К обновленному гуманизму
Истоки кризисаДостижение устойчивого социально-экономического развития и в отдельных странах, и в мире в целом сопряжено с большими трудностями, проистекающими из структуры и сущности технократического общества. Несмотря на его трансформацию под влиянием компьютерной революции, оно все еще сохраняет основные черты техногенной цивилизации и потому втом виде, в каком существует сегодня, не устраивает уже не только традиционных критиков такого общества, но и часть бывших последовательных сторонников технического прогресса (так называемых «технократических оптимистов»).
По мнению многих из них, нынешняя западная цивилизация породила немало губительных для человечества противоречий, так как в ее основе лежит потребительское отношение к. природе и ее ресурсам. Такое отношение, закрепившееся и * соответствующей системе ценностей, исторически сформировалось в период промышленной, а затем и научно-технической революции и истоками своими уходит в христианское мировоззрение, где человек, подобно Богу на Земле, творит, видоизменяет мир по своему усмотрению, подлаживает его под себя, не слишком считаясь как с возможностями природы, так и со своими собственными — например, к быстрой адаптации. В итоге наступает не только экологический, демографический кризисы, но и духовный, когда прежние мировоззренческие установки приходят в противоречие с изменяющейся под давлением объективных обстоятельств практикой. ,
К новой системеОтсюда проблема ценностей, поиск но-ценностейвых приоритетов общественного развития и иных мировоззренческих ориентации становятся главными задачами духовного обновления общества. Сегодня ученые различных стран практически единодушны в том, что человечество сумеет преодолеть экологические и другие глобальные проблемы, но при условии, если будет осуществлен переход к другой цивилизации, постро-
I лава у
енной на иных ценностях. Они должны базироваться не на антропоцентризме (как это имеет место во всех типах мировоззрения, где по отношению к природе человек и его потребности безусловно поставлены в приоритетное положение), а на биосфероцентризме, акцентирующем внимание на уникальности феномена жизни и необходимости поддержания биосферы в состоянии равновесия. Человек же как разумное существо и составная часть этой сложнейшей системы, вписанный в нее эволюционно самой природой, должен уже не просто с этим считаться, но и соответственно действовать. У него нет иного пути, кроме как изменить свое видение мира, выработать новую систему ценностей и ориентиры общественного развития, опираясь на принципы гуманизма и коэволюции природы и общества.
Чтобы мир все увереннее становился на путь взаимодействия и конструктивного сотрудничества между народами, а социально-экономическая деятельность людей не вступала в противоречие с природой, необходимо расширение и углубление научных знаний о современных мировых процессах, а также более глубокое понимание на этой основе людьми своей ответственности за происходящее. Это тем более важно, что современное электронное оборудование и вычислительная техника во много раз увеличивают способность человека просчитывать и предвидеть как конкретные результаты, так и возможные последствия его деятельности. Поэтому наряду с возрастанием роли ученого в управлении общественными и производственными процессами особую актуальность приобретает и вопрос о беспрецедентном повышении его ответственности за решения и рекомендации по техническим проектам, связанным с их возможными экологическими, медицинскими и другими негативными последствиями как для человека, так и для окружающей среды.
В последнее время внимание мировой общественности было приковано к поразительным результатам работы английских генетиков, которые методом генной инженерии (клонированием) создали точную копию «естественной» овцы. Долли (так назвали копию) взволновала весь мир по-
тому, что теперь самым серьезным образом встает вопрос о клонировании человека. Это порождает массу этических и психологических вопросов, так как человек формируется как личность под влиянием генов только процентов на 50, а в остальном он существо социальное, определяемое общественной средой и условиями жизни.
В этой связи в новейшей философской литературе на первый план опять выходят вопросы гуманизма. Активно разрабатывается термин «научный гуманизм», который выражает настоятельную необходимость коренного изменения человеческой деятельности, ставящей научно-технический прогресс в прямую зависимость от нравственных свойств не только отдельного человека, но и человечества в целом. По этому поводу итальянский общественный деятель и гуманист А.Печчеи заметил: «Только тот прогресс и только такие изменения, которые соответствуют человеческим интересам и находятся в пределах его способностей к адаптации, имеют право на существование и должны поощряться». (ПенчеиА. Человеческие качества. М., 1980. С. 209).
ОбщечеловеческиеПрименительно к современным услови-ценностиям немало говорится и о «новом гуманизме» как о неком универсальном объединяющем начале. Суть его состоит в утверждении таких норм и принципов бытия, которые отражали бы насущные интересы всех людей планеты и потому воспринимались бы ими как всеобщие ценности. Впервые некоторые из таких ценностей были сформулированы мировыми религиями, в частности христианством, в виде общечеловеческих заповедей. В более поздние времена исходной точкой отсчета вселенской нравственности и построения общей системы ценностей стал конкретный человек. Наиболее ярко это проявилось в этике Т.Гоббса, П.Гассенди, М.Вольтера, Ж.-Ж.Руссо, И.Канта, Г.Гердераи др., провозгласивших возможность и необходимость реализации «золотого правила» нравственности в отношениях между людьми, государствами и народами. Смысл его, во множестве вариантов дошедший до нас, в из-
ложении Вольтера звучит как всеобщий гуманистический призыв: «Обращайся с другими так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой».
Тогда же, в XVII в., представитель английского свободомыслия ДжЛокк (1632—1704) заявил о священной неприкосновенности неотъемлемых прав каждого человека, главные из которых — право на жизнь, свободу и собственность. Несколько позже Декларация независимости США и Великая французская революция, провозгласив свои знаменитые лозунги «свобода», «равенство», «братство», «справедливость», укрепили веру людей в общечеловеческие ценности. В полном же виде они были представлены лишь во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и подтверждены международным Хельсинкским совещанием в 1975 г., став теперь общей нормой, признаваемой мировым сообществом.
Непросто было прийти к осознанию прав отдельного человека, но еще более сложной остается задача создания единой системы общечеловеческих ценностей, где права человека являются лишь частью этой системы. При этом необходимо подчеркнуть сложную взаимозависимость части и целого. Так, признание общечеловеческих ценностей тем или иным сообществом еще не гарантирует безусловного соблюдения им основных прав каждого человека (история изобилует примерами подобного рода). В то же время соблюдение Всеобщей декларации прав человека есть условие, необходимое и достаточное для поддержания общественной морали и отражения в ней современных глобальных проблем.
Личность и обществоВеликий гуманист А.Швейцер (1875—1965), разработавший и последовательно отстаивавший новую, теперь широко известную «этику благоговения перед жизнью», неизменно подчеркивал приоритет этики нравственной личности над этикой общества. Если дефекты этики общества становятся явственными, а оно к тому же начинает оказывать слишком сильное духовное влияние на своих членов, предупреждал он, тогда этика нравственной личности погибает. «Величайшим заблуждением прежнего этического мышления было непонимание и непризнание разноприродности этики нравственной личности и этики, созданной в интересах общества.
Оно всегда полагало, что обе этики можно и должно отлить из одного куска. Это привело к тому, что этика нравственной личности была принесена в жертву этике общества. С этим надо покончить. Надо ясно понять, что они находятся в конфликте друг с другом и конфликт этот не следует смягчать. Или этика нравственной личности доведет этику общества, насколько это возможно, до своего уровня, или она сама будет сведена до уровня этики общества». (Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 292).
Хотя эти строки и были написаны еще в начале 20-х годов XX столетия, актуальность их нисколько не уменьшилась.
Напротив, конфликт личности и общества за это время вышел далеко за рамки этических норм и в немалой степени обусловил появление целого ряда новых, глобальных проблем в системе «человек—общество», которые тесно связаны с общественной жизнью и, затрагивая мысли и чувства, взгляды и убеждения людей, сами оказывают влияние на их нравственность.
Подчеркивая прямую зависимость успехов в преодолении глобальных проблем от соблюдения прав каждого человека, наш соотечественник, известный ученый В.А.Энгельгардт, также настаивал на необходимости проявить внимание к «внутренней среде» человеческой личности, к ее более глубоким аспектам, обусловленным изменившейся ситуацией. «Мы стоим перед несомненной угрозой, — отмечал он, — как бы за общим рассмотрением глобальных проблем, касающихся широких масс населения, вплоть до всего человечества в целом, не позабыть об одном, но в конечном счете самом важном.
Что является этим «одним»? Это один человек, его личность, индивидуум. О нем мы должны постоянно помнить». (Энгелъгардт В. А. Наука, техника, гуманизм /Вопросы философии. 1980. № 7. С. 92).
Суммируя, можно сказать, что человечество как самоорганизующаяся живая система по большей части методом проб и ошибок, подчас слишком большой ценой и с переменным успехом, но все-таки ищет выходы из кризисных ситуаций, борется за свое существование, стремится к лучшему будущему. При этом глобальные проблемы не оставляют человечеству иного выбора, как, преодолевая раздробленность и разногласия, идти к своему единству, сохраняя самобытность культур, вековых традиций и особенностей отдельных наций и народов. А такое единение, как следует из сказанного выше, может происходить только на основе признания и соблюдения общечеловеческих ценностей, среди которых центральное место занимают неотъемлемые права человека, разрабатывать и отстаивать которые в первую очередь должна философия.
Литература
Андрианова Т.Е., Уваров А.И. Введение в глобальное мировоззрение. М., 2000.
Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее. Социальные последствия НТР: год 2000. М., 1986.
Белл Д. Социальные рамки информационного общества/ В кн.: Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М., 1998.
Бестужев-Лада И.В. В преддверии Страшного Суда, или Избежим ли предреченного в Апокалипсисе? М., 1996.
Вайцзеккер Э., Ловинс Э., ЛовинсЛ. Фактор четыре. Новый доклад Римскому клубу. М., 2000.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
Гудожник Г.С., Елисеева В.С. Глобальные проблемы в истории человечества. М., 1989.
Моисеев Н.Н. Быть или не быть... человечеству? М., 1999.
Наше глобальное соседство. Доклад комиссии по глобальному управлению и сотрудничеству. М., 1996.
Несбит Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. М., 1992.
ПеччеиА. Человеческие качества. М., 1985.
Степан В. С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.
ТоффлерА. Футурошок. СПб, 1997.
Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994.
Контрольные вопросы
Почему возникла новая тема в философии?
Когда и почему появились глобальные проблемы?
В чем суть технооптимизма?
На каких идеях основаны технопессимистские философские концепции?
Каковы критерии глобальности и зачем они нужны?
Какие функции в решении глобальных проблем выполняет философия?
Зачем нужна классификация глобальных проблем?
Что означает понятие «новый гуманизм»?
Когда была принята Концепция устойчивого развития и что она означает?