Как существенный момент процесса развития
В диалектической концепции развития важное место принадлежит проблеме отрицания. Ни в одной области действительности не может происходить процесс развития, если не отрицаются прежние, отжившие формы существования процессов и явлений. Диалектическое отрицание представляет собой объективный процесс, определяющий тенденции направленности качественных изменений и являющийся результатом движения противоречий. Отрицание — реально происходящий процесс изменения системы, обладает рядом характеристик, раскрывающих его механизм.
Прежде всего, диалектическое отрицание представляет собой связь старого и нового, ибо происходит процесс отрицания старого качества новым, переход в иное, противоположное старому, качество. Следовательно, диалектика старого и нового имманентна (от лат. 1тта-пепз — пребывающий в чем-либо) процессу отрицания, развития.
Новое — это то, что имеет основу для существования и развития в самой действительности. Старое — это то, что не имеет такой основы и теряет почву для существования. Новое никогда не возникает из ничего, оно зарождается и развивается до определенной меры внутри старого и в борьбе с ним. Поскольку новое возникает необходимо, закономерно, совершеннее старого и представляет собой более высокую ступень развития, то оно неодолимо и берет верх над старым, хотя последнее и пытается противодействовать новому, тормозить процесс его становления. Старое может быть включено в новое, существовать рядом с ним и после качественных преобразований.
Диалектическое отрицание не есть абсолютно полное уничтожение старого, оно предполагает сохранение в новом положительного от старого, преемственность. Процесс отрицания необходимо сопровождается моментом уничтожения, но отрицание не может быть голым,
192 •> Философия медицины -0- Раздел III -О- Глава 9
зряшным. Преемственность выступает как глубочайшая закономерность развития природы, общества, мышления. Примером преемственности является такое общее свойство живых организмов как наследственность, которая обусловливает хранение, репродукцию и передачу наследственной информации.
Преемственностью характеризуется и история развития философской мысли. История философии, по мнению Гегеля, по своему существенному содержанию имеет дело не с прошедшим, а с вечным и вполне наличным и должна быть сравнима не с галереей заблуждений человеческого духа, а с пантеоном божественных образов, которые выступают друг за другом в диалектическом развитии.
Сохранение всего положительного и уничтожение отжившего называют еще и снятием. Снятие — момент преобразования при переходе от старого к новому, подчинение ему черт старого, не утраченных при разрешении противоречий и скачке. Категория «снятие» характеризует особенности преемственности при переходе от старого к новому.
Диалектическое отрицание является конкретным, результативным, имеет качественно различные формы, обусловленные особенностью организации систем, природой или сущностью отрицаемого предмета, его внутренними противоречиями, а также внешними условиями, в которых происходит отрицание. Глубоко отличны процессы отрицания в неживой и живой природе, в обществе, в развитии мышления. Таким образом, диалектическое отрицание — это устранение старого и утверждение нового в процессе поступательного развития, при котором в новом сохраняются положительные стороны, элементы предшествующего явления.
Диалектическое отрицание необходимо отличать от отрицания метафизического, как отрицания бесплодного, вне логики развития предмета. Такое отрицание, конечно же, существует, его нельзя отбросить, но оно носит подчиненный характер, выражает тупик в направлении развития. Вместе с тем, деструктивные изменения, имеющие место в развитии, нельзя назвать недиалектическими. Для деструктивных изменений характерно отсутствие момента преемственности, удержания положительного. Деструкции свойственны биосистемам, да и в обществе предостаточно фактов деструктивного отрицания. При деструктивных изменениях какого-либо качественного преобразования процесс надо рассматривать не только в отношении самого объекта, но и в его связях с другими явлениями, образующими некоторую целостность. Так, гибель живого организма есть прекращение его индивидуального развития. Но эта гибель, деструкция может оставаться условием сохранения данного вида и вида, связанного с первым. Так, хищники выполняют роль «санитаров», истребляя слабые и непри-
Всеобшие законы диалектики и их проявления в медицине -0- 193
способленные особи. Да и в истории развития жизни смерть явилась Способом эволюционного приспособления вида.
Любое диалектическое отрицание не является последним, новое стареет и отрицается новейшим. Поэтому нельзя отождествлять диалектическое отрицание и закон отрицания отрицания. В процессе развития, как было отмечено ранее, одна сторона противоречия стремится сохранить данное качество и играет роль положительную, а другая сторона, отрицательная, стремится разрушить это же качество. Нарастание действия отрицательной стороны противоречия приводит к возникновению нового качества, к отрицанию, в котором отрицательная противоположность становится положительной, и ее действие направлено на сохранение нового. Однако и в новой вещи вызревает отрицательная сторона, которая также приводит к возникновению новой вещи в логике всеобщего процесса развития. Это и есть второе диалектическое отрицание или отрицание отрицания. Именно в таком двойном отрицании осуществляется действие закона отрицания отрицания. Почему так? Диалектическое отрицание несет в себе конструктивную, созидательную силу. Поэтому оно и реализуется посредством двойного отрицания. «Всякое явление, - писал Г.В. Плеханов, - развиваясь до конца, превращается в свою противоположность; но так как новое, противоположное первому, явление так же, в свою очередь, превращается в противоположность, то третья фаза развития имеет формальное сходство с первой» (Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. М., 1949. С. 86).
Таким образом, когда заканчивается второе отрицание, образовав-| шееся новое непременно содержит в себе такие черты и свойства, которые сходны с чертами и свойствами исходной ступени развития. [• Первое отрицание не дает еще единства процесса, оно формируется лишь в связи со вторым. Поэтому первое отрицание должно пройти так, чтобы стало возможно второе.
В связи с этим возникает проблема троичности как необходимой формы, логики развития. Большинство философов, рассматривавших проблемы закона отрицания отрицания, делают вполне обоснованный вывод, что триада — это реальный факт действительности, это не формализм, но выражение троичного ритма развития. Отказ от триады ведет к отказу от понимания тройственного ритма развития как существенного момента реальных процессов, проиллюстрированных достижениями химии, биологии, медицины, социологии, философии. Троичность, кроме того, выражает эволюцию противоречия: исходное состояние тождества противоположностей, стадия развитого противоречия (отрицательность) и стадия разрешения противоречия (отрицание отрицания).
7-2120
194 ^ Философия медицины ^ Раздел III ^ Глава 9
Структура отрицания отрицания была выражена Г. Гегелем в виде схемы: тезис-антитезис-синтез. Это -» формальная, чисто логическая форма движения противоречия. Начало развития - тезис - есть фиксированный результат ранее осуществившегося развития, это — состояние целостности, устойчивости, неразвитых противоречий предмета.
Основное содержание антитезиса заключается в превращении устойчивой целостности в систему внешних противоречий в результате первого отрицания. Разрешение противоречий осуществляется посредством нового отрицания, отрицания антитезиса. Результатом нового отрицания становится синтез, переводящий систему на новый уровень развития, порождающий новую устойчивую целостность. Такая схема формальна, так как структура отрицания отрицания представлена как устойчивая рядоположенность пространственно-временных состояний развивающегося предмета. Однако возможны различные состояния, разнонаправленность, разные пути развития, их смена. Весьма важными в этой связи остаются вопросы необратимости и направленности, а также преемственности и повторяемости, круговоротов в развитии, соотношения индивидуального развития и эволюции. Вместе с тем, такая схема представляет отрицание как процесс, в котором происходит нарастание и снятие противоречий.
Иллюстрацией законов развития в контексте отрицания отрицания является спираль. Каждый виток спирали отражает определенный цикл развития, а совокупность таких витков выражает собой поступательный характер развития, усложнение качественных состояний явлений и предметов.
Образное представление о развитии как движении по спирали в целом верно. Спираль выражает две тенденции в развитии: одна из них — это движение вперед, другая - движение по кругу, выражающее преемственность в развитии. Сложение этих двух направлений дает равнодействующую в виде траектории спирали. Таким образом, развитие совершается через диалектические отрицания, которые обусловливают связь, преемственность старого и нового, общую тенденцию поступательности, восхождение от низшего к высшему и спиралевидную форму развития с повторением отдельных черт на новой качественной основе.
Закон отрицания отрицания является всеобщим диалектическим законом и действует всегда и везде, где идет процесс развития в единстве со всеми законами диалектики. Действие этого закона не ограничивается только поступательным характером развития. Механизм закона и вообще процесса развития один и тот же, независимо от направленности последнего. Закон отрицания отрицания действует как основной, универсальный закон природы, общества, мышления. Закон отрицания отрицания в духовно-предметной деятельности чело-
Всеобшие законы диалектики и их проявления в медицине Ф- 195
века по реализации его сущностных сил, замыслов обязывает адекватно и рационально понимать и оценивать реальные связи старого и нового, различать действительно новое и псевдоновации, знать, чтб отрицать и находить правильные пути в реализации отрицания, осуществлять его в соответствии с объективными тенденциями развития действительности, в процессе диалога с окружающим миром.
В современной социокультурной ситуации человек действует в напряженно-противоречивой, остропроблемной ситуации (предметно-практической, теоретико-познавательной, духовно-нравственной), постоянно стоит перед выбором, ищет способ самоопределения и реализации своей свободы. Поэтому логическая культура мышления, основанная на объективных законах диалектики, становится необходимым условием конструирования способов практической жизнедеятельности, адекватного взаимодействия с миром.
Литература
Антология русской философии в 3 т. СПб., 2000. Т. 2.
Долинин В.А., Петленко В.П., Попов А.С. Диалектика и логика клинического мышления. Л., 1982.
Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987.
Материалистическая диалектика. В 5 т. Т. 1. М., 1981.
Мир философии. М., 1991. Т. 1.
Петленко В.П., Попов А.С. Философские проблемы медицины. Л., 1978.
Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. М., 1986. Гл. 7.
Вопросы для самоконтроля
1. Каково содержание понятий «тождество», «различие», «противополож
ность», «противоречие»?
2. Что представляет собой единство и борьба противоположностей?
3. Каковы этапы развития противоречий и варианты их разрешения?
4. Что такое «качество», «количество», «мера», «норма»?
5. Как происходит переход количественных изменений в качественные?
6. Что представляет из себя диалектическое отрицание?
7. Почему троичность является необходимой формой развития?