Моральная философия и.канта
Моральная философия Иммануила Канта знаменует собой переход от попыток описания, объяснения морали, осуществляемых преимущественно на эмпирическом фундаменте, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Мораль и этика представляли для Канта исключительную ценность.
Замысел Канта — выявить «чистоту» морали, освободив се от всех «загрязнивших» ее уникальную сущность наслоений. В осуществлении этой задачи он ориентируется не па природу человека и обстоятельства его жизни, а на «понятия чистого разума».
Основные этические идеи Канта:
• Свободная воля человека проявляется в сфере морали, здесь она автономна
• Вне формулировки категорического императива фиксируют специфику и смысл морали
• Единственный «чистый» мотив подчинения категорическому императиву — долг, что позволяет различать моральное (должное, бескорыстное) и легальное (любая иная мотивация) поведение.
• Принципиальная значимость ригористической ориентации, основанной на понимании морали как долженствования
• Критика натуралистической этики, позволившая Канту выявить ее методологические изъяны
Поясняя эти идеи, следует в первую очередь подчеркнуть смысл установки Канта на автономию морали: мораль самодостаточна, содержит свою причину в себе самой и невыводимани из чего. Кант не только стремился «очистить» мораль от всего эмпирического и «принадлежащего к антропологии», но и подчеркивал ее автономию по отношению к религии, более того, религиозная вера ставилась в зависимость от морали.
Мораль и этика учат человека не тому, как стать счастливым, а тому, «как стать достойным счастья». Исходя из этого, Кант подвергает критике натуралистическую этику, стремясь обосновать внепсихологическое понимание морали
Философия Гегеля
Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля (1770-1831), который был великим представителем объективного идеализма.
Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т. е. признает дух первичным. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания.
Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода. В его идеалистической диалектике заключалось глубокое рациональное отражение. Рассматривая основные понятия философии и естествознания, он в известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей системе он и отрицал развитие природы во времени.
В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом.
23. Общая характеристика постклассической философии.
Постклассическая философия не имеет единого мировоззренческого центра, она многожанрова. Единственное, что объединяет неклассические школы, – критика классики.
Особенности постклассики:
- в центре внимания человек (внутренний мир, общественные контакты, культура, наука и т.п.);
- признание уникальности (ни на что непохожести) социальной реальности;
- разум привносится в абсурдный мир самим человеком;
- критика способностей разума и возвеличивание на его фоне иных способностей человека;
- все вероятностно (всюду случайности);
- познание – во многом результат свободного творчества познающего;
- релятивизм (истина всегда относительна);
- ориентация на практический результат;
- критика прогресса;
- у каждого общества специфическое развитие.
Основные исследовательские программы:
Иррационализм: Его родоначальник – Кьеркегор, согласно учению которого у каждого своя сущность, ее необходимо выявлять и проявлять.
Позитивизм: Классический (вторая половина XIX в. ‑ Конт, Милль, Спенсер): подлинное знание лишь в естествознании, а философия должна помогать систематизации этих знаний. Эмпириокритицизм (начало XX в. ‑Авенариус, Мах): знание синтез психических феноменов (физиологического опыта), синтезируя ‑ следует избавляться от абстракций, не имеющих опытных прообразов и просто излишних. Неопозитивизм (Карнап, Витгенштейн): изучение формально логической и лингвистической структуры науки..Постпозитивизм (вторая половина XX в. Поппер, Рассел, Кун и др.): изучение динамики научного знания и влияния на него всех факторов, принцип фальсификации Поппера (правдоподобно то, что проверяемо, но не опровергнуто) и «парадигма» Куна (она - идея или небольшой комплекс идей, определяющих правдоподобность всех истин данной эпохи).
Марксизм (Маркс, Энгельс): философия, ориентированная на практику изменения мира, эталон – классическое естествознание.
Психологизм :(Гуссерль, Бердяев, и т.п.): акцентирование индивидуального своеобразия каждого человека и проповедь свободы самореализации внутреннего мира (свободы выбора).
Структурализм и постструктурализм : выявление типичных структур (связей, элементов) в человеческом сознании. Всё большей частью сводится к языковым структурам.
Постмодернизм– всесторонняя критика современности и самокритика, ирония в отношении всего, в том числе в отношении собственной иронии. Проповедь неповторимости всего и вся.