Суть философского знания
Так сформировалась принципиально но-вая область знания, чувствования, виде-ния и понимания мира, имя которой — философия. Отвлекаясь от непреодоленных и поныне разно-гласий в определении как самого термина, так и стояшего за ним сложнейшего явления, о чем уже упоминалось в начале главы, укажем лишь на то, что в наибольшей степени харак-теризует философию как особую, специфическую форму мй-ровоззрения. Фнлософия — это не только форма мировоззре-ния того или иного человека, но и форма общественного сознания, духовная деятельность, в которой отражаются об-щие принципы бытия и познания ліодей, их отношение к миру, вскрываются и формулируются наиболее общие законы приро-ды, общества и мышления. То есть — это обобщенная систе-ма взглядов на мир и место в нем человека. , :
Такие взгляды представляют собою совокупность раци-онально полученных знаний, в основе которых лежат воп-росы и неутомимое желание человека ответить на них. Но природа познания такова, что ответ на один вопрос неред-ко порождает массу других вопросов и подчас не столько проясняет, сколько еще больше запутывает проблему, обо-стряя человеческое любопытство и побуждая к новым иссле-дованиям. Речь, таким образом, идет о творчестве, постоян^ ном поиске, стремлении к новому. -, > -,
Если в мифологии и религии акцент делается на ответе,в нем заключен весь смысл познания, то в философии главный интерес представляет вопрос, в котором, если он правильно и хорошо сформулирован, наилучшим образом отражается существо проблемы. Вопрос является важнейшим стимулом познания, держит человека в творческом напряжении, на-правляет на поиск до тех пор, пока он не будет «закрыт», т.е. пока на него не будет получен удовлетворительный ответ с обретением уверенности в достижении истины. При этом сам вопрос, постановка проблемы, ценятся не меньше, а то и больше, чем ответ.
Важно отметить в этой связи, что философия, хотя и стре-мится к определенным результатам, законченным формулировкам, окончательным выводам, тем не менее, не сводится только к этому. Как подчеркивал известный историк фило-софии А.С. Богомолов, «...философию следует прежде всего понимать как духовный процесс, происходящий в сфере че-ловеческой культуры, тесно связанный с различными проти-воречиями и взаимодействиями и в то же время способный в эти иные области переходить и в них воплощаться». (Бо-гомоловА.С. Античная философия. М., МГУ, 1985. С. 3). От-сюда, философствовать — значит вопрошать, сомневаться, искать ответы и вновь возвращаться к тому, что еще вчера считалось решенным, казалось бесспорным. Для филосо-фии нет «вечных», раз и навсегда установленных истин, «не-удобных», «каверзных» вопросов или запретных тем. Более того, она сама стремится к ним, расширяя область познания, задаваясь вопросами и пытаясь проникнуть в суть вещей.
Предмет философии. Если теперь поставить вопрос о предмете философии, можно сказать и так: «Что же она изучает?», то из приведенного выше следует — предметом философии является любая объективная и субъективная действительностъ, вызывающая у человека интерес к познанию и порождающая у него вопросы, на которые он стремится дать рационально обоснованные ответы, опираясь на доступные ему знания, опыт и даже в определенной степени верования, убеждения, интуицию. Иными словами, предметом философии может быть все, по поводу чего человек задается вопросом в стремлении выработать собственные представления относительно объекта своего интереса. В этой связи вполне правомерно говорить о философских взглядах и даже о философии того или иного человека, если речь идет о ком-то конкретно, с чем мы и сталкиваемся до-вольно часто в обыденной жизни.
Однако в данном случае нас интересует философия как предмет, как социальное явление, ставшее результатом раз-вития не отдельного человека, а общества в целом и потому в приведенном выше определении понятие «человек» упот-ребляется в собирательном смысле. Мы и далее, если не пос-ледует специальных оговорок, будем говорить о философии именно в таком контексте. В этой связи следует отметить, что хотя с общих, вневременных позиций предмет филосо-фии и определен нами достаточно широко, в отдельные исторические эпохи на первый план философских исследований в силу тех или иных причин, как правило, выдвигается круг каких-то определенных вопросов.
Так, отличительной чертой первых философских учений в Древней Греции был космоцентризм, когда основное внимание было направлено на осмысление «космоса», «природы». Позднее, в период расцвета древнегреческих городов-полисов, интерес философов переместился к социальной проблематике, этике, государственномуустройству. Зарождение и укрепление христианства в Европе делает всю средневековую философию теоцентричнои (от греч. Шеоз — бог, который оказывается в центре), т.е. основным предметом ее интересов становятся Бог и результаты его творения. Последовавшая затем эпоха Возрождения повернула философию к искусству (жтетике) и в значительной степени к человеку. В ҮІІ-ҮПІ вв., именуемых Новым временем, философия оказывается тесно связанной с набирающей силу наукой, что выводит на первый план фило-софских исследований вопросы познания и научных методов.
Кризис «классической философии» и рациональности во второй половине XIX в. обнажает проблемы иррационально-го, интуитивного, бессознательного, делая их главным предме-том анализа «неклассической философии» в первой полови-не XX в., что в свою очередь порождает особый интерес клогике, языку, истолкованию и интерпретации текстов. В последние десятилетия XX в. «в моду вошла» так называемая «постне-классическая философия», поднявшая на обсуждение кризис-ные явления в современной культуре и проблемы, обусловленные экспансией новых информационных технологий, а также бур-ным развитием средств массовой коммуникации. Рассуждая об «исчерпанности истории», «проговоренности» всех смыслов и идей, обращая внимание на неспособность человека спра-виться с обрушившейся на него информацией, представи-тели этой философии выступают за асистемность, размывание устоев, ценностей и границ традиционного философского европейского знания, как не соответствующего новым реа-лиям.
Наконец, еще одна тема, ставшая фундаментальной и одной из наиболее актуальных в новейшей философии на пороге XXI в., связана с экологией и мировыми проблемами стремительно глобализующегося мира.
Итак, нетрудно заметить, что в целом предмет филосо-фии не может быть сведен к какому-то одному, строго ог-раниченному, конкретному кругу вопросов. Он (в зависимо-сти от времени и множества объективных причин) всегда выступает на первый план в виде той или иной проблемы или некой их совокупности. Но это совсем не означает, что другие темы, вопросы и проблемы теряют свою актуальность и выходят за рамки, за пределы философии, перестают быть предметом ее анализа. Вовсе нет. Они, было бы правилънее сказать, отодвигаются главной темой на второй, третий или еще более отдаленный план и оказываются как бы в ее тени, «дожидаясь» своего времени, чтобы в определенный момент и при соответствующих условиях оказаться в центре фило-софского внимания или подняться выше по шкале приори-тетов в философской проблематике.
Структура философского знания. Уже в первые столетия своего становления и развития, и прежде всего в Древней Греции, философия достигла высоких результатов в области познания природы, человека, общества, ду-ховности, а также причинных связей, законов и т.п., сложив-шись в некое общее представление людей о мире с позиции рациональности. Но в силу бесконечного разнообразия и многогранности мироздания уже тогда из еще нерасчленен-ных философских знаний выделились отдельные разделы, которые со временем развились, обрели достаточно четкие контуры, дополнились новыми разделами. Они и состави-ли структуру философского знания, где важнейшими ком-понентами являются: онтология — учение о сущем, о бытии; гносеология (по другой терминологии — эпистемология) — теория познания; социальная философия — учение об обществе; этика, или учение о морали; аксиология — учение о ценңос-тях; философская антропология — учение о человеке и др.
Понять суть философских проблем, выявить наиболее важные и актуальные из них, наконец, просто приобщиться к философии — значит внимательно изучить указанные раз-делы, рассматривая их в конечном счете как составные час-ти единого целого. Вот почему каждый из этих разделов бу-дет предметом специального разговора в соответствующих главах данного учебного пособия. В итоге мы увидим, что у философии сложился свой, характерный только для нее язык, свои подходы и методы, наконец, система категорий— наи-более общих, предельных понятий, в которых отражаются са-мые существенные связи, свойства и законы, касающиеся природы, общества, мышления. При этом и каждый раздел или направление в философии имееттакже свой понятийный аппарат, т.е. систему категорий, присущих только данной об-ласти знания и раскрывающих их основную суть.
Наряду с рассмотренными темами в философии имеют место и такие области знания, которые как бы «пронизыва-ют» все остальные, органично сочетаясь с ними и дополняя их. Таковой является, например, диалектика — философское учение о движении, развитии и изменениях, происходящих в природе, обществе, человеке и его мышлении.
В силу объективных причин отдельные области философ-ского знания получили значительное развитие и со временем сяожились как самостоятельные философские дисциплины. Ктаковым можно отнести, например, логику— науку, изуча-ющую формы, законы и приемы мышления, с помощью ко-торых человек осуществляет познание; этику— учение о нравственности, морали; эстетику— науку о прекрасном, о сущности и формах творчества по законам красоты, и др.
Особого упоминания заслуживает история философии - дисциплина, которая по существу является не столько философской, сколько исторической, но также входит в структуру философского знания, ибо изучает зарождение, становление и Развитие философской мысли, эволюцию и характер философских идей с точки зрения того, как они представлены в учениях различных философов, школ, течений, направлений. Значи-тельное внимание в истории философии уделяется систематизации и классификации философских учений, анализу текстов, историческихдат, сбору фактического материала, биофафических данных и т.п. В этой связи, изучение философии, направленное на расширение и углубление мировоззрения, на выработку собственных философских взглядов, предполагает обязательное знакомство с ее историей, основными представителями и наиболее важными философскими произведениями.
Новые области не является философского неизменным, раз и навсегда сложившимся знания формированием. Она претерпевает изменения по мере развития философии и расширения круга решаемых ею проблем. Когда научные теории или философские концепции вступают в полосу кризиса, а то и вовсе обнаруживают свою несостоятельность, наступает переоценка их места и роли в системе знания, что нередко ведет к концу их теоретической и практической ценности. Так было, например, с теорией флогистона, поиском «философского камня», философией эмпириокритицизма и многими другими идеями, потерявшими актуальность и ставшими достоянием истории. Существует мнение, что нечто подобное происходит сегодня и с философией в целом. Некоторые даже полагают, что философия себя изжила.
Действительно, немало философских идей, направлений, концепций себя не оправдало, а современное состояние многих из них находится в трудном положении, иногда и вовсе в глубоком кризисе. Но философия в своем изначальном значении - как «любовь к мудрости», как способ отыскания истины, как состояние души, наконец, как особый тип мировоззрения была и будет, пока есть человечество.
Подтверждением этому является и ряд относительно новых областей философского знания (иногда они претендуют на статус самостоятельных философских дисциплин), которые возникли в результате применения подходов и методов философии к изучению отдельных сфер общественной жизни, сложных объектов, конкретных наук и т.п. Возникновение большинства из них связано с новейшей историей философии и относится в основном к XX столетию. В первую очередь речь идет о философии природы, философии права, науки, истории, политики, искусства, религии, техники и др. Последние десятилетия прошедшего века ознаменовались появлением еще одной, сверхновой и весьма актуальной области исследования - философии глобальных проблем, чему посвящена заключительная глава настоящей книги.
МетафизикаВ философской литературе широкое распространение имеет еще один термин — «метафизика», который употребляется, как правило, в качестве синонима слову «философия». Говорят, например, о метафизической природе того или иного вопро-са, проблемы, имея в виду их философское содержание. Од-нако полностью отождествлять философию с метафизикой не совсем корректно, так как понятие «метафизика» имеет более узкий смысл и исторически возникло несколько позже. Оно было введено в оборот в I в. до н.э. Андроником Родосским — иервым издателем и комментатором произведений великого древнегреческого философа Аристотеля, предпринявшего (в IV в. до н.э.) беспрецедентную по тем временам попытку прове-сти классификацию накопленных знаний. Его трактаты, ох-ватывающие практически все сферы философского и прото-научного (т.е. неразвитого, зачаточного) знания античности, в основном воспроизводят структуру этого знания своим де-лением на 7 больших групп: логические, физические, биологичес-кие, этические, социально-политические, а также сочинения, которые сам автор называл «первой философией». Сюда он от-носил труды по проблемам онтологии и гносеологии.
Публикуя произведения Аристотеля, Андроник соединил работы под названием «Физика» и труды по «первой филосо-фии» в рамках одной книги, поместив физику в начало. А по-скольку слово «пос/іе» соответствует греческому мета, то впос-ледствии свод трактатов по «первой философии» стали называть метафизикой, нередкотолкуя это понятие расширительно. Так, в силу определенных причин в марксизме метафизикой имену-ют всю «старую», как полагают сторонники этой теории, с их точки зрения «преодоленную», «исторически отжившую» фило-софию, в то время как в мировой философской литературе со-хранилось и активно используется первоначальное значение данного термина, обозначающего часть философии, где иссле-дуются в основном проблемы онтологии и гносеологии.