Словарь философских терминов

Адекватный— соответствующий, согласующийся, соразмерный.

Антагонизм— вид противоречия, одна сторона которой существу­ет за счет другой.

Антропогенный— связанный с деятельностью человека.

Антропоцентризм — философская позиция, отдающая приоритет­ное положение человеку в познании мира.

Априорный— доопытный. Образ, идея, понятие, сформировав­шееся у человека до опыта, независимо от опыта.

Атрибут— свойство.

Гармония— согласованность частей единого целого.

Герменевтика— в философии — искусство понимания истории, культуры, чужой индивидуальности.

Гипотетический—предполагаемый, основанный на предположе­нии (гипотезе).

Дедуктивный— метод, способ исследования или изложения, при котором частные положения логически выводятся из общих сужде­ний, аксиом, правил, законов.

Дезинтеграция— распад.

Детерминизм— философское учение о закономерности и причин­ной обусловленности всех событий и явлений.

Диалектика— философское учение о движении, развитии, изме­нении.

Дифференциация— разделение, различение, расслоение целого на многообразные части, ступени, формы.

Знак— материальный, чувственно воспринимаемый предмет, представляющий другой предмет, свойство или отношение и исполь­зуемый для передачи, хранения или переработки сообщения.

Идеал— полное совершенство.представление отаком совершенстве.

Иерархия— подчинение одного другому, третьему и т.д. по сте­пени функциональной значимости или служебного положения.

Изотропный— одинаковый по всем направлениям.

Индетерминизм— позиция, противоположная детерминизму.

Интровертивный— направленный на себя, в свой внутренний мир.

Имитация— подражание, подделка.

Информационная революция— этап развития научно-технической революции, когда информация становится важнейшим ресурсом.

Иррационализм— позиция, отрицающая возможность разумного логического познания действительности.

Каузальность— причинность, закономерная связь причины и следствия.

Коммуникацияв широком смысле — общение. В экзистенциализ­ме — вид общения, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом.

Конституировать— создавать, устанавливать, придавать характер определенной организации.

Коэволюция— совместная эволюция.

Креационизм— религиозная концепция, в соответствии с которой все сущее появилось в результате божественного творения.

Материализм— философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, независимо от со­знания.

Метафизика в догегелевской и современной западной философии — наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Термин, употреб­ляющийся как синоним философии.

Методология— учение о методе, выработка принципов создания новых методов познания.

Мистика — нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.

Модус— временное свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях.

Монизм— мировоззренческая позиция, исходящая, в противопо­ложность плюрализму, из какого-то одного начала. ,

Негативный— отрицательный. Противоречащий чему-либо. Ноумен — умопостигаемая сущность, предмет внечувственного созерцания.

Образ — чувственное или рациональное представление, сформи­ровавшееся в процессе практической деятельности и познания.

Оккультизм— система суеверных представлений о таинственных сверхъестественных силах, познать которые, якобы, могут только «посвященные».

Оппозиция— противодействие, явное или неявное сопротивление чему-либо.

Опредмечивание — воплощение в человеческой деятельности смысловых структур, схем, проектов.

Отчуждение— объективный процесс, характеризующийся пре­вращением созданных трудом человека материальных и духовных благ в не зависящие от его воли и противостоящие ему силы.

440_____

Пантеизм— философское учение, отождествляющее Бога с при­родой.

Парадигма— совокупность признанных в данный момент науч­ным сообществом предпосылок, определяющих конкретное научное исследование.

Пассионарный— наделенный внутренней энергией.

Перцепция— восприятие.

Приоритет— первенство чего-либо относительно другого.

Распредмечивание— перевод предметов культуры в модельно-ана-логовые, образно-символические формы индивидуального сознания.

Рационализм—философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Редукционизм— сведение сложного к более простому.

Релятивизм— философская позиция, в соответствии с которой все наши знания, ценности и оценки лишь относительны, условны.

Рефлексия— размышление, направленное на анализ собственных мыслей и переживаний.

Сакральный— священный.

Самореализация— цель моральной деятельности каждого инди­вида, раскрывающего и воплощающего в деятельности свою уни­кальную и неповторимую сущность.

Сенсуализм— философское направление, преувеличивающее роль чувственного познания в ущерб рациональному.

Символ — знак, образ, воплощающий какую-либо идею.

Синкретизм— нерасчлененность, смешение разнородных элемен­тов, обусловленное неразвитым состоянием какого-либо явления.

Скептицизм— философская концепция, выражающая сомнение в возможности познания человеком объективной действительности.

Смысл— содержание того или иного выражения (знака, символа, предложения, текста). Будучи воспринятым, содержание (инвариант) актуализируется в бесконечном многообразии вариантов, обусловлен­ных мыслительным процессом каждого воспринимающего.

Стереотип— относительно устойчивый и упрощенный образ дей­ствительности, зачастую навязываемый обществом и некритически принимаемый индивидом.

Субстанция— первооснова, сущность всех вещей и явлений.

Сциентизм— абсолютизация роли науки в системе культуры, в жизни общества.

Табу— религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово. В современном словоупотреблении — заповедные, запрещенные предметы, мнения. ,, ....

Теология— система религиозных вероучений.

Теоцентризм— философская позиция, ставящая в центр всего миропонимания Бога.

Техногенный— связанный с техникой, обусловленный ее влиянием.

Технократический— придающий технике первостепенное значение.

Технооптимизм— мировоззренческая позиция, преувеличивающая роль научно-технического прогресса в решении различных проблем.

Технопессимизм— мировоззренческая позиция, в соответствии с которой научно-технический прогресс объявляется источником и причиной деградации общества и природы.

Технотронное общество— общество, вступившее в этап компью­терной революции.

Трансцендентальный— предельно общий.

Универсум —единая Вселенная, мир как целое. ;

Фауна— совокупность всех видов животных.

Феномен— явление, данное нам в опыте чувственного познания.

Феноменология— философское учение о феноменах как идеаль­ных сущностях, обладающих непосредственной достоверностью.

Флуктуация— колебание, случайные отклонения от расчетных параметров.

Футурология— наука о будущем.

Эволюционная эпистемология— наука, исследующая познание как момент эволюции живой природы и ее продукт.

Эвристический— творческий, осуществляющий прорыв в позна­нии неизвестного.

Эгалитаризм— идейно-политическое течение, выступающее за всеобщее равенство, вплоть до уравнительного распределения.

Экзистенциализм— философское направление, в центре внима­ния которого — проблемы смысла жизни, свободы и ответственнос­ти человека.

Экология— наука о взаимоотношении живых существ с окружа­ющей средой.

Экологический кризис— обострение экологической проблемы, когда ее последствия принимают необратимый характер.

Экологическая проблема— нарушение баланса живых организмов с окружающей средой.

Экспликация— выявление сущности того или иного предмета, (или объекта культуры), развертывание его содержания.

Экстравертивный— направленный вовне (наружу).

Эмпирический— происходящий из опыта.

Эпистемология— философское учение о познании.

Этногенез— происхождение народностей или наций.

Содержание

Предисловие ........................................................................

Глава 1. Философия: ее предмет и роль в обществе ...............

Философия в первом приближении ...........................

Что такое философия? ................................................

Предфилософия ..........................................................

Основные этапы становления философии ...............

Суть вопроса. — Предыстория. — Человек и его мировоззрение Первые исторические формы мировоззрения ...............

Мифология. — Религия. — Исторические формы религи-

озных верований Философия как форма мировоззрения ..........................

Появление философии. — Суть философского знания. —

Предмет философии . — Структура философского знания.

— Новые области философского знания. — Метафизика

Об «основном вопросе философии» .............................

Материалисты и идеалисты. — О вреде чрезмерной схе­матизации. — О пользе сомнения в философии

Основные функции философии ...................................

Мировоззренческая. — Гносеологическая. — Методоло­гическая. — Интегративная. — Культурологическая. — Ак-сиологическая. — Этическая

Место и роль философии в обществе ...........................

Философия и наука ......................................................

Что есть наука? — Почему философия не наука? — Фило­софия — «мать» всех наук. — Наука обогащает филосо­фию. — От «старых» к новым философским тайнам. — На­ука как форма мировоззрения. — Этапы развития НТП.

— Философия и наука в единстве и различии. — Общая схема мировоззрения

Философия в современном мире

Глава 2. Онтология (Учение о бытии).................................. 56

§ 1. Философия о сущем ............................................ 58

Понятие онтологии. — Категория «бытие». — Пробле­ма бытия в истории философии. — Синтез философ­ского и научного знаний

§2. Понятие бытия ....................................................... 65

Этимология понятия. — Диалектика бытия и небытия.

— Бытие как точка отсчета. — Разнообразие форм бытия

§ 3. Неживая природа................................................. 71

Происхождение и эволюция Вселенной. — История Земли. — Появление и эволюция человека. — «Вто­рая природа»

§4.Живая природа....................................................... 74

Происхождение жизни. — О возможности жизни во Все­ленной. — Философский оптимизм в решении трудных задач. — Зависимость живого от неживого. — Характер­ные особенности живого. — Область распространения живого

§5. Бытие человека....................................................... 79

Философия о душе. — Бытие индивидуальности. — Бес­сознательное. — Бытие индивидуального сознания. — Бы­тие общественного сознания

§6. Проблема субстанции в философии ....................... 86

Понятие субстанции. — Разновидности монизма. — Суб­станция как предельное основание. — Материя. — Уров­ни организации материи

§7. Движение и развитие.............................................. 92

Соотношение движения и покоя. —Типы движения. — Развитие. — Формы движения

§8. Пространство и время ............................................ 96

Пространство и время в истории философии. — Различ­ные подходы к пониманию пространства и времени. — Те­ория относительности. — Многомерность пространства.

— Социальное пространство. — Социальное время

§9.Сознание............................................................... 103

Природа сознания. — Отождествление сознания идуши.

— Развитие представлений о сознании. — Иррациона­лизм. — Сознание как функция головного мозга. — Ма­териалистическая концепция сознания. — Труд как усло­вие появления сознания. — Язык и сознание. — Са­мосознание

444___

, § 10. Многообразие и единство мира ...................... 116

Фундаментальные основы единства мира. — Аргумен­ты науки

Глава 3. Пюсеология (Учение о познании) ......................... 122

§ 1. Проблема объекта познания в философии ...... 123

Объяснение. — Описание. — Понимание. — Рефлексия

.. ..................................... 130

Рациональное познание. —

§ 2. Субъект познания .. Чувственное познание. Л ич ностное знание §3. Способы постижения реальности ......................... 142

Обыденное познание. — Миф. — Художественное позна­ние. — Религия. — Философия §4. Наука. Формы и методы научного познания ......... 149

Основные формы теоретического знания. — Методы тео­ретического познания §5. Знание и его формы .............................................. 165

§ 6. Ценности и познание. Возможно ли объективное истинное знание? ......................................................... 170

Наши рекомендации