Сознание и язык. Самосознание
Становление и развитие сознания неразрывно связано с языком, речью. Сущность языка определяется его функциями. Среди них главные - средство общения и орудие мышления. Функциональные особенности языка определяют единство последнего с сознанием. Мысль получает свое адекватное выражение в языке как материальном носителе. Язык - непосредственная действительность мысли, сознания. Мыслить и говорить или говорить и мыслить не ОДНО и то же, здесь нет абсолютного сходства. Речь не может «надеваться на мысль как готовое платье». Превращаясь в речь, мысль перестраивается и видоизменяется, трансформируется, приобретает завершающее состояние. Действительность предстает такой, какой ее истолковывает для восприятия язык.
Самосознание в своей определенности означает осознание человеком своего личного «Я» как противостоящего остальной действительности. Оно, по выражению Гегеля, «есть познание подлинного в человеке, подлинного в себе и для себя, - познание самой сущности как духа». У Гегеля акцент смещается на самопознание духа. Тогда как самосознание - качество человеческой природы, формирующееся и совершенствующееся у каждого в процессе всесторонней практической деятельности, общения с другими людьми. Оно связано со способностью индивида взглянуть на себя «со стороны», критически. Как сложное социально-биологическое образование самосознание отличается высокой степенью динамизма, различием своих уровней и форм. Наиболее элементарной его формой является самочувствие, осознание своего тела и его «вписанности» в мир природной и общественной действительности. На более высоком уровне, самосознание человека связано с осознанием себя как принадлежащего к тому или другому сообществу людей, к той или иной культуре. На самом высоком уровне развития самосознания возникает осознание «Я» как особого образования, похожего на других людей и отличного от них, обладающего уникальностью и неповторимостью, способного нести ответственность за свои поступки. Образ самого себя не абсолютная копия оригинала - реального человека и его сознания. Между ними может быть (и всегда бывает) несоответствие.
Активность и творческий характер сознания. Сознательное и бессознательное.
Активность сознания заключается, прежде всего, в актах продуктивного воображения, а также в способности логически связывать и развивать мысли таким образом, что они оказываются не только копией отражаемых предметов и их связей, а преобразованным воспроизведением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий.
Творческая активность сознания заметным образом проявляется в поисковой деятельности, направленной на раскрытие истины, формируемой либо в виде оригинального мнения, либо в виде интересного вывода, либо в виде теории и т.п. с последующей проверкой. Человек не просто приспосабливается к природе как животное, а переделывает ее в соответствии с объективной логикой вещей и собственным пониманием развивающегося бытия. «Работающая мысль» направлена не на достижение знания как такового, а на использование этого знания во имя самоутверждения человека, обеспечения и преобразования всей его жизни. Знание же - основа жизни мысли.
Бессознательное представляет собой некую совокупность психических явлений, состояний и действий человека, лежащих вне сферы сознания. Общая идея о бессознательном восходит к учению Платона о познании-воспоминании (анамнесисе). В философии впервые четко сформулировал концепцию бессознательного Г.В. Лейбниц. Заметный стимул к изучению бессознательного дали работы З. Фрейда и его продолжателей. Ученые выделяют различные классы проявлений бессознательного: надсознательные или сверхсознательные явления (непроизвольные установки, обусловленные личностным смыслом желаемого будущего), неосознаваемые побудители деятельности, неосознаваемые регуляторы способов выделения деятельности (совокупность некоторых поведенческих актов, стереотипов, влечений, побуждений, навязчивых состояний и т.д.) и проявления субсенсорного восприятия (органы чувств, отвечающие за возникновение ощущений при действии соответствующих раздражителей). С физиологической точки зрения, бессознательные процессы выполняют защитную функцию мозга, нервной системы в целом. Бессознательное обладает определенной структурностью, его элементы связаны как между собой, так и с другими частями психики. О некоторых хранящихся в мозгу данных мы даже не подозреваем. В том же плане следует рассматривать интуицию. До настоящего времени общепринятое понимания интуиции не выработано. Сторонники интуитивизма (А. Бергсон, Н.О. Лосский) рассматривают интуицию не столько как постижение истины, сколько как данность, как гносеологическую координацию между субъектом и объектом в постижении органически взаимосвязанного и целостного мира.