Природа, как объект философской рефлексии. Законы природы и законы общества. Характеристика социоприродных законов


Природа, как объект философской рефлексии

В словаре 3 трактовки природы: как все сущее, весь мир в многообразии его форм; как совокупный объект естествознания; как совокупность естественных условий существования чел общества. природа понимается в широком смысле как вселенная, универсум, в узком смысле - естеств среда, окруж человека. Природа - совокуп естественных усл существ-ия чел, человеч-ого общества,чел культуры и как источник необход-х ресурсов (материал, энергетических и пр.) их существования. Природа – окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени в пространстве, находится в непрерывном изменении и развитии. Основное - неживая природа. Геосфера есть область неживой природы.

Природа в широком смысле слова означает весь мир в многообразных его проявлениях. Общество связано с природой своим происхождением , существованием и своим будущим. Однако оно существенно отличается от неорганической и органической природы, представляет собой качественно особую систему со специфической структурой и особыми законами функционирования и развития и выступает по отношению к обществу не только средой, в которой оно возникло, живет и развивается, но и объектом его воздействия. Именно ту часть природы. в которой живет и с которой взаимодействует общество, называют “природой” или природной средой .

Основные культурологические модели отношения человека к природе:

1. мифологическая (господство природы над человеком, олицетворение природных сил). Человек не выделял субя из природы, понимался как одна из ее частей. Диалог чел. с природой осущ-ся как с другими живыми существами. Все для человека в чел. форме. небесныес ветила - Боги. В мифах одухотворяются различные части природы. Характерен тотемизм 2 случая: 1. герои наделялись именами животных 2. культ. герои представляли силы космоса великой природы Человек пытался оказывать влияние на природу - с помощью магич, ритуальных действий. Впоследствии возникает система запретов (табу) В мифах отсутствует идея активного преобразования мира. Человек должен воспринимать мир таким каким он ему представляется. Модель Др. Востока - человек восточного общества четко был вписан в систему запретов, норм. Его поведение определялось в соответствии с этими запретами. Идеальный человек - способный вписываться в окр. среду. Невыделяемость человека из природной среды проецировалась на общественную жизнь, след человек не только песчинка природы, но и песчинка общества. Др. Китайская мысль - Дао-судьба, бог. Идеальн человек - мудрец. Вся активность направлена на дух. совершенствование. В Греции природа выступает объектом созерцания, духовного совершенствования. Чел не должен преобразовывать природу.

В античности природа – подвижное целое, человек его составная часть, складывается натурфилософское понимание природы (зависимость общества от природы). Др Греция - природа понимается в широком смысле. Выстраивается геометрическая труктура космоса Пифагор (584, 582 – 500). Характерно равенство и симметрия всех природных сил. Ни одна часть не находится в более выгодном положении. Гилозоизм (Фалес, Анакимен, Анаксимандр) – мат мир в целом, те космос, является одушевленным, как и все его части.

В христианстве природа - совершенное и прекрасное творение Бога. В таком мире человек не может изменить творение Божье, он может изменить свою душу. Природа ниже чел-ка, к-й рассматривается одновременно и как телесное сущ-во, часть природы, и как сущ-во, наиболее приближенное к Богу. Дуализм души и тела. Иерархичность мира. Природа перестает быть священной, предметом для совершенствования является Бог, абсолютная идея. Возникают первые идеи возвышения человека над природой. Одним из направлений этого времени является символич. отношение к природе - природные объекты - это знаки т. е. идеи, вложенные Богом в мир. Задача человека - расшифровать эти знаки. Природа - некий текст, его надо прочитать, осмыслить. 1 книга Бога - Библия 2 книга – Природа. В средние века природа ставилась ниже человека, согл. библии человек венец природы.

2. научно-технологическая (власть человека). Новое время - природа - это мастерская. Идеализируется творческая, технич активность человека. В конце Ренесанса (16-17в) и в начале Нового времени возникает натурфилософия. Возникает методология - необходимо найти самые результативные преобраз. окр пространства. Господствует механистическая картина мира - природа сложная машина. Природа становится объектом технич эксплуатации. природопользование - новое понятие. В научных рев. 17 века чел выступает как преобразователь мира. Человек - центр мироздания, он микрокосмос в макрокосмосе (Вселенная). Человек - центр мироздания, он осознает свою индивидуальность, гениальность. Характерно активное, действенное отношение чел к природе.

3. философско-гуманистическая (гармония человека с природой). 20 в. – формируется экологическое мышление, иное отношение к природе. Широко рассмотрена взаимосвязь человека и природы у космистов Федоров (1829 –1903 г) проект "регуляции природы", Циалковскиий (1857-1935) космическая этика, Чижевский влияние солнечной энергии на протекание природных процессов. Концепция русского космизма - пытались найти пути восстановления нарушенных связей человека и природы - все едино. Космизм религиозный естественно-научный Федоров, Флоренский Булгаков. Мир можнот спасти, вернув концепцию мировой солидарности Космос - общий дом Рус космисты обратились к 2-м основам чел существования: 1 внутреннее совершенство 2 бездна космоса Человек не может рассматриваться выше природы, т. к. обладает способностью к божественному творчеству. Диалог концептуально исходит из равнозначности я и ты. Я ничего не могу сказать о себе, если не соотношу себя с другими Буббер 3 сферы: 1 жизнь с людьми 2 жизнь с др. духовными существами 3 жизнь с природой Концепция коэволюционного развития Рабочая практика экодиктатуры заменяется программой экодемократии (4 элемента) 1 экология 2 соц. ответственность 3 демократия 4 ненасилие экософия - признание абсолютной ценности всего живого.

В наст время практич. имеется господство научно-технич модели, теоретически - фил-гуманистич

Для философии и поныне характерны две крайние концепции взаимоотношения человека и природы: с одной сторо, идея случайности человека в мире и, с другой — телеологтрактовка человека как цели развития природы. Так, в концепции французского философа-просветителя Монтескье (1689—1755) человек рассматривается как часть природы, а многозначность его жизни объясняется условиями внешней среды. Всякое социальное развитие, есть не более, чем реакция единой и неизменной сущности человеческой природы — на различные внешние раздражители, географич школы утвер, что географическая среда и прежде всего климат оказывают решающее воздействие на весь жизненный уклад людей, в том числе и на такие его проявления, как формы государственной власти и законодательства. Максимализ, одностор ведет к ошиб предст о взаимоот человека и цивилизации.

Гердер (1744—1803) Мир для него предстает в виде единого непрерывно развивающегося целого, закономерно преодолевающего необходимые ступени. История общества тесно связана с историей природы. Высказанные им положения резко противоречат идеям Руссо (1712—1778), согласно которым, история человечества представляет собой цепь заблуждений и находится в непримиримом противоречии с природой. Кант (1724—1804) полагает, что только непрерывно растущая деятельность и культура, показателями которой служит упорядоченная в соответствии с правовыми понятиями государственная конституция, могут лежать в основе взаимосвязи человека и природы.

В «Назначение человека» нем классичес идеализ Фихте (1762—1814) подчеркивал, что «природа представляет собой, одно целое, все части которого связаны между собой».Человек же, есть особое проявление всех сил природы в их соединении. Такой человек идет по жизни, предоставленный самому себе и природе, созерцает и познает себя в этом высшем и совершеннейшем ее творении, которое держит его в неумолимой власти строгой необ­ходимости Фихте полагает, что сами чел творения, независимо от воли своих творцов, уже одним фактом своего существования должны, в свою очередь, влиять на природу и сыграть в ней роль нов деятельного при­нципа. «Но не природа, а сама свобода создаст большинство самых ужасных беспорядков в чело­веческой жизни: злейший враг человека — человек». Природа — естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует.

У исследователей первоначально чел как представ биолог вида и в общест как в совокупности индивидов подчинение их биологическим законам развития. При этом социальной составляющей в человеке и в обществе отводилась второстепенная роль.

Фрейд считал, что в антропосоциогенезе — процессе возникновения и развития человека и общества — главная причина биологическая. По его мнению, она коренится в решающем влиянии на человека бессознательного начала, заключающегося в его психике, инстинктах, унаследованных от предков. Общество для защиты от животных инстинктов пытается создавать противовесы, например, в виде норм морали, культуры. Представители неофрейдизма, в частности Э. Фромм, усматривали меньшую долю влияния на человека биологических, в том числе сексуальных факторов, и увеличение значения общественных связей. Но в целом в их рассуждениях по-прежнему в значительной степени присутствует биологический подход.

Представители ф антропологии М. Шеллер (1874—1928), А. Гелен (1904—1976) рассматривали человека и общество, сочетая философский, религиозный и естественно-научный подходы. Гелен концепц, согл которой человек от рождения является «биологически недостаточным» существом в отличие от других представителей животного мира. Именно эта его «недостаточность» и желание выжить заставили человека активно развивать и использовать свои способности.

Тесная связь общества с природой, схожесть поведений животных в природе и людей в обществе привели некоторых мыслителей к выводу о том, что общество по своей сути является биологич суперорганизмом органическая теория общества, Г. Спенсер, А. Шеффле (Германия) и др Согласно этой теории структура и функционирование общества аналогичны строению и функциям живого организма. Г. Спенсер полагал, что «кровяные частицы уподобляются деньгам». В этой «органической теории» очевидно игнорирование специфики сознательной деятельности людей, отсутствие учета их воли и интересов.

Взаимодействие природы и общества в Д-М. Маркс и Энгельс показали, что общество, качественно отличаясь от природы, связано с ней прошлым, настоящим и своим будущим. Великое значение природы в существовании и развитии человечества состоит в том что Солнечная система - наш мир, Земля - “дом” человечества .

В процессе развития природы сформировались климатические и биологические предпосылки возникновения человека и общества. Природа оказывает влияние на развитие общества, что определяется природными условиями и уровнем развития производства. На человека и общество оказывают влияние и климатические условия.

Жизнь общества обуславливается запасами природных ресурсов, поскольку они распределены неравномерно. На жизнедеятельность общества влияют стихийные силы природы : засухи и наводнения, селевые потоки и землетрясения, вулканические извержения, цунами, тайфуны.

Общество в свою очередь всей своей жизнедеятельностью оказывает влияние на природу. Через материальное производство общество осуществляет свое значительное воздействие на природу: используя природные ресурсы, культивируя и преобразуя, загрязняя и охраняя ее.

Закономерностью взаимодействия общества и природы выступает обмен воздействий между ними : человек потребляет вещества природы и выделяет в нее продукты своей жизнедеятельности. Этот обмен осуществляется через производство. особенность сегодняшнего дня состоит в том, что эти отходы загрязняют окружающую среду и это отрицательно сказывается на здоровье людей и природы . Растет опасность нарушения диалектического равновесия процессов биосферы. Значительную роль в научно- техническом решении этой проблемы может играть развитие новой технологии (безотходной и малоотходной).

Формы материи. Природа бывает живой (органической) и неживой (неорганической). Биосфера (учение о ней создано Вернадским ) включает все живые организмы , их среду обитания и продукты жизнедеятельности.

Следует различать понятия естественная среда, которая охватывает гео- и биосферу, окружающая среда – помимо природных включает социальные, культурные, социально-психологические факторы, традиции, условия формирования индивида и общества. Окружающая среда - естеств среда - 1-я природа; искуств среда - 2-я природа Естеств среда - естеств источники жизни, естеств богатства Искуственная среда - предметы, созданные человеком по мере развития общества. Она (техносфера) возрастает.

Под природой понимают также ее часть --- биосферу нашей планеты. Именно она создала условия для возникновения человека. В биосферу входит атмосфера, гидросфера и верхняя часть литосферы. Возникла 3,5-4 млрд лет назад. Характеризуется качественно новым состоянием земной поверхности, приобретенной в рез-те взаимодействия живой и неживой природы. Живое вещво есть функция биосферы, б - рез-т развития живого вещва. Ввел Ламарк. Вернадский сказал о том, что человечество становится мощным геологическим фактором. сейчас в биосферу начинает входить космос.

Прир Среда - естественное условие жизни общества. Общество явл частью более обширного целого- природы. Чел живет на земле в пределах тонкой ее оболочки - географ Среды. Она есть зона обитания чел и сфера прилож его сил. Географ среда - это та часть пр, которая составл необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общ производства. Вне ее наша жизнь невозможна.

17-18в - концепция географический детерминизма. Монтекскье (1689-1755) - география места (почва, особенности климата) играет решающую роль в развити общества. В Новое время эту идею продолжают Тэн, Бокль. В нач 20 в геогр детерминизм представлен геополитикой (Ротсель) - заменил принцип геологич детерминизма идеей о необходимости завоевания жизненного пространства. Политика любого гос-ва является геополитикой.

Возникновение общества. История чел. общества в опред смысле являет картину его изменяющегося взаимод с природой. Однако общество не сущ изначально. История его возникнов не отделима от истории становления самого человека. Являясь частью прир человек постепенно, в процессе труда и общения формир как социальное существо. Этот проц имеет своим началом выделение чел из животного мира, формир у него социальных побудит мотивов в поведении. В силу вступает наряду с естеств и социальный отбор. (применительно к сообществам) Выживали те сообщества кот подчинялись опред социально значимым требованиям: сплоченности взаимопомощи. Это социально значимое закреплялось естеств отбором и передачей опыта. В преобразов первобытного стада в челов общество все большую роль играли соц закономерности на фоне действия биологич. Это осущ в первую очередь в проц труда.

Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общ способ деятельности. Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой, процесс, в кот человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен в-еств между собой и природой. Т.о. труд - та главная мат сила , кот вела к возникнов и формированию собственно человеческой жизни - общества. Однако ее действие было бы невозможным без формирования языка., кот является важнейшим средством осущ трудового процесса.

С самого возникнов челов общество изменяло окруж природу и само менялось под ее воздействием. Воздействие общ на прир обуславливается развитием мат производства, науки и техники, общ потребностей. При этом происходит расширение рамок геогр Среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить соврем геогр среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить совр общество в исх природные условия, то оно не сможет существовать.

В свою очередь и геогр среда влияет на развитие общества. Сравним развитие народов севера и юга, тропиков. Геогр Среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и районов. Так, если в усл тундры насел занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние геогр Среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зав-ть от геогр Среды.

Ограничивается ли Среда жизни общества лишь географ средой? Нет. качественно иной естеств средой его жизни явл сфера всего живого - биосфера. В р-те длит эволюции биосф сложилась как динамическая, внутренне дифференцированная равновесная система. Она развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера т.о. новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобраз воздействия общества на природу. Ноосфера --- это такая стадия развития биосферы, при которой определяющим фактором становится деят человека. По аналогии антропосфера, социосфера и техносфера. Иногда ноосфера рассматривается как идеальная сфера, мыслящий пласт, развивающийся вне биосф и над ней. В этой ситуации чек должен взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и эволюцию ноосф, деятельность его должна быть основана на научном понимании естеств и соц процессов.

Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-прир. “Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед меет правда в первую очередь те последствия, на кот мы расчитывали, но во втор и в третью очередь совсем другие, непредвиденые последствия, кот очень часто уничтожают значение первых.” Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.

Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобоазующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефил прнцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддежания динам равновесия системы “общество-природа”. В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного способа мышлеия, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это прежде всего означает, что челов должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В соврем обществе потреблеия решение эколог проблем невозможно.Природная среда пространственно расширяется по мере развития человечества. Сегодня объектом его прямого или косвенного воздействия на планете Земля становится биосфера.

Законы природы и законы общества

Все в этом мире подчинено закономерностям. Веками человек подмечал опред порядок мироздания и повторяемость явлений, что наталкивало на мысль о сущ чего-то закономерного. Понятие закона - продукт зрелого мышления: оно сформировалось на поздней стадии развития чел общества, в период становления науки как сист знания. Закон есть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между явлениями, взятый в своей обобщенной форме и скорректированный относительно типологически классифицированных условий своего проявления. Будучи по своей форме продуктами чел знаний, по своему внутр содерж законы выражают объект процессы действительности. Познание зак и есть основная зад. науки.

Понятие зак находится в тесной связи с детерминизмом, но не тождественно ему. Если детерм говорит о всеобщей обусловл явлений, то пон закона выражает кач устойчивость повторяющихся связей, рассматривая их не с точки зрен констатации и причинного понимания, но с точки зр их объект необходимости и кач регулярноси. Закон выступает мерой устойчивости детерминации, кроме того он явл мерой предсказуемости связи. Поэтому зак как ыражение действия объект необходимости может рассм в качестве особого вида детерминации: как детермин будущим в отличии от причиной детерм прошлым и системной детерм настоящим.

С точки зрения основных сфер действительности законы делятся ан законы природы, законы общества и законы мышления. Понятие «закон природы» тексно связано с понятием условие. Необходимость действия любого закона природы всегда проявляется при наличии определенных условий. Закон природы – это связь, которая характеризуется основными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью, повторяемостью, устойчивостью.

Человек является продуктом природы, социальных отношений и субъектом исторического процесса. Так, политическая, производственная, духовная деятельность человека и общества есть чисто социальные явления, развивающиеся по своим особым, отличным от природы законам.

Чел. о-во - это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. люди, формы их совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность разл. институтов, утонченная сфера духа. Жизн. основа потока обществ. жизни - труд. Объединение людей в целостную систему происходит независ. от их воли: естеств. факт рождения с неизб. включает ч-ка в обществ. жизнь. Развитие общества: с увеличением матер. и дух. благ возрастают и потребности ч-ка.

В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд специф черт:

1.Общ отношения приним форму общ интересов, потребностей, целей. А это значит что соц законы - зак не только мат, он и духовной деятельноси.

2.Поскольку общество одновр является и объектом и субъектом, соц зак - это зак челов деятельности. Без чел деят, которая генетически превична, нет и не м.б. соц закономерноси. История - это деятельность преследующего свои цели человека.

3.Соц законы по хар своей деят - статистические.

4. Спецификой соц законов явл их историчность. Вследствии того, что соц эволюция протекает боле быстрыми темпами, чем эвол природы, общ отношения и формы культуры более подвижны чем геолог периоды. Соц оргаизм очень диамичен, и его зак позволяют уловить лишь общую тенденцию развития, а это создает малую вероятность установлеия строгих сроков наступления событий.

Вопрос о закономерном характере развития об-ва – очень спорный.

1.антинатурализм (Баденская школа неокантианства – Риккерт, Виндельбанд) – отрицают наличие объективных законов развития общества.

2.натурализм (Конт) – отсутствие различий м/у естественными и общественными науками. Отрицает качественную специфику социальных законов. Их надо исследовать по образцу естественно-научного знания.

3.Марксизм – наличие объективных законов общественного развития, имеющих качественную специфику по сравнению с законами природы. Специфика состоит в том, что:1) в общ-х з. с наибольшей силой выражена статистическая природа. Они прослеживаются на больших кол-вах людей и в большие временных интервалах; 2) оз складываются на основе сознательной деят-ти людей; 3) поскольку соц-ая закономерность существует и проявляетя в деят-ти людей, то соц-ые законы чаще всего выступают как законы-тенденции.

Общество развивается на основе внутренне присущих ему законов. Социальные законы: 1. общесоциологический закон об определяющей роли способа производства в жизни и развитии общества, о котором Маркс писал, что способ производства материальной жизни обусловливает социально-политический и духовный процессы жизни вообще; 2. закон опред роли эконом базиса по отнош к надстройке 3.законсоотв производственных отношений уровню и характеру произв сил. 4. закон прогрессивной смены общ-эконом формаций 5. закон социальной революции 6.закон возрастающей роли нар масс в истории 7. закон относительной самостоятельности общ сознания. 8. закон возвышения потребностей.

Поппер. Особое внимание Поппера привлекает такой важнейший вид детерминационной связи как закон. Закон природы описывает, по его мнению, жесткую, неизменную регулярность. Поскольку законы природы неизменны и не допускают исключений, то они не могут быть нарушены или созданы. И если мы сталкиваемся с событием, противоречащим закону, мы говорим не об исключении, а о том, что наша гипотеза о существовании закона опровергнута.

Закону науки свойственны две особенности. Во-первых, у физического закона есть логическая форма, любой закон природы имеет количественную сторону и может быть формализуем. Во-вторых, всякий закон науки может быть выражен запретом. Однако Поппер в дальнейших рассуждениях на эту тему существенно ослабил силу требований к понятию «закон природы». Гак, читатель узнает, что законы могут открываться не только наукой, но и здравым смыслом, обыденным сознанием. Правда, такие законы никогда не называют законами, поскольку они являются банальностями, к таким законам не применима та логическая форма, о которой сам же он писал. Интересны рассуждения Поппера по поводу законов развития, законов истории, в частности. Он занимает жесткую позицию, утверждая, что таких законов не существует, и существовать не может. Дело в том, что, по мнению Поппера, если взять эволюцию вообще или историю человеческого общества, то каждая из них, по сути своей представляет собой один огромный факт, причем факт уникальный, единственный в своем роде. Сравнить эволюцию или историю человеческого общества просто не с чем. Когда речь идет об эволюции или истории, то всегда неявно предполагается, что они всегда «окончены» к тому моменту времени, которое мы обозначаем словом «сейчас». По отношению к таким явлениям возможен лишь ситуационный анализ, т.е. выявление факторов, влияющих на то-то и то-то в сегодняшней ситуации. Правда, в истории есть то, что часто принимается за законы, это — тенденции, которые указывают на некоторую направленность хода событий. Но любая тенденция тем и отличается от закона, что она может резко измениться, развитие событий может пойти в совершенно другом направлении. Отсюда Поппер и делает вывод, что предвидение в истории (наподобие предвидения солнечного затмения в астрономии) невозможно, возможен лишь прогноз, имеющий большую или меньшую степень вероятности осуществления.

Характеристика социоприродных законов

Концептуальные изменения в науке второй половины 20 века, связанные со становлением идей синергетики (теория самоорганизации систем) и нелинейного (нестандартного) мышления, позволяют представить мир как целостную систему, в которой жизнь общества, жизнь человека, подчинённого фундаментальным законам природы, предстают как единое целое. Целостное представление о социоприродной среде, понимание общих закономерноcтей развития природы и общества является важнейшим компонентом культуры современного человека.

Биосфера - глобальная экосистема. Социум как подсистема биосферы, особенности социоприродных систем. Элементы, функциональные связи и системообразующий фактор системы "общество - природа". Эковзаимодействие. Экопротиворечие как функция дискретности обменных процессов. Экоустойчивость: понятие устойчивости системы, особенности устойчивости социоприродных экосистем. Понятие о точках бифуркации и необратимости бифуркационных переходов. Экоразвитие: эволюционные и революционные этапы развития экосистем.

Естественноисторический характер процесса взаимодействия человека, общества и природы.Законы развития о-ва - это объективн., существ., необход., повторяющиеся связи явлений общ. жизни, хар-щие основную направленность соц. развития от низшего к высшему. Общество характеризуется: 1) общностью территории проживания; 2) целостностью и устойчивостью (коллективное единство); 3) самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемость; 4) выработка системы норм и ценностей, лежащих в основе соц связей, определенным уровнем развития культуры. Свойства общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. В своих действиях люди исходят из своих потребностей, мотивов; это значит, что они действуют сознательно.

Специфика обществ. законов: 1) возникли вместе с возникновением о-ва и сл. невечны; 2) законы природы происходят, а законы развития о-ва делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей; 3) носят более сложный характер; 4) так же как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени или пространстве.

Дихотомия биосоциальной природы человека. Труд - основная форма взаимодействия человека с природой. Ступени развития труда, как нарастание опосредованности вещественного, энергетического и информационного обменов во взаимодействии общества и природы. Биосферосовместимость палеолитического способа взаимодействия человека и природы. Особенности демографического и социоприродного развития в палеолите. Неолитическая революция. Возникновение общественного материального производства - поворотный пункт в экологической истории человечества. Вещественные социоприродные отношения на современном этапе: проблема "истощения ресурсов" и утилизации отходов производства и потребления. Взаимосвязь энерговооруженности общества и решения противоречий вещественного обмена. Роль энергии в социоэкосистеме. Социоприродный энергетический обмен как процесс последовательного освоения человеком все более "древних" запасов энергии. Энергосбережение и использование возобновимых источников энергии - как возможный путь решения энергетических проблем современности.

Наши рекомендации