Учение о развитии. Диалектика и ее альтернативы
Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.
К альтернативам диалектики относятся:
• метафизика;
• "негативная" диалектика;
• софистика;
• эклектика;
• догматизм;
• релятивизм.
Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем, что:
• метафизика, как и диалектика, является развитой, всеохватывающей теорией;
• на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.
Можно выделить следующие конкретные отличия метафизики от диалектики:
• по вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;
• по вопросу о причине движения — согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок;
• по вопросу взаимосвязи количества и качества — сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается);
• по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;
• в системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам "тезис — антитезис — синтез", то метафизический опирается на формулы "или — или", "если не то, значит — это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;
• в отношении к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии ("цветное видение мира"), а метафизика — однообразно, по принципу "черное — белое";
• в отношении к познанию — согласно диалектике познание есть постепенный и целенаправленный процесс к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике абсолютную истину можно познать сразу, с помощью надчувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;
• в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.
Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира, отношения к окружающему миру.
Однако не следует думать, что метафизика — сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления перед диалектическим.
"Негативная" диалектика разрушает ряд устоявшихся постулатов общепринятой диалектики, отбрасывает положения, уже ставшие догмой, более критически смотрит как на саму себя, так и на окружающий мир.
Можно выделить главные идеи 'негативной" диалектики, отличающие ее от обычной "консервативной":
• диалектика может быть только "негативной" — критической, диалектика не должна уделять внимание всему старому, устоявшемуся;
• диалектика должна постоянно, в каждом предмете, явлении искать повод для критики, все подвергать сомнению, все критиковать, все отрицать;
• новое должно полностью и безвозвратно отвергать старое и тут же подвергаться критике, поиску еще более нового (то есть диалектика должна идти вперед и вперед, не задерживаться на месте, перешагивать через все преграды);
• "негативная" (критическая) диалектика не имеет объективного значения, она имеет отношение только к сознанию, поскольку все отвергает и критикует только сознание;
• отрицание отрицания никогда не должно перейти в позитив (нахождение идеала), необходимо постоянно отрицать и подвергать критике все явления действительности.
Релятивизм — интерпретация уже готовых результатов познания.
Эклектика - построение теоретических истин на основе произвольного смешивания, объединения разрозненных фактов, создание искусственных интеллектуальных конструкций.
Софистика — выведение ложного по сути, но воспринимаемого правильным по форме умозаключения из ложных умозаключений, которые некорректно подаются как правильные.
Догматизм — восприятие каких-либо положений изначально как бездоказательной, но абсолютной истины, негибкость в мышлении, рассуждениях, отношении к окружающему миру.
Категории диалектики
Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Категории диалектики, категории-форма логич. мысли, в которой фиксируется не просто существенные признаки предметов, а наиболее существенные, а то и всеобщие.
К основным категориям диалектики относятся: причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; сущность и явление; структура, форма и содержание.
Специфика диалект. категорий.
-парные категории (одна без другой быть не может): причина(совокупность явл-ий, которые вызыв. др. явления, то есть следствия)-следствие(может стать причиной для др. следствия); причина может вызывать неск. следствий; в то же время несколько причин-и одно следствие.
необходимость(то, что происходит или должно произойти в силу внутр. причин) и случайность(происходит в силу внешних причин)
В любом процессе можно обнаружить и необходимость, и случайность, т.к. в любом процессе есть и внутр. и внешн. процессы, вызыв. его.
случайность-проявление необходимости.