Объективный идеализм Платона
Основоположник объективного идеализма - ученик Сократа Платон. Идеи выражены в произведениях, имеющих форму диалога. Три основных этапа развития:
критика натурфилософских представлений и их основных положений и идей,
создание противоречивых конструкций своей философской концепции,
академический период - вносил новшества. Академия - основанная им в Афинах школа.
Способ обоснования, решения онтологических проблем - проблем бытия и его понимания. Платон был первым, кто ввел принципиальную основу мироздания. Хотя поиск принципиальной сущности основ мироздания - тот же - но решение, в противовес эллеатам и атомистам, что эта первооснова является чем то, что не принадлежит к нашему миру. Это мир идей. Эйдос - первосущность, что-то фундаментальное.
Единый в своей материальности космос прежних философов был в корне преобразован именно Платоном. Само бытие оказалось разделенным на неравноценные виды:
это прежде всего мир вечных, неизменных идеальных сущностей, мир идей, новая форма бытия, предшествующая миру вещей и определяющая его;
это мир окружающих нас вещей преходящих, недолговечных, бытие которых носит ущербный характер; это какое-то полубытие;
это материя, то вещество, из которого всемирный космический ремесленник, демиург, духовный творец, мировая душа творит вещи по образцам высшего бытия, по образцам идей.
Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем — душа тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудрая и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного.
Этические учения поздней античности.
Этика стоиков
Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего - от политически-социальной сферы. Такова уже в значительной мере установка школы стоиков, а особенно эпикурейцев.
Философия для стоиков - не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают достоинством мудреца; сила его в том, что он не раб собственных страстей. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они строят свою этику на знании. Но, в отличие от Сократа, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Это безразличие они называют апатией (бесстрастием). Бесстрастие - вот их этический идеал.
Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия - значит научиться полностью владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а только разумом.
Этика Эпикура
Полный отказ от социального активизма в этике мы встречаем у материалиста Эпикура (341-270 до н. э.), учение которого получило широкую популярность и в Римской империи; наиболее известным из римских эпикурейцев был Лукреций Кар.Отдельный человек, а не общественное целое - вот отправной пункт эпикуровской этики. Тем самым Эпикур пересматривает определение человека, данное Аристотелем. Индивид - первичен; все общественные связи, все отношения людей зависят от отдельных лиц, от их субъективных желаний и рациональных соображений пользы и удовольствия. Общественный союз, согласно Эпикуру, не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия индивидов; в этом пункте Эпикур оказывается близок к софистам. Эпикурейство - это просвещенный, утонченный и просветленный, но все же эгоизм.
Космогония Платона
Переосмыслив предшествовавшую ему философскую традицию, Платон увидел в основе космоса 3 разнородных начала – это:
– это Бог-Демиург (творец; букв.: ремесленник, мастер) – активное начало,
– идеи (эйдосы) – качественное начало, и
– материя-“хора” (телесное, бесформенное, изменчивое, но восприимчивое начало) – телесное начало.
Схема его замысла: Демиург, имея материю и «эйдосы» (идеи), создает чувственно-конкретный космос, придавая ему совершенную, сферическую форму.
Посредником между миром вечно тождественных идей и видимым миром становления в учении Платона выступает Мировая Душа. Она объединяет мир идей и мир вещей, в т. ч. и человека. Душа мира заставляет вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах. Она является источником разума в душе человека, что делает возможным познание интеллигибельного мира, мира идей. В целом она обеспечивает целесообразность и. закономерность косм.строя.
Душа мира творится Демиургом из тождественного, иного и сущности (или смеси тождественного и иного). По принципу симпатии (частный случай которого – “подобное познается подобным”) тождественное соответствует идеям, иное – материи, а вещам соответствует смесь тождественного и иного.
При этом статусом подлинного бытия Платон наделяет мир идей, материя же в силу ее бескачественности и пассивности объявляется небытием, а мир чувственно-конкретных вещей – миром вечного становления. Он подлинно существует в той степени, в какой в нем воплощаются идеи. Он несовершенен, поскольку несовершенен материал, послуживший для его создания, и поскольку он существует во времени.