Философия Иоганна Готлиба Фихте. «Я-концепция» Фихте
1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), которые считали, что первичная по отношению к материи идея существует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализма были убеждены в том, что:
- во-первых, единственной реальностью является идея;
- во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реальностью, вне которого ничего не существует.
Видными представителями субъективного идеализма являлись Беркли, Юм, Фихте.
2. Джордж Беркли (1685 – 1753) – английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:
- само понятие материи ложно;
- существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но единой материи как таковой нет;
- материализм – тупиковое направление в философии, материалисты не способны доказать первичность отдельных вещей (которые они именуют материей) по отношению к идее,
- наоборот, первичность идеи легко доказуема – перед изготовлением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;
- единственная очевидная реальность есть сознание человека;
- со смертью человека и его сознания исчезает все;
- идеи – это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир» подстраивается под идеи;
- высшим доказательством первичности идеи является существование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок и всецело зависит от него.
3. Дэвид Юм (1711 – 1776) – другой английский философ, субъективный идеалист – придерживался следующих взглядов:
- проблема отношения бытия и духа неразрешима;
- человеческое сознание склонно к идеям;
- сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы – опыта, знаний, чувств);
- без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще полноценно воспринять мир;
- человек состоит из двух идеальных начал: «впечатления внешнего опыта» – приобретенные знания и опыт; «впечатления внутреннего опыта» –
- аффекты, страсти; аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.
4. Особый вклад в разработку системы субъективного идеализма внес Иоганн Готлиб Фихте(1762 – 1814) – представитель немецкой классической философии, профессор (в последний годы жизни – ректор) Берлинского университета.
Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой «Я-концепции». Повод к ее выдвижению – противоречия в философии Канта, учеником и сторонником которого был Фихте. Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира («вещей в себе»). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу – объединить бытие и мышление.
Фихте идет дальше своего учителя Канта:
- отвергает саму идею «вещей в себе» – непознаваемой разумом внешней реальности;
- единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесения субъекта в объект);
- считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я»;
- вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей действительности нет;
- само «Я» – не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией – Богом в философии Декарта и Спинозы).
- «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются диалектически по схеме «тезис – антитезис – синтез», а именно:
- Абсолютное Я полагает само себя («Я» полагает Я);
- «Я» полагает (образует) «не-Я» – внешнюю окружающую действительность (антитезис);
- «Я» (активное творение, начало, субъект, сознание человеческой личности) взаимодействует с «не-Я» (пассивным началом – окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вместилища, высшей субстанции).
Взаимодействие между «Я-человеком» и «не-Я» – окружающим миром внутри «Абсолютного Я» – субъективного духа может быть:
- практическим (от «Я» – к «не-Я»; «Я» – творит, определяет «не-Я», основной вид взаимодействия);
- теоретическим (от «не-Я» к «Я» – второй, более редкий вид взаимодействия, эмпирический, передача опыта, информации из «не-Я» – окружающего мира – в «Я» (конкретное сознание).
Другой вопрос философии Фихте – проблема свободы. По Фихте, свобода – добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история – процесс распространения свободы, путь к ее торжеству. Основа всеобщей свободы – наделение всех частной собственностью.
В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма – начал признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания, объективную реальность – воплощение духа.
Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г.) помешали Фихте внести изменения и глубже проработать «Я-концепцию». Несмотря на то, что «Я-концепция» осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взглядом на окружающий мир, его устройство, нетрадиционной попыткой его философского осмысления.
ВОПРОС 26. Философия Людвига Фейербаха –
завершение периода немецкой классической
философии, начало перехода к материализму