Словарь философских терминов
Адекватный— соответствующий, согласующийся, соразмерный.
Антагонизм— вид противоречия, одна сторона которой существует за счет другой.
Антропогенный— связанный с деятельностью человека.
Антропоцентризм — философская позиция, отдающая приоритетное положение человеку в познании мира.
Априорный— доопытный. Образ, идея, понятие, сформировавшееся у человека до опыта, независимо от опыта.
Атрибут— свойство.
Гармония— согласованность частей единого целого.
Герменевтика— в философии — искусство понимания истории, культуры, чужой индивидуальности.
Гипотетический—предполагаемый, основанный на предположении (гипотезе).
Дедуктивный— метод, способ исследования или изложения, при котором частные положения логически выводятся из общих суждений, аксиом, правил, законов.
Дезинтеграция— распад.
Детерминизм— философское учение о закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений.
Диалектика— философское учение о движении, развитии, изменении.
Дифференциация— разделение, различение, расслоение целого на многообразные части, ступени, формы.
Знак— материальный, чувственно воспринимаемый предмет, представляющий другой предмет, свойство или отношение и используемый для передачи, хранения или переработки сообщения.
Идеал— полное совершенство.представление отаком совершенстве.
Иерархия— подчинение одного другому, третьему и т.д. по степени функциональной значимости или служебного положения.
Изотропный— одинаковый по всем направлениям.
Индетерминизм— позиция, противоположная детерминизму.
Интровертивный— направленный на себя, в свой внутренний мир.
Имитация— подражание, подделка.
Информационная революция— этап развития научно-технической революции, когда информация становится важнейшим ресурсом.
Иррационализм— позиция, отрицающая возможность разумного логического познания действительности.
Каузальность— причинность, закономерная связь причины и следствия.
Коммуникацияв широком смысле — общение. В экзистенциализме — вид общения, при помощи которого «Я» обнаруживает себя в другом.
Конституировать— создавать, устанавливать, придавать характер определенной организации.
Коэволюция— совместная эволюция.
Креационизм— религиозная концепция, в соответствии с которой все сущее появилось в результате божественного творения.
Материализм— философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, независимо от сознания.
Метафизика в догегелевской и современной западной философии — наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Термин, употребляющийся как синоним философии.
Методология— учение о методе, выработка принципов создания новых методов познания.
Мистика — нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.
Модус— временное свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях.
Монизм— мировоззренческая позиция, исходящая, в противоположность плюрализму, из какого-то одного начала. ,
Негативный— отрицательный. Противоречащий чему-либо. Ноумен — умопостигаемая сущность, предмет внечувственного созерцания.
Образ — чувственное или рациональное представление, сформировавшееся в процессе практической деятельности и познания.
Оккультизм— система суеверных представлений о таинственных сверхъестественных силах, познать которые, якобы, могут только «посвященные».
Оппозиция— противодействие, явное или неявное сопротивление чему-либо.
Опредмечивание — воплощение в человеческой деятельности смысловых структур, схем, проектов.
Отчуждение— объективный процесс, характеризующийся превращением созданных трудом человека материальных и духовных благ в не зависящие от его воли и противостоящие ему силы.
440_____
Пантеизм— философское учение, отождествляющее Бога с природой.
Парадигма— совокупность признанных в данный момент научным сообществом предпосылок, определяющих конкретное научное исследование.
Пассионарный— наделенный внутренней энергией.
Перцепция— восприятие.
Приоритет— первенство чего-либо относительно другого.
Распредмечивание— перевод предметов культуры в модельно-ана-логовые, образно-символические формы индивидуального сознания.
Рационализм—философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
Редукционизм— сведение сложного к более простому.
Релятивизм— философская позиция, в соответствии с которой все наши знания, ценности и оценки лишь относительны, условны.
Рефлексия— размышление, направленное на анализ собственных мыслей и переживаний.
Сакральный— священный.
Самореализация— цель моральной деятельности каждого индивида, раскрывающего и воплощающего в деятельности свою уникальную и неповторимую сущность.
Сенсуализм— философское направление, преувеличивающее роль чувственного познания в ущерб рациональному.
Символ — знак, образ, воплощающий какую-либо идею.
Синкретизм— нерасчлененность, смешение разнородных элементов, обусловленное неразвитым состоянием какого-либо явления.
Скептицизм— философская концепция, выражающая сомнение в возможности познания человеком объективной действительности.
Смысл— содержание того или иного выражения (знака, символа, предложения, текста). Будучи воспринятым, содержание (инвариант) актуализируется в бесконечном многообразии вариантов, обусловленных мыслительным процессом каждого воспринимающего.
Стереотип— относительно устойчивый и упрощенный образ действительности, зачастую навязываемый обществом и некритически принимаемый индивидом.
Субстанция— первооснова, сущность всех вещей и явлений.
Сциентизм— абсолютизация роли науки в системе культуры, в жизни общества.
Табу— религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово. В современном словоупотреблении — заповедные, запрещенные предметы, мнения. ,, ....
Теология— система религиозных вероучений.
Теоцентризм— философская позиция, ставящая в центр всего миропонимания Бога.
Техногенный— связанный с техникой, обусловленный ее влиянием.
Технократический— придающий технике первостепенное значение.
Технооптимизм— мировоззренческая позиция, преувеличивающая роль научно-технического прогресса в решении различных проблем.
Технопессимизм— мировоззренческая позиция, в соответствии с которой научно-технический прогресс объявляется источником и причиной деградации общества и природы.
Технотронное общество— общество, вступившее в этап компьютерной революции.
Трансцендентальный— предельно общий.
Универсум —единая Вселенная, мир как целое. ;
Фауна— совокупность всех видов животных.
Феномен— явление, данное нам в опыте чувственного познания.
Феноменология— философское учение о феноменах как идеальных сущностях, обладающих непосредственной достоверностью.
Флуктуация— колебание, случайные отклонения от расчетных параметров.
Футурология— наука о будущем.
Эволюционная эпистемология— наука, исследующая познание как момент эволюции живой природы и ее продукт.
Эвристический— творческий, осуществляющий прорыв в познании неизвестного.
Эгалитаризм— идейно-политическое течение, выступающее за всеобщее равенство, вплоть до уравнительного распределения.
Экзистенциализм— философское направление, в центре внимания которого — проблемы смысла жизни, свободы и ответственности человека.
Экология— наука о взаимоотношении живых существ с окружающей средой.
Экологический кризис— обострение экологической проблемы, когда ее последствия принимают необратимый характер.
Экологическая проблема— нарушение баланса живых организмов с окружающей средой.
Экспликация— выявление сущности того или иного предмета, (или объекта культуры), развертывание его содержания.
Экстравертивный— направленный вовне (наружу).
Эмпирический— происходящий из опыта.
Эпистемология— философское учение о познании.
Этногенез— происхождение народностей или наций.
Содержание
Предисловие ........................................................................
Глава 1. Философия: ее предмет и роль в обществе ...............
Философия в первом приближении ...........................
Что такое философия? ................................................
Предфилософия ..........................................................
Основные этапы становления философии ...............
Суть вопроса. — Предыстория. — Человек и его мировоззрение Первые исторические формы мировоззрения ...............
Мифология. — Религия. — Исторические формы религи-
озных верований Философия как форма мировоззрения ..........................
Появление философии. — Суть философского знания. —
Предмет философии . — Структура философского знания.
— Новые области философского знания. — Метафизика
Об «основном вопросе философии» .............................
Материалисты и идеалисты. — О вреде чрезмерной схематизации. — О пользе сомнения в философии
Основные функции философии ...................................
Мировоззренческая. — Гносеологическая. — Методологическая. — Интегративная. — Культурологическая. — Ак-сиологическая. — Этическая
Место и роль философии в обществе ...........................
Философия и наука ......................................................
Что есть наука? — Почему философия не наука? — Философия — «мать» всех наук. — Наука обогащает философию. — От «старых» к новым философским тайнам. — Наука как форма мировоззрения. — Этапы развития НТП.
— Философия и наука в единстве и различии. — Общая схема мировоззрения
Философия в современном мире
Глава 2. Онтология (Учение о бытии).................................. 56
§ 1. Философия о сущем ............................................ 58
Понятие онтологии. — Категория «бытие». — Проблема бытия в истории философии. — Синтез философского и научного знаний
§2. Понятие бытия ....................................................... 65
Этимология понятия. — Диалектика бытия и небытия.
— Бытие как точка отсчета. — Разнообразие форм бытия
§ 3. Неживая природа................................................. 71
Происхождение и эволюция Вселенной. — История Земли. — Появление и эволюция человека. — «Вторая природа»
§4.Живая природа....................................................... 74
Происхождение жизни. — О возможности жизни во Вселенной. — Философский оптимизм в решении трудных задач. — Зависимость живого от неживого. — Характерные особенности живого. — Область распространения живого
§5. Бытие человека....................................................... 79
Философия о душе. — Бытие индивидуальности. — Бессознательное. — Бытие индивидуального сознания. — Бытие общественного сознания
§6. Проблема субстанции в философии ....................... 86
Понятие субстанции. — Разновидности монизма. — Субстанция как предельное основание. — Материя. — Уровни организации материи
§7. Движение и развитие.............................................. 92
Соотношение движения и покоя. —Типы движения. — Развитие. — Формы движения
§8. Пространство и время ............................................ 96
Пространство и время в истории философии. — Различные подходы к пониманию пространства и времени. — Теория относительности. — Многомерность пространства.
— Социальное пространство. — Социальное время
§9.Сознание............................................................... 103
Природа сознания. — Отождествление сознания идуши.
— Развитие представлений о сознании. — Иррационализм. — Сознание как функция головного мозга. — Материалистическая концепция сознания. — Труд как условие появления сознания. — Язык и сознание. — Самосознание
444___
, § 10. Многообразие и единство мира ...................... 116
Фундаментальные основы единства мира. — Аргументы науки
Глава 3. Пюсеология (Учение о познании) ......................... 122
§ 1. Проблема объекта познания в философии ...... 123
Объяснение. — Описание. — Понимание. — Рефлексия
.. ..................................... 130
Рациональное познание. —
§ 2. Субъект познания .. Чувственное познание. Л ич ностное знание §3. Способы постижения реальности ......................... 142
Обыденное познание. — Миф. — Художественное познание. — Религия. — Философия §4. Наука. Формы и методы научного познания ......... 149
Основные формы теоретического знания. — Методы теоретического познания §5. Знание и его формы .............................................. 165
§ 6. Ценности и познание. Возможно ли объективное истинное знание? ......................................................... 170