Тема 1.1. Специфика философского знания
Практическая работа №1.
О значении термина «философия»
Задание 1.
Слово «философия» греческого происхождения. Оно возникло из двух слов «люблю» и «мудрость» и буквально означает «любомудрие», «любовь к мудрости». Уже в античности в употреблении термина «философия» можно заметить различные нюансы.
А) В одном из сюжетов древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.) лидийский царь Крез обращается к посетившему его мудрецу Солону: «Я слышал, что ты, философствуя, ради приобретения знания исходил много стран».
Б) У древнегреческого историка Фукидида (конец V в. до н.э.) есть упоминание о том, что афинский главнокомандующий Перикл в надгробной речи над павшими в бою афинянами, прославляя афинскую культуру, говорил: «Мы философствуем, не изнеживаясь».
В) Платон, отмечая, что его учитель Сократ употреблял слово «философия» в смысле «искание истины», «жажда знания», вместе с тем использовал его в несколько ином смысле, говоря «геометрия и другие философии».
В каком значении использовалось слово «философия» в каждом из этих случаев? Какой смысл (смыслы) придается ему сейчас?
Мориц Шлик «Будущее философии»:
«Открыв учебник по философии или перелистывая увесистое творение современного философа, мы часто видим, какие огромные усилия затрачиваются на того, что такое философия. Ни в одной другой науке этого нет. Физикам или историкам не надо исписывать многие страницы, чтобы разобраться, что такое история или физика. Даже признавшие философию системой самых общих истин, и те объясняют эту общность весьма по-разному. …Одни считают философию наукой о ценностях, будучи убеждены, что самые общие проблемы, к каким в конце концов ведут все вопросы, так или иначе ценностные. Другие говорят, что философия есть эпистемология, т.е. теория познания, поскольку та имеет дело с самыми общими началами, на которых основываются все частные истины. Один из обычных для приверженцев этой точки зрения выводов состоит в том, что философия – отчасти, либо всецело – является метафизикой. А метафизику они считают неким строением, возведенным и частично основанным на структуре науки, но устремленным в заоблачные выси, совершенно недосягаемые для наук и опыта»[2].
В чем причины парадоксальной ситуации, что предметом размышлений философов является вопрос о сущности философии?
Задание 2.
Что понимается под «философией» и «философствованием» в обыденном употреблении этих слов:
«глубокая философия на мелком месте»,
«моя жизненная философия»
«не философствуй, а мой посуду»,
«мы люди простые, нам не до философии»,
«развели философию, а дело-то простое»,
«отнесись к этому философски»?
Задание 3.
Есть такой старый анекдот. Студент пришел с приятелем в пивную, и когда перед ним поставили кружку с пивом, глубокомысленно сказал: «Жизнь все равно, что кружка пива». Заинтригованный приятель спросил: «А что между ними общего? Почему жизнь как кружка пива?» Студент глубоко вздохнул и ответил: «Откуда я знаю? Я ведь не философ».
Французскому писателю Андре Жиду принадлежит такое высказывание: «Когда философ отвечает на твой вопрос, забываешь сам вопрос» (вариант: «перестаешь понимать вопрос»).
Как Вы думаете, чем вызвано зачастую ироническое отношение к философии со стороны нефилософов?
Практическая работа №2.
Философия как знание и деятельность.
Задачи философии.
Задание 1.
В работе Карла Поппера «Какой мне видится философия» есть раздел, который озаглавлен «Какой я не вижу философию». Ознакомьтесь с ее тезисами и продумайте аргументацию за или против каждого из них.
«1. Я не вижу философию решающей лингвистические головоломки…
- Я не вижу философию как ряд произведений искусства, как впечатляющее, оригинальное изображение мира или умный и необычный способ его описания. Великие философы не занимались построением умных систем. Их, как и всех великих ученых, интересовали поиски истины. Я считаю философию существенной частью истории поисков истины и отвергаю ее чисто эстетическую трактовку.
- Я не вижу философию пытающейся прояснять, анализировать или «эксплицировать» понятия, слова и языки.
- Я не считаю философию средством для обретения ума.
- Я не считаю философию особого рода интеллектуальной терапией, помогающей людям выйти из философских затруднений
- Я не представляю философию занимающейся изучением вопроса о том, как точнее и правильнее выразить ту или иную мысль. Сами по себе точность и правильность мысли не являются интеллектуальными ценностями, и мы не должны стремиться к большей точности и правильности, чем требует конкретная проблема.
- Я не считаю философию средством построения основания или концептуальной структуры для решения проблем ближайшего или отдаленного будущего.
- Я также не считаю философию выражением духа времени. Действительно, в философии, как и в науке в целом, существует мода. Однако настоящий искатель истины не будет следовать моде: он будет в ней сомневаться и даже противостоять»[3].
Задание 2.
Прокомментируйте позицию Л. Витгенштейна. Согласны ли Вы с высказанными ниже идеями по поводу предназначения и задач философии?
Людвиг Витгенштейн, «Логико-философский трактат»:
4.112. Цель философии – логическое прояснение мыслей.
Философия – учение, а не деятельность.
Философская работа состоит, по существу, из разъяснений.
Результат философии – не «философские предложения», а достигнутая ясность предложений.
Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми…»[4]
Людвиг Витгенштейн, «Философские исследования»:
«255. Философ лечит вопрос как болезнь. <…>
261. В ходе философствования рано или поздно наступает такой момент, когда уже хочется издать некий нечленораздельный звук.
309. Какова твоя цель в философии? Показать мухе выход из мухоловки».[5]