Значение философии Платона

1. Платон (427 – 347 гг. до н. э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Ака­демии, основоположник идеалистического направления в философии.

Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Фе-дон», «Государство», «Законы». Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

2.Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

- материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекра­щают свое существование;

- окружающий мир («мир вещей») также временен и изменчив и в дей­ствительности не существует как самостоятельная субстанция;

- реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

- чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

- любая существующая вещь является всего лишь материальным ото­бражением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);

- весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

3. Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно ко­торому все сущее состоит из трех субстанций:

- «единого»;

- «ума»;

- «души».

«Единое»:

- является основой всякого бытия;

- не имеет никаких признаков (ни начала, ми конца, ни частей, ни це­лостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);

- есть ничто;

- выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения;

- первоначало всего – всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

«Ум»:

- происходит от «единого»;

- разделен с «единым»;

- противоположен «единому»;

- является сущностью всех вещей;

- есть обобщение всего живого на Земле.

«Душа»:

- подвижная субстанция, которая объединяет и связывает «единое – нич­то» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления;

- также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельно­го человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

- душа человека (вещи) есть часть мировой души;

- душа бессмертна;

- при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подзем­ном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

- постоянство души и смена телесных форм – естественный закон Космоса.

4. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из создан­ной им идеалистической картины мира:

- поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»;

- «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (та­кой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»);

- «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духов­ной деятельности (идеалистическому познанию);

- высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подго­товленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».

5. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства(что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство буду­щего», которого пока не существует и в котором отпадет необходи­мость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне суще­ствующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

- монархия – справедливая власть одного человека;

- тирания – несправедливая власть одного человека;

- аристократия – справедливая власть меньшинства;

- олигархия – несправедливая власть меньшинства;

- демократия – справедливая власть большинства;

- тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вож­дей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедли­выми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигар­хию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

6. Также Платон выдвигает собственный план государственного устрой­ства, согласно данному плану:

- все население государства (полиса) делится на три сословия – филосо­фы, воины, работники;

- работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

- воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддер­живают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;

- философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

- философы и воины не должны иметь частной собственности;

- жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (про­водят трапезы), вместе отдыхают;

- не существует брака, все жены и дети общие;

- допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, зах­ваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, до­пустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены.

7. Историческое значение философии Платона в том, что:

- впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных про­изведений;

- положено начало идеализму как крупному философскому направле­нию (так называемая «линия Платона» – противоположность материа­листической «линии Демокрита»);

- впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и об­щества – государство, законы и т. д.;

- были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – вре­менное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);

- была создана философская школа (Академия), просуществовавшая око­ло 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Ари­стотель и др.).

Наши рекомендации