Философия нового времени Ф.Бекон и Р.Декарт как основоположники новоевропейской философии
Начавшееся в XV-XVI вв. развитие капитализма приобретает интенсивный характер в последующее время. На основе прогресса в производстве совершаются все новые и новые открытия в области естествознания. Развитие производительных сил обостряет общественные противоречия, углубляет конфликт между основными борющимися классами- буржуазией и феодалами. В ряде стран Западной Европы совершаются буржуазные революции: Нидерландская (1566-1609), Английская (1640-1688), Французская (1789-1794).
Происходившие коренные перемены в общественной жизни, в развитии науки способствовали изменению сознания людей, их мышления, вызвали к жизни новую ориентацию в философии. Начался новый период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. В отличие от Средневековой философии, которая была связана с Богословием, эта философия опирается прежде всего на науку. Наука же в свою очередь обусловила необходимость развития теории познания (гносеологии). Особенности развития естественных наук определили в значительной мере и формирование метода познания философии Нового времени. Основные усилия мыслителей были направлены на собирание, раздельное описание и классификацию предметов и явлений окружающего мира. Подобный подход привел в итоге к созданию теории познания, где господствовали метафизические приемы исследования.
Родоначальником философии Нового времени является английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Его главные работы «Новый органон», утопическая повесть «Новая Атлантида». Проблема познания. Он был первым философом, поставившим своей целью создать научный метод, опирающийся на опытное знание. Он-представитель эмпириков (эмпирио-опыт=>всё познание основано на опыте, на данных органов чувств). С точки зрения эмпириков есть постулат:нет ничего в разуме, чего бы не было сначала в чувствах. Разум может анализировать только то, что дают ему чувства (сенсуализм). Наши идеи могут быть простыми и сложными (простые-связаны непосредственно с данными органов чувств, сложные-возник. на основе простой и в рез-те дальнейшего размышления).
Проблема метода познания (метод-совок-ть приемов исследований). представитель Индуктив. метода-путь исследования от единичного к общему. Индукция не всегда дает всеобщие знания! Ф. Бекон, говоря о методах познания, выделил 3 типа ученых (философов). Он говорит: философ не должен уподобляться муравью, собирающему веточки и листочки и стаскивающим их в кучу. Он не должен быть подобен и пауку, из собственной нити ткущему хитрую паутину. Смотрите на пчелу, заявляет Бэкон, собирающую дань с цветов и затем перерабатывающую ее в мед. Новым орудием новой науки и философии Бэкон считал индукцию, опирающуюся на чувственный опыт.
Индук. метод дополн-ся анализом. «В нашем разуме могут содержаться заблуждения(идолы), они могут привести к неправильным выводам. 4 вида идолов: 1. идолы рода- они присущи человеческому роду, являются результатом ограниченности человеческих чувств и ума. 2. идолы пещеры- каждый человек воспринимает мир сквозь призму себя, своего понимания 3. идолы рынка- заблуждения, порожденные неправильным употреблением слов. 4. идолы театра- утверждают веру в авторитеты.
Другим основоположником философии Нового времени был Рене Декарт(1596-1650)- французский философ, математик, физиолог, психолог. Важнейшие философские произведения- «Рассуждение о методе», «Начала философии», «Страсти души», «Метафизические размышления». Проблема познания. Представитель рационализма –важнейшая роль не органы чувств, а разум. Декарт: «Нет ничего в разуме, чего не было бы сначала в чувствах, кроме самого разума».
В отличие от Бэкона, Декарт предлагал в достижении истины двигаться от общих положений к частным, абсолютизируя дедукцию(от лат. Deductio- выведение). Необходимо подвергать сомнению все, что принято на веру и что вообще принимается за истину. Сомнение Декарта- не самоцель, оно имеет целью расчистить почву от заблуждений и обеспечить прочную основу познания. В основу научного мышления Декарт стремился положить математически точное и ясное достоверное знание, исходящее из самого разума человека. Сомневаясь во всем, человек не должен сомневаться в одном- в том, что он сомневается, т.е. мыслит. Отсюда известный принцип:» Я мыслю, следовательно я существую»(Декарт). Декарт явно завышал роль разума, прошел мимо того очевидного факта, что в основе познания лежит жизнь, практика, а вовсе не мышление. Сильна у него и теологическая традиция. Смутные идеи- результат человеческой субъективности, им доверять нельзя; напротив, все ясные идеи порождены Богом и идут от него, а потому они объективны. Декарт – рационалист. Он недооценивал чувственные знания, сводил чувственность к второстепенному приему исследования и как великий рационалист был убежден в безошибочности познавательной силы ума. Субстанция по Декарту определяется как всякое сущее вообще, которое не нуждается в своем бытии ни в чем, кроме самого себя. Сюда относятся Бог и сотворенный мир. В свою очередь, сотворенный мир делится Декартом на материальную(телесную) и духовную субстанции. Атрибутом материальной субстанции является протяженность, духовной- мышление. Познавательная деятельность человека, полагал Декарт, слагается из трех неодинаковых по своей роли классов идей. Среди них- 1. идеи, получаемые людьми извне в результате постоянных контактов с предметами и явлениями;2. идеи, образуемые в нашем уме на основе первых идей. Эти вторые идеи могут быть или фантастичными или реалистичными. 3. врожденные идеи, изначально присущие духовной субстанции, идеи, не связанные ни с каким опытом. Их отличает простота и отчетливость, полная независимость от внешних предметов. Врожденные идеи- это идеи, как существование, единство, длительность. Вообще врожденных идей у человека великое множество. Врожденность идей не означает, что они всегда готовые имеются у нас в уме, а означает предрасположенность к ним, способность человеческого ума к их проявлению в определенных ситуациях. В своем философском творчестве Декарт широко использовал данные математики, механики, других естественных наук. В физике роль Бога сводится лишь к созданию материи и сообщению ей хаотичного движения. По учению Декарта, мировая материя была однородна и находилась в состоянии вихреобразного движения. 18.Философия Гоббса. Концепция знания и языка. Учение о государстве.
Эмпирическая философия (эмпирио-опыт, все познание основано на опыте. на данных органов чувств) Бэкона получила свое дальнейшее развитие в сочинениях другого английского мыслителя XVIIв. – Томаса Гоббса(1588-1679). Основным трудом Гоббса является работа «Левиафан». Систематизируя учение Бэкона он выступил против «двойственности истины»(научной и религиозной), придал материализму механический характер. Материальные тела, по его мнению, характеризуются лишь такими свойствами, как протяженность, форма, объем и другими количественными величинами. Не составляет исключения человек. люди должны быть изучаемы как любое физическое явление с помощью геометрии и механики на основе движений. Источником первоначального движения является Бог. Последующие движения тел и связанные с ними явления происходят независимо от Бога.
В области теории познания Гоббс давал эмпирическое истолкование знания. Он придавал большое значение роли языка в гносеологии. Гоббс говорил, что истины знания достигаются не непосредственным чувственным познанием, а с помощью слов человеческого языка. Человеческое мышление отождествляется с языком. По мнению Гоббса, язык представляет собой разновидность опыта, источником которого служит сам человеческий ум. Мысли, появляющиеся в нашем уме о воспринимаемом, очень скоро терялись и исчезали, если бы они закреплялись в определенных словах. Слова по отношению к вещам носят условный характер. Слова или имена, как их называл Гоббс, переводят и передают внутреннюю речь во внешнюю, обеспечивая возможность общения людей, понимания их друг друга. В труде «Левиафан» он пишет. Что познавая мир, человек оперирует словами(именами), которые он дает вещам и явлениям. Имена(слова) выступают в двух знамениях- в качестве и знаков. Имена конкретного человека- это слова-метки, они индивидуальны и субъективны. Имена-знаки – это слова, с помощью которых осуществляется обмен мыслями. Имена-знаки – следствие соглашения большой группы людей. Общение становится возможным, когда имена-метки становятся именами-знаками. Соединение имен называется речью.
В современной концепции языка как знаковой системе различают языки естественные и искусственные. Для Гоббса же практически любой язык является искусственным, выступает как результат человеческого согласия. Ошибочность взглядов Гоббса заключалась в том, что он не сумел увидеть того, что наше слово-понятие выражает объективные, реальные отношения и свойства вещей и не носит характера условного знака. Это заметил еще его современник Декарт. Но эта ошибочность решения проблемы языка Гоббсом не отменяет его исторической заслуги. У Гоббса содержится глубокая догадка относительно роли языка в познании мира, о связи языка с теоретическим мышлением.
В философском творчестве Гоббса заметное место занимали вопросы общественной жизни. Подходя к ней с позиций механического естествознания, он рассматривал общество как гигантский механизм. Элементарной частицей настоящего механизма является человек, который по природе своей жаден, подвержен страху, гневу и другим животным страстям, живет чувством самосохранения, не заботясь о других. Эгоизм человека мешает согласию людей, препятствует, по словам Гоббса, созданию науки о праве как общественной справедливости.
Большое влияние на развитие общественной мысли оказало учение Гоббса о государстве, где философ сделал попытку показать государство не как продукт божественного творения, а как продукт сознания людей. Первоначально, пишет Гоббс, люди жили в догосударственном состоянии, будучи равными в отношении умственных и физических способностей. Они обладали и равными естественными правами, и в силу этого между ними существовала вражда, война всех против всех. Чтобы избежать этой опасности, люди под угрозой взаимоистребления пришли к осознанию необходимости достичь мира путем ограничения естественных прав всех и каждого. Они заключили между собой договор об этом ограничении и перенесении своих прав в целях взаимной защиты на одно лицо – государство. Любое нарушение законов ведет к возврату к естественному состоянию, где «человек человеку волк», как говорил Гоббс. Эта концепция Гоббса звала к владычеству разума и культуре общественных отношений.