Иррационализм, «философия жизни»
1. Немецкая философия XIX в. – уникальное явление мировой философии.
Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось:
- глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;
- совместить в себе почти все известные в тот период философские направления – от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;
- открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).
2. В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:
- немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);
- материализм (середина и вторая половина XIX в.);
- иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), «философия жизни».
3. Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII – первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:
- Иммануила Канта (1724 – 1804);
- Иоганна Фихте (1762 – 1814);
- Фридриха Шеллинга (1775 – 1854);
- Георга Гегеля (1770 – 1831);
- Людвига Фейербаха (1804 – 1872).
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
- объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
- субъективный идеализм (Фихте);
- материализм (Фейербах).
Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она:
- повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;
- особое внимание уделила проблеме развития;
- значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;
- взглянула на историю как целостный процесс.
4.Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 – 1804).
Иммануил Кант:
- дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона – из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;
- выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего («вещей в себе»);
- выдвинул учение о категориях – основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия,
- сформулировал моральный закон («категорический императив»); выдвинул идею о «вечном мире» в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.
Георг Гегель (1770 – 1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма,распространенную в ряде стран Запада.
Исключительная заслуга Гегеля перед философией – разработка диалектики – учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.
Иоганн Фихте (1762 – 1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая «Я-концепция»).
Фридрих Шеллинг (1775 – 1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе.
Людвиг Фейербах (1804 – 1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов.
5. Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, получивший широкое распространение во второй половине XIX в.
Немецкий материализм XIX в представлен главным образом:
- философией Людвига Фейербаха;
- марксистской философией;
- творчеством вульгарных материалистов.
Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водоразделом между ними.
6. Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили: марксистская философия; политэкономия (экономическое учение); научный коммунизм (социально-политическая теория).
Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895).
Марксистская философия:
- выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;
- показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;
- осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);
- рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм);
- дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;
- выступала с атеистических позиций.
7. Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты – Фохт, Бюхнер, Молешотт – смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). В частности, они:
- механически переносили законы природы (поведение, организацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дарвинизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;
- рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс («мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).
8. Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма.
Иррационализм – направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей.
Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр (1788 – 1860). В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистическим духом, неверием в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь.
Близкой к иррационализму является «философия жизни», которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия – бытие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире – то есть жизнь, единственную реальность для человека.
Одним из основоположников «философии жизни» являлся Фридрих Ницше (1844 – 1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения («воля к жизни», «воля к власти» – экспансия своего «Я»), иллюзорности, неактуальности Бога («Бог умер»). В будущем «философия жизни» легла в основу популярных современных философских направлений – прагматизма и экзистенциализма.