеллектуал — человек с высоко развитым интеллектом и аналитическим мышлением; представитель интеллектуального
ассматриваются определения и структура эмоционального интеллекта в рамках различных научных подходов к исследованию данного феномена; сопоставляются научный и популярный подходы к определению и развитию эмоционального интеллекта; обосновывается актуальность его изучения и развития.
Ключевы е слова: эмоциональный интеллект (EI, ЭИ), коэффициент эмоциональности (EQ), эмоциональная компетентность.
Проблема эмоциональной культуры человека оставалась актуальной на протяжении всей истории человеческого общества. Еще в Библии, в Книге Притчей, мы находим примеры мудрости человечества: «У глупого тотчас же выскажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбления» (12:15); «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых врачует» (12:18); «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает» (15:1); «Долготерпеливый лучше храброго, а владеющий собой лучше завоевателя города» (16:32). Экклезиаст учит: «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше» (7:3) [6].
Современные философы вслед за мыслителями древности подчеркивают актуальность проблемы развития эмоциональной компетентности — открытости человека своим эмоциональным переживаниям ([13], [23]), связывая ее возможности с гармоничным взаимодействием сердца и разума, аффекта и интеллекта. Приведем в подтверждение этого актуальное для темы нашего исследования высказывание Ошо (Раджниша): «Чтобы интеллект преобразовать в разум, абсолютно необходимо открыть сначала свое сердце... Разум — это интеллект, настроенный в лад с вашим сердцем» [18; 314].
В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева [9], [10], [14], [21]. Л. С. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни...» [10; 21].