Русские революционные демократы(Герцен, Добролюбов, Огарев, Чернышевский)
Революционный демократизм — радикальная антикрепостническая и антибуржуазная идеология, соединяющая идеи демократии с идеями крестьянского (утопического) социализма. Продолжая и развивая традиции Просвещения, революционные демократы не исключали мирных, реформистских путей обновления общества, но главные надежды возлагали на действия «снизу», т.е. на народную революцию.
Философской основой идеологии революционного демократизма был антропологический материализм, впитавший в себя идеи гегелевской диалектики (идею развития, идею движущей силы противоречия и др.). Формой изложения своих взглядов революционные демократы избрали в основном публицистику, художественную литературу и литературную критику. Легальные печатные органы революционных демократов XIX в. — журналы "Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». (Но нередко это были и нелегальные, бесцензурные издания, например, знаменитые герценовские «Колокол» и «Полярная звезда».) Экономическую и социальную основу будущего (социалистического) общества большинство революционных демократов видело в крестьянской общине, в свободном сельскохозяйственном и ремесленном труде. Социальное освобождение трудящихся мыслилось ими и как национальное освобождение.
В области этики антропологический материализм (и атеизм) принимал форму учения о «разумном эгоизме» — о том, что поступки человека должны согласовываться с его внутренними побуждениями, а значит, и готовностью сознательно пожертвовать личным благом и даже жизнью во имя общественных интересов и счастья народа.
Важнейшее значение для воспитания «новых людей», готовых к борьбе за свои идеалы и убеждения, должно, подчеркивали идеологи революционного демократизма, играть передовое искусство реалистическое и романтическое.
Особенность философии революционных демократов заключается в ее отчетливо выраженной социальной направленности. Ей присуща глубокая резкая критика крепостничества, стремление найти действенный путь его замены другим общественным строем. Она дала материалистическое решение ряда важнейших мировоззренческих проблем.
Революционные демократы исходят из возможности познания человеком окружающего мира с помощью чувства и разума, выделяя при этом значение природы как исходного начала познания. Но они не сводили познание к пассивному восприятию субъектом окружающего его мира, что было свойственно материализму XVIII в. Напротив, ими всячески подчеркивается активность сознания, тот факт, что человек не только испытывает воздействие внешнего мира, но и сам может, опираясь на разум, изменять его. С помощью чувств и разума люди могут выработать верное представление о мире и самих себе. Революционные демократы отвергли идею о врожденном характере знания, считая, что оно формируется, вырабатывается людьми в процессе их взаимодействия с природой и с себе подобными существами. Постижение действительного знания представляет собой сложный процесс, в котором чувственное и рациональное не изолированы друг от друга, а находятся в единстве и взаимодействии.
Творчески подошли они и к решению проблемы истины. Так, Герцен утверждал, что содержание истинных знаний не должно противоречить действительности, что истина должна подтверждаться как мышлением, так и бытием. Чернышевский обосновал важное положение о конкретности истины, о том, что отвлеченных, абстрактных истин нет, что все нужно рассматривать с учетом обстоятельств, места и времени. Он приблизился к пониманию роли практики в качестве критерия истины, отмечал, что практика разоблачает обман не только в делах, но и в чувствах, мыслях. Однако подлинного научного объяснения содержания практики революционные демократы дать не смогли, рассматривая ее только как деятельность людей по "переработке природы".
Большое внимание уделили революционные демократы проблеме человека. Опираясь на антропологизм Фейербаха, они рассматривали человека как высший результат деятельности природы, считая, что без него природа является чем-то незавершенным, что человеческий мир не отделен стеной от мира природы, что сознание человека - высшая степень развития природы.
В формировании философских позиций революционного демократизма принимает непосредственное участие Чернышевский. Вслед за Герценом он подчеркивает важность научного подхода при философском анализе явлений природной и социальной действительности, используя при этом методы и достижения естественных наук. В работе "Антропологический принцип в философии" Чернышевский высказывает ряд положений, подтверждающих его материалистический взгляд на мир. Это - признание материи и таких ее общих свойств, как пространство, время, протяженность, диалектический характер ее развития и др. Однако в материалистической позиции Чернышевского заметны элементы биологизма, присущего материализму Фейербаха, а иногда и признаки вульгарного материализма.
В своих антропологических взглядах Чернышевский разделяет мысль Герцена о естественном происхождении человека, утверждает, что человека нужно рассматривать как одну "натуру", одно существо, т.е. как единство природного и социального. Но он идет дальше, подчеркивая важность не только биологической, но и социальной характеристики человека и отношений между людьми, отмечая, что мир человека есть мир социально-исторический, нравственно-свободный и положительно-деятельный. Тем самым был намечен путь преодоления абстрактного характера фейербаховского понимания человека.