Философия как тип мировоззрения
Мировоззрение,миропонимание,мироощущение.
Мировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нём человека, а также — его жизненные позиции, программы поведения, действия[1]. Оно придаёт его деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Какова позиция «Я», таково и восприятие мира, замечает Ж.-П. Сартр.
Мироощуще́ние — отношение человека к природе и окружающей действительности, которое выражено в его различных настроениях, чувствах, действиях и поступках.
Мироощущение выступает в качестве эмоционально-психологической основы мировоззрения, в то время как миропонимание является его познавательно-интеллектуальной стороной. Если используются наглядные представления, то в этом случае мироощущение становится мировосприятием.
Философия как тип мировоззрения.
Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. От религии философия отличается допустимостью свободомыслия: можно остаться философом, критикуя любые авторитетные идеи, вто время как в религии это невозможно.
Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.
7.Миф как древнейший тип мировоззрения.
На первый взгляд может показаться, что философия, представляющая собой размышление человека о своем месте и роли в мире, существует столько, сколько существует сам человек. Однако если заглянуть в глубь истории, то можно обнаружить, что появление первых философских учений относится к середине I тысячелетия до н. э. До тех пор на протяжении десятков, если не сотен тысяч лет, составляющих более чем 90 % всей истории человечества, безраздельно господствовало мифологическое мировоззрение, миф. И только впоследствии внутри мифологического сознания постепенно формируются религия и философия. По общепринятым взглядам, миф - это набор чудесных историй, сказок или легенд. В действительности же миф - древнейшая форма мироощущения, мировосприятия и деятельности людей, основанная на художественно-эмоциональном переживании мира. В отличие от философии, миф не осмысливает логически окружающий мир как безликое «ОНО», а воспринимает его чувствами как живое, одушевленное существо. Как заметил по этому поводу философ А. Ф. Лосев: «миф есть подлинная жизнь, со всеми ее надеждами, страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей ее реальной повседневностью и чисто личной заинтересованностью» Особенности мифологического мировоззрения: 1. Социоантропоцентризм - перенос на окружающий человека мир в процессе его объяснения черт самого человека и родовой организации общества, тоесть очеловечивание мира, прежде всего природы. Наглядным примером такого социоантропологического взгляда могут служить древнейшие представления о китах, черепахах, слонах и других животных, на которых держится Земля, или традиционные меры длины (например, локоть) в соответствии с пропорциями человеческого тела. 2. Миф - единая нерасчленная (синкретическая) универсальная форма сознания. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, объединяет в себе зачатки знаний, первобытных религиозных верований, разных видов искусства и других духовных элементов. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь, развитие. Миф - это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую, образную и символическую картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Рациональные (логические) понятия еще не сформированы. Используются сравнения, аллегории, отожествления, символы. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов. 3. Практический характер, «поскольку весь мир считается управляемым мифическими силами, и от способа их действия зависит, прямо или опосредованно, судьба человека, универсально-мифическое видение мира оказывается, пожалуй, побужденным практикой, а затем и само практически заинтересованным... В нем возникает и распространяется глубоко запечатленное в языке "знание" о мифических силах (в самом прямом смысле лично прочувствованных)... Все это спекулятивное знание ставит себе целью служение человеку в его человеческих целях, чтобы возможно счастливее построил он свою мирскую жизнь, чтобы мог оборониться от болезни, всякого рода судьбы, нужды и смерти» |
Однако на этом практические задачи мифа не ограничивались. Миф имеет важнейшие социальные функции. Он обосновывает устройство общества, его законы, его моральные ценности. Он выражает и кодифицирует верования, придает престиж традиции, руководит в практической деятельности, учит правилам поведения. Это происходит потому, что миф был .единственно доступной формой выполнения подобного рода задач в обществе, где не было ни государства, ни писанного права, ни школьного образования, ни средств массовой информации. Для мифологического мировоззрения характерна ставка не столько на осмысление и целенаправленное совершенствование общественной жизни, сколько на традицию, ритуал, устоявшиеся нормы поведения и системы ценностей. Тем самым происходит формирование и регулирование общественных отношений. Предметом мифологии выступают вопросы происхождения мира и человека, исторические события, вопросы жизни и смерти, добра и зла, то есть извечные мировоззренческие проблемы, а также будущее человечества и мира. Известны мифы Древней Греции и Древнего Рима о природе, происхождении человека и его достижениях. Миф о Сфинксе олицетворяет тайну природы, которая никогда не раскрывается человеку полностью; миф о кентаврах символизирует происхождение человека от животного; миф о Прометее раскрывает историю происхождения огня; миф об Икаре воплощает стремление человека подняться в небо; миф о Сизифе является попыткой выяснить, в чем смысл жизни. Многие сюжеты мифов стали достоянием различных культур Запада и Востока. Различные образы мифологии заняли прочное место в произведениях литературы, живописи, скульптуры и музыки.
|