Диалектика как научная система
ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА
КАК КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ.
СИНЕРГЕТИКА - ТЕОРИЯ
САМООРГАНИЗАЦИИ
Диалектика как общая теория развития, как логика и теория познания играет важнейшую роль в научном обосновании картины мира, проблем бытия. Диалектический подход имеет особое значение для объяснения сути общественного развития, понимания законов общества. Соотношение объективных процессов и деятельности человека может быть познано лишь при условии диалектического подхода к общественной форме движения материи.
Диалектический способ мышления имеет глубокую связь с естествознанием, его достижениями. История развития философского знания доказывает, что естественно-научные открытия уточняют и даже изменяют содержание философии.
Диалектика как существенный элемент философского знания имеет свой предмет и структуру.
Диалектика как научная система
В комплексе философских проблем важное место занимает учение о всеобщей связи и развитии явлений природы, общества, мышления — диалектика.
Термин «диалектика» в переводе с древнегреческого языка означает «рассуждать», «вести беседу».
Древняя Греция была родиной диалектики, где возникла ее первая форма, представленная в учениях Гераклита, Зенона, Сократа, Платона, Аристотеля.
Диалектика, с одной стороны, выступала как метод спора, поиска истины, а с другой стороны, характеризовала изменчивость, текучесть мира, его противоречивость и внутреннюю гармонию.
В средние века элементы диалектики содержатся в учениях Августина Блаженного, Фомы Аквинского. Диалектика здесь выступает как школа логики, реализуется в учениях о троице, о творении мира. Развитой формой диалектики является диалектика немецкой классической философии от Канта до Гегеля. Гегелевская система идеали-
стической диалектики выступает как развитие абсолютной идеи и охватывает в своем единстве практически всю совокупность знаний своей эпохи.
Естествознание XVI II -XIX веков разрабатывает идеи развития в природе. Французский врач-философ Ж.О. Ламетри (1709-1751), автор книги «Человек- машина» (1747), выступал против представлений о неизменности видов, доказывал, что нынешние виды животных представляют собой результат длительного процесса смены менее совершенно устроенных организмов более совершенными. Автор «Естественной истории» Ж.Л. Бюффон (1707—1788) критиковал идею неизменяемости видов и заявлял, что в пределах родов может происходить смена одних видов другими. Ламарк в своей «Философии зоологии» также не принимал метафизического тезиса о вечности видов. Наконец, Ч. Дарвин в труде «Происхождение видов путем естественного отбора» рассматривал движущие силы эволюции живой природы. Развитие понимается Ч. Дарвином как непрерывный процесс создания новых видов путем скачков.
Опираясь на достижения науки своего времени, К. Маркс и Ф. Энгельс разработали материалистическую диалектику, показали действие ее законов в природе и обществе, рассмотрели ее как методологию познания и преобразования действительности. Нельзя не сказать о вкладе в развитие диалектики русской философии и естествознания.
В X веке на Руси становится известным сочинение Иоанна Дамас-кина (ок. 675-753), классика византийской патристики. Созданный им энциклопедический труд «Источник знания» одной из частей включал в себя «Диалектику», разъяснявшую логические понятия.
Высокого уровня развития диалектика достигла в трудах русских революционных демократов А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского. Свой вклад в развитие диалектического метода мышления внесли врачи-философы России. К.Ф. Вольф (1734-1794) отверг теорию постоянства видов и разрабатывал учение об эволюции; С. Г. Зыбелин (1735-1802) рассматривал организм человека с позиции целостности; В.Я. Данилевский (1852-1939) с научных позиций объяснял диалектику внутренних и внешних взаимодействий организма, проблемы причинности, необходимости, отражения. И. В. Давыдовский (1887-1968) уделил большое внимание проблемам причинности в медицине.
Диалектика является для науки важной формой мышления, ибо она представляет собой аналог и метод объяснения происходящих в мире процессов. Диалектика как наука о всеобщих законах развития, будучи применена к природе, выступает как диалектика природы; будучи примененной к обществу, выступает как диалектика общественного
174 -0- Философия медицины Ф- Раздел III Ф- Глава 8
Диалектика и метафизика как концепции развития...
развития; диалектика, взятая как наука о законах и формах мышления, выступает как диалектика мышления.
Диалектика — это наука, систематизированное, стройное знание, все части которого связаны друг с другом и представляют собой обширный арсенал принципов, законов и категорий.
Принципы диалектики — это основополагающие начала, лежащие в основе ее как науки. Диалектика включает целый ряд принципов. Субординация принципов в этом ряду должна отражать действительность, принципы должны быть связаны и детерминированы друг с другом, последовательно выводиться друг из друга и тем самым представлять собой целостную, открытую, динамичную систему, которая может быть представлена в следующем виде: принцип объективности бытия, принцип материального единства мира, принцип неисчерпаемости материи, принцип всеобщей связи, принцип развития, принцип детерминизма, принцип системности, принцип функционирования.
Вторым системным элементом диалектики являются законы. Закон — это необходимая, существенная, устойчиво повторяющаяся связь-отношение, характеризующая взаимозависимость явлений, порядок их строения и функционирования, тенденции их возникновения и развития.
Многообразие мира порождает многообразие его законов, которые можно классифицировать по степени их общности: всеобщие, общие и частные. Законы диалектики относятся к числу всеобщих, действующих и в природе, и в обществе, и в мышлении.
Закон единства и борьбы противоположностей выступает ядром, стержнем диалектики, ибо он раскрывает источник движения мира, образует логическую основу, стержень всех других законов и определяет главное содержание диалектического метода познания, требуя изучать противоположности в сущности явлений.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм, характер развития.
Закон отрицания отрицания определяет направленность развития, связь старого и нового.
Категории - третий элемент диалектики.
Категории - это наиболее общие, основные узловые понятия, связанные с законами, отражающие существенные свойства, связи и отношения предметов действительности. Категории диалектики носят всеобщий характер, отражая объективную действительность, взаимосвязаны, изменчивы, взаимопереходящи.
Категории диалектики можно систематизировать на основании системы принципов, ибо последние синтезируют в своем содержании информацию о всеобщих свойствах бытия.
На основе принципа существования выводится категория «бытие». Принцип материального единства мира служит основанием выведения категорий материи, сознания, единства.
Принцип неисчерпаемости материи конкретизируется в категориях элемента, части, отдельного, всеобщего, особенного, количества и качества (характеристики отдельного).
Принцип всеобщей связи дает возможность вывести раскрывающие его суть категории: взаимодействия, отношения, связи, законы, противоречия.
Принцип развития содержит категории изменения, движения, развития, прогресса, регресса, скачка, меры, отрицания.
Принцип детерминизма является основанием для выведения категорий условия, причины, следствия, случайности, необходимости, формы.
Содержание принципа системности представлено категориями: система, организация, структура, сущность, функция.
Принцип функционирования выражается в категориях: свойства, явления, возможности, действительности.