Основные законы диалектики

Связи и взаимодействие определенных ф-х категорий выступают как законы диалектики. Закон - это понятие, которое выражает внутренне устойчивые существенные и необходимые, общие, повторяющиеся свойства и отношения действительности. Законы Д. универсальны, имеют неограниченную область проявления, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, кот присущи как миру в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. В этом их отличие от законов, изучаемых специальными науками. Здесь выделяются: 1. Специфические законы (термодинамические) 2. Присущие более широкому кругу явлений (з-н сохранения и превращения энергии) В природе законы реализуются бессознательно в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные соц. законы реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей.

Закон единства и борьбы противоположностей. В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречие, т.е. единство противоположностей, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Категории: Тождество выражает одинаковость, единство, симметричность. Тождество полюсов, правое – левое, плюс-минус, - предмет как единая целостная система; Отличие, неодинаковость, непохожесть, отрицание друг в друге. – Различие; Противоположность, как сторона несовместимости друг с другом доведенная до предела; Противоречие представляет собой систему отношений, в рамках которой противоположности порождают друг друга, переходят в друг друга.

Одним из коренных вопр мировоззрения и общ методологии явл вопрос о том, следует ли искать источник движ и развит мира вне его или в нем самом. Этот источник нахлд в нем самомо, в порождаемых им противоречиях, что выр в законе единства и борьбы противоположностей. кот гласит, что развитие объект реальности и все формы чел деятельности осущ через раздвоение единого на противопол составляющие, и взаимод этих противопол характеризует опред систему как нечто единое, а с др стороны - составляет внутренний импульс ее изменения, развития. Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и противоречивых сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столконовения противопол стремлений и сил. Предельный случай противоречия - конфликт. Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны как внутри себя так и между собой. Различие есть отношение нетождественности, еодинаковости объекта и в самомо себе и с др. Различие имееет свои степени: оно мб несущ и существенным. Предельный случай сущ различия - противоположность. Удачной моделью противоп может служить магнит с его 2 полюсами. (его можно делить сколько угодно). Противоп характеризуются как взаимообусловленные и взаимодейств стороны диалект противоречия. Они противостоят друг другу в рамках единого взаимоотношения : наличие одной предполагает бытие другой. Противоположность есть не просто иное, а “свое иное” - Гегель. Диал принцип против отражает двойственные отношения внутри целого: единство прот и их борьбу. Все полно потиворечий и живет в них.

Противоп, не образующие единства, не явл диалектическими, их нельзя считать движ силой развития системы. Например черное и белое, бесконечное и исчезающе малое... они не явл частями целого и не содимпульса к развитию. Противоп могут приходить в столконогвение лишь постольку поскольку они образуют единоецелое в кот один момент также необх как и другой. При этом сами противоп и их единство, выраж устойчивость объекта, - относительны, борюба же, выраж бесконечность проц развития,- абсолютна.

Противор буквально означает резкое рассогласование в речи, высказываниях о каком-то предмете. В ходе рассужд могут появляться пары суждений, противор друг другу. Оба эти утверждения не могут быть истины. Одновр утверждение и того и другого рассматрив в логике как необходимо-ложное. Запрет противор, начиная с античности, счит одним из принципов лог суждения. Такие противор считаются нарушением правил рассуждения. Их появл - сигнал лог ошибки в рассужд, ложно принятой посылки или... Вывод противоречия допускается лишь для вспомог целей, в частности в док от противного в математике. Однако реальный процесс разви научного знания связан с этапами преодол возник противоречий. “Для настоящего теоретика ничего не м.б. интереснее, чем такой факт, кот вступает в противор с общепринятой теорией: ведь здесь собственно и начинается его работа.” - М.Планк.

Cпециф формой сущ диал против в познании явл антиномии, кот служат формой теор воспризведения противор в научных теоиях. Обнаруж антиномий и их решение - характ черта диал мышления. Поскольку антин часто высказываются в форме противор высказываний, запрещаемых форм логикой, то в этом часто усматривают антагонизм диал и форм логики. Логика и диал действуют совместно. А как же логш противор? В проц познания они высту не как знание результат. (Бор и его принцип дополнительности- мы не вправе приписывать физ реальности ни волновые ни корпуск свойства). Антиномия -острая форма постановки проблемы, требующей своего решения. Такие лог противор есть двтигатеьная сила научного познания.

“все существенные идеи в науке родились в драмат конфликте междц реальностью и нашими попытками ее понять” - Эйнштейн. Диал противор в мысли - это не противор самому себе, не отсутствие логики, а взаимод противопол позиций, точек зрения, взглядов, понятий. Рекоменд формальной логики помогают понять реакльные противоречия. В диал речь идет о потиворечиях в самом объекте и об отражении этих противоречий в мышлении, где они сознат фиксируются и решаются.

Диал - не метод награмождения противор. Без соблюд правил форм логики диал превратилась бы в софстику.Дело диал - выявление и разреш противоречий Основные типы противоречий. Характер противор зависит от специфики противопол сторон и от условий в кот осуществляется их взаимод. И это взаимод есть отношение или несовместимых и враждебных или дополняющих и обогащ друг друга моментов и тендеций. Отсюда многообр противор. Различают внутренние и внешние, основные и неосновн, антагонистические и неантагонист противоречия.

Взаимод противопол сторон внутри даной системы (наприм внутри даного вида животных или организма) характеризует внутреннее противоречие, выраж состояние сист как опред целостности. Каждая сист сущ в рамках более сложных систем. Тогда очевидно, что внешнее противор являет собой взаимод противопол, относящихся к разным системам.(между организмом и средой, природой и обществом). Ясно, что понятия внешнего и внутр противоречия относительны. Именно внутр противор принадлежит решающ роль в развитии системы. Внешн противор могут послужить толчком, но прежде чем стать истинной силой развития оно должно перейти во внутр стр-ру объекта. (адаптация организма к вн среде (вн прот), должен выраб новое кач, кот вступает в внутр прот с исходными кач) Т.о. внешнее всегда действует через внутреннее

В ряду внутр прот вуделяются основные (главные) и неосновные противоречия. Основное - это сущностное противор: ононсвяз с глубинными, лежащиими в основании этой сист формами взаимод противоположностей, составл ее структуру. (общество- прот между производством и потреблением. Нужно производить чтобы жить, но произв порождает нов потребности).

Антагонистические противоречия - взаимод между непримиримо враждебными силами. Внутри эксплуататорских формаций, втч соврем империализма. Транснац корпорации - национ -госуд формой общества. Импер - развив страны. Война и мир.Неантагонист противоречия. Взаимод между соц группами, интересы кот совпадают.

Диалектич. противоположности - основные стороны, тенденции, силы предмета (явления, процесса) которые отражают внутр глубинную суть предметов (притяжение и отталк, жизнь и смерть). Тот или иной объект или процесс представляет собой не только взаимоотношения 2-х противоположностей, но и целостную систему с присущей ей гаммой взаимосвяз противоположностей. Наличие противопол. вытекает из дифференциальности - она способ и условие развития. Подвижное отношения между противоречиями есть диалог противоречий. Противоречия. 1 основные - содержащиеся в самой сущности предмета 2 неосновные - между взаимосвязанными явлениями 3 внутренние - взаимодействие прот. сторон данного предмета 4 внешние - отношения предмета с окружающей его средой 5 антагонистические - между классами, общ. группами с противоположными непримиримыми интересами 6 неантагонистические - между классами, общ. группами, кот не обладают по отношению друг к другу диаметрально противоположными интересами. Борьба противоположностей - противоречивое отношение между прот сторонами, тенденциями, взятое в движении. Этапы взаимодействия сторон целого: тождество - двойное существование –различие -противоположность-противоречие.

Эти этапы вызывают состояние гармонии, дисгармонии и конфликта противоположностей. Гармония - взаимоукрепление Дисгармония - расшатывание общих структур, развитие одной стороны за счет другой Конфликт - несовместимость прот. Относительный характер единства и абсолютный характер борьбы прот. проявляется в следующем: 1 если речь идет о единстве и борьбе прот., то имеется в виду только такие прот. , внутренне присущи данной конкретной системе. 2 противоположности не могут существовать друг без друга однако их единство условно, временно, приходяще, относительно. 3 борьба взаимоисключающих прот. абсолютна как абсолютно развитие, движение. Новое возникает в результате борьбы, а не единства прот. - это закон. 4 в процессе борьбы прот. могут превращаться друг в друга. Нет ни одного явления, кот не могло бы при известных условиях превратиться в свою прот. 5 борьба прот. и их единство обуславливают в опр. случаях возможность временного равнодействия прот., устойчивости предметов, равновесия сил.

Этот з. отвечает на вопрос, что является источником развития. Он утверждает, что источником развития является разрешение противоречий. Источники развития, таким образом, находятся в самих материальных системах, и эти системы называют саморазвивающимися. Эти противоречия носят объективный характер, они существуют не зависимо от человека. Противоречие действует во всех предмета постоянно - всеобщность закона. Есть противоречия между притяжением и отталкиванием, + и -, ассимиляцией и диссимиляцией, наследственностью и приспособлением, производительными силами и производственными отношениями. Этот закон характеризуется такими категориями: тождество, различие, противоположность, противоречие, единство и борьба. ТОЖДЕСТВО - категория характеризующая равенство одинаковость предмета с самим собой или между предметами. РАЗЛИЧИЕ - одна из форм проявления противоречий. ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ - противостоящие друг другу силы, стороны, тенденции развития (примеры: север - юг, "+" - "-"). ПРОТИВОРЕЧИЕ - отношение между двумя противоположностями. Для взаимодействия этого закона характерно 2 основных момента: единство и борьба. Противоположности, в отличии от различных вещей, всегда одновременно взаимно предполагают и взаимно отрицают. Им характерно одновременное предположение и отрицание. Противоречие - способ существования действительности. БОРЬБА - форма связи противоположностей в противоречии. Борьба - активный процесс взаимодействие в рамках единства. Единство противоположностей означает обоюдную их принадлежность к одной и той же сущности. Это их взаимное полагание. их взаимная не разделенность. Развитие по этому закону проходит ряд этапов: тождество, различия, они дают противоположность и противоречие которое проявляется в форме несоответствия, потом в форме несовместимости. Если вещи присуща противоположность, то эта вещь находится в противоречии с самой собой, и то же самое о вещи в мысли. В процессе существования и развития любого явления происходит раздвоение его на противоположные части.

Единство и противоположность вещи это единство того, что она есть и того, что она не есть, в каждый момент, ибо существовать можно только через отрицание своих форм. Разрешение противоречий носит объективный характер, можно закрыть глаза на разрешение противоречий, но устранить противоречие нельзя. Разрешение определенного противоречия никогда не может привести к состоянию свободы от противоположности. Противоречия есть всегда. Всякое единство противоречий относительно, а борьба абсолютна. Т.к. этот закон носит всеобщий характер, то он распространяется на все: объективную реальность, природу, общество, мышление человека (субъективную реальность), сам на себя (т.к. это закон диалектической логики). Диалектические противоположности характеризуют так же логический принцип познания. Мыслить противоречиями - это и есть высшая стадия развития. Разум мыслит противоречиями, а рассудок на уровне домашнего обихода мыслит понятиями, или образами.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Согласно этому закону, качественная трансформация предмета происходит тогда и только тогда, когда изменение количественных характеристик этого предмета достигает определенного предела. Категория качества отражает определенное существование предмета, детерминирующую его отличия от всех других предметов и вместе с тем образующая его целостность. Количество – эта категория отражает определенность существование предмета, детерминирующую его сходство, тождество, со всеми другими предметами. Качество и количество являясь сторонами определенности предмета, образуют единство, которая выражается категорией меры, т.е. количество всегда качественно и наоборот. Количественные изменения предмета влечет за собой качественные, т.е. данный предмет приобретает новые и утрачивает какие либо свойства. Происходит скачок – прорыв непрерывности движения данного предмета. Например: в настоящее время в своем развитии переживают изменения (скачок) – переход от индустриального общества к информационному, который вызван резким увеличением потоком информации производимым и потребляемым чел. (кол-ые изменения). В данном случае качественно меняются социальные параметры человеческого бытия, биологические – лишь количественно.

Этот закон показывает, как, каким путем возникает новое. Благодаря своей качественной определенности, каждая из форм движения материи обладает особенностями, позволяющими отличать их от других форм движения; любая конкретная наука имеет признаки, отличающие ее от других наук; любой химический элемент имеет признаки, отличающие его от других элементов, В то же время меж­ду элементами существует сходство (общность структуры атомов, наличие в ядрах элементарных частиц и др.). Различают природные качества, присущие физическим, химическим, биологическим предметам и явлениям, а также социальные, которые могут быть материальными и духовными (экономические, моральные, эстетические и др.). Всегда важно выделить высшее качество, присущее объекту, так как без этого не может быть раскрыта его подлинная сущность. Например, человека можно рассматривать и как биологическое и как социальное существо. Однако сущность человека определяется не его биологической природой, а его социальной ролью. Можно говорить о качественных изменениях как самой вещи (переход в новое качество), так и ее состояния. Вещь, явление, процесс в ходе диалектического развития и вступления в новые связи могут не только терять свои качества, но и приобретать новые

Различие внутри одного качества есть различие количественное. Количество есть всегда количество определенного качества. Диалектическое понимание категорий качества и количества не только имеет теоретико-познавательное значение, но и может выступать как руководство для практического решения задач. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества, состоящую в том, что количественные различия внутри данного качества не могут превысить определенных границ. В отдельных случаях этот интервал не имеет строгих, точных границ. Это заметили еще древние. Особо важное методологическое значение имеет диалектическое представление о мере при познании исторического развития человечества. Экономисты знают, что не всякая произвольная сумма денег или величина стоимости может быть превращена в капитал, что, напротив, предпосылкой такого превращения является определенный минимум денег или меновых стоимостей в руках отдельного владельца денег или товаров. Этот факт подтверждает закон перехода количественных, изменений в качественные. Категории качества, количества, меры выступают не только как определенные характеристики предметов, явлений, процессов, но и как логические формы познания мира. Закон перехода количества в качество и обратно. Качественные изменения могут происходить лишь путем количественного убавления или увеличения материи или движения. Это закон. Накопление кол-венных изменений в предмете, объекте приводит к скачкообразному качественному изменению, а возникшие новые качества оказывают в свою очередь обратное воздействие на протекание соответствующих количественных изменений. Закон перехода количественных изменений в качественные характеризует процесс развития с его внутренней стороны, показывает, каким образом происходит изменение и его механизм. Процесс перехода количественных изменений в качественные служит одним из проявлений диалектического единства непрерывности и прерывности в развитии, которое происходит скачкообразно. Скачок — это момент, форма, способ перехода одного качества в другое, это нарушение, прерывание постепенности, непрерывности количественных изменений. Любой скачок характеризует переходный момент в развитии. В своей природе он всегда противоречив, ибо сви­детельствует и о зарождении нового, и о сопротивлении старого. Существует множество конкретных скачков, характер которых зависит от условий развития предметов и явлений. При всем многообразии скачков их можно классифицировать, например, по времени и интенсивности протекания. Есть скачки, которые совершаются быстро и резко. Время их протекания значительно меньше времени подготовки. Качество изменяется быстро. Такие скачки называют взрывом, революцией, катастрофой, крутой ломкой и т. д. В процессе изучения скачкообразного характера развития, перехода количественных изменений в качественные и наоборот, важно понимание таких терминов, как эволюция, революция, реформа.

Содержание действия этого закона раскрывается через категории: количество, качество, свойство, мера, скачок. Качество есть обнаружение определенности объекта (процесса), выражающее совокупность его признаков. Качество выражает то общее, что характерно для класса однородных объектов или процессов. Кач. предметов обнаруживается через их свойства - стороны, грани предмета проявляющиеся в его способности опред. образом взаимодействовать с др. предметами. Свойство есть проявление качества Св-ва: 1 актуальные (реализованные) 2 потенциальные - выявляются при взаимодействии предмета с другими.

Кол. характеризует темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития либо интенсивность свойств объектов или процессов. Оно измеримо либо вычислимо средствами математического знания. В процессе развития колич изменения на известной ступени переходят в качественные различия, а новые качества порождают новые возможности и интервалы колич. изменений. Данный закон Д. носит всеобщий характер. (кол атомов определяют свойства).

Качеств. преобразование выступает как переход от одного устойчивого состояния системы к другому. Между старым и новым качеством находится переходное состояние. Оно представляет собой нечто специфически единое, системное по отношению к обоим смыкающимся поясам. Одновременно оно неустойчиво Итог: 1 экспансия нового 2 синтез нового и старого Переход от старого к новому обозначает категория "скачок" - переход колич изменений в качественные или из одного кач состояния в другое. (образование звезд, жизни на Земле) Скачки подразделяются: по масштабу кач. изменений: внутрисистемные -межсистемные в зависимости от направленности изменений - прогрессивные (возникновение более высокого качества) - регрессивные по характеру протекания - спонтанные (развертывание внутри противоположных вещей) - индуцированные - результат внешних противоположностей, воздействия случайных факторов Понятие скачка относительно. Меньшие скачки по отношению к масштабным выступают как их колич. подготовка.

Существует ли качество вообще и, если да то объективно или субъективно? Сами по себе качество и количество не существуют как абстракция, отдельно от вещей. По этому закон не называется "Закон перехода количества в качество", а ЗАКОН КОЛИЧЕСТВЕЕНО КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ. Количество и качество существуют в вещах и существуют объективно не зависимо от моего сознания. Качество стола не в том, что он квадратный или деревянный, а в том, чем он служит. Свойств у предмета много, а качество - одно. Существует не качество, а вещи обладающие свойством. КОЛИЧЕСТВО - категория, которая фиксирует прерывность, дискретность, целостность, качественность, степень развития, степень зрелости. Количество и качество находятся в тесном единстве друг с другом. Они не просто различны, они противоположны по своим свойствам. Эта противоположность выражается в том, что качественные изменения затрагивают свою систему - выход за рамки своего бытия. Количественные изменения происходят в рамках этого материального объекта. Качественные изменения происходят резко, количественные - постепенно. Качество более постоянно. Количество - то же самое качество, но с точки зрения формы его проявления. Количество это момент качества. Качественные изменения в одном отношении буду выступать как качественные, в другом - как количественные. Взаимные переходы количества и качества проявляются в деньгах, где лучшее качество денег - их количество. Количество вещи так же объективно, как и качество. Взаимосвязь количества и качества проявляется в понятии МЕРЫ. Постоянно происходят количественные изменения, и в определенном интервале они не влекут возможных качественных преобразований. Понятие меры отражает границы, амплитуду количественных изменений, где качество сохраняется. Рамки, выход за которые вызывает качественные изменения называется границами меры. Если количественные изменения переходят в качественные начально, а потом делается наоборот, то кто зафиксирует это "потом"? В диалектике все это происходит одновременно. ПЕРЕХОД - взаимодействие количества и качества. Где есть взаимодействие бессмысленно говорить о первичности чего-то, что во что в начале переходит. У Гегеля переход был количество в качество, а качество в меру. Переходили сами понятия и понятия рождали мир. А Маркс показал, что это законы не мирового духа, а законы объективной реальности + человеческого познания. Качество изменяется скачками, при всем разнообразии скачков их можно подразделить на 2 типа: когда качество изменяется резко взрывом, а второй когда качество меняется постепенно. СКАЧЕК - перерыв постепенности в развитии, единство бытия и не бытия, ситуация, когда система уже не та, но еще и не эта. Итак данный закон позволяет раскрыть механизм развития.

Закон отрицания отрицания определяет направленность и преемственность в процессе развития: куда, в каком направлении происходит развитие, каковы его основные фазы и их взаимосвязь. Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последний. Категория отрицания выражает процесс превращения исходного состояния (фазы) предмета в свою противоположность, т.е. в последующее состояние (фазу). Отрицание отрицания, как категория диалектики отображает процесс перехода полученной (второй) противоположности, т.е. отрицания исходной фазы предмета теперь уже в свою противоположность. Категория снятия – есть разрешения противоречия, образуемого единством и борьбой исходного состояния и его состояния путем перехода в третье состояния, синтезирующее в себе необходимые и существенные стороны первых двух, но уже с другими внутренними противоречиями и законами. Повторяемость и преемственность, будучи необходимыми атрибутами процесса развития, детерминируют в спиралевидную форму его реализации. Особенность закона О-О выражает образ спирали, причем с каждым новым витком спирали процесс развития ускоряется.

Этот закон диалектики органически связан с двумя ранее рассмотренными. Его сущность можно выразить так: всякая конечная система, развиваясь на основе единства и борьбы противоположностей, проходит ряд внутренне связанных этапов. Эти этапы выражают неодолимость нового и спиралевидный характер развития, который проявляется в известном повторении на высшей ступени развития некоторых черт исходной стадии общего цикла. Различают три вида отрицания: формально-логическое, метафизическое и диалектическое. Материалистическую диалектику интересуют прежде всего и главным образом такие отрицания, которые служат условием и моментом развития. В этой связи несосто­ятельным является метафизическое понимание отрицания. В рамках метафизики отрицание представляет собой полное, абсолютное уничтожение того, что существует или существовало (смена эпох теорий и т. д.). Гносеологические корни такого понимания отрицания кроются в непризнании наличия внутренних противоречий у предметов. Причины их развития или не рассматриваются, или сводятся к действию внешних сил. Основным содержанием диалектического отрицания являются два момента: уничтожение, отмирание старого, отжившего и в то же время сохранение положительного, способного к развитию, зарождающегося нового. Главной причиной отрицания служит возникновение, развитие и разрешение противоречия. Ни в одной области не может происходить развития, не отрицающего своих прежних форм существования. Возникновение философских школ, смена формаций, создание новых научных теорий — все это свидетельства диалектического отрицания. Характерные его признаки - объективность, имманентность (самоотрицание), абсолютность, конкретность (в смысле определенности способа отрицания и в смысле единства противоположностей — уничтожения и сохранения), результативность — должно возникнуть что-то новое. Таким образом, диалектическое отрицание выступает как выражение связи нового со старым, преемственности в развитии. Во всяком диалектическом отрицании объединены такие действия, как уничтожение старой формы, переделка содержания с сохранением и развитием всего жизнеспособного в нем, переход на высшую ступень развития. Отрицание отрицания прежде всего предполагает: а) повторяемость в процессе развития; б) возврат к исходному положению, но на новой, более высокой ступени; в) относительную завершенность конкретных циклов развития; г) несводимость развития к движению по кругу. В этом сущность рассматриваемого закона. Если первое качество отрицается вторым, а второе — третьим, то, следовательно, у первого и третьего должно быть нечто общее, что существенно отличало бы его от среднего. Этот процесс Гегель и назвал отрицанием отрицания. Внутренний механизм процесса диалектического отри­цания включает следующие компоненты: две стороны антагонизма — положительную и отрицательную; нарастание отрицательной противоположности; преобладание отрицательной тенденции над положительной; отрицание старого новым, возникновение нового качества. Когда новое только что родилось, старое в течение некоторого времени еще остается, ибо последнее сильнее его. Это всегда бывает и в природе, и в общественной жизни. Спиралевидность развития предполагает цикличность. Развитие как бы повторяет пройденные уже ступени, но повторяет их иначе, на более высокой ступени, в иных ус­ловиях и среде. Поступательное движение не тождественно движению по прямой. Закон отрицания отрицания имеет всеобщий характер. Он действует в природе, обществе и мышлении. Правда, его проявление везде своеобразно. Из интегрального харак­тера этого закона вытекает важное методологическое требование: необходимо осуществлять комплексный подход к явлениям развивающейся действительности, рассматривать системы и структуры в их генетическом развитии.

Внутр. противоречивость явлений предполагает скачкообразный переход от одного кач. к другому, что со стороны взаимоотношения старого и нового выступает процессом отрицания. Превращение вещи в нечто существенно иное (отрицание) осуществляется не только вследствие свойственных ей внутр., но и внешних противоречий. Внешнее возд-е на предмет может привести к гибели этого предмета, что однако не означает остановки развития. В обществе не всякое отрицание - диалектическое, существует метафизическое. Метафизичность отрицания проявляется при абсолютизации одной из сторон противоречия (создание соц-ма) Особенности диалектич отрицания передает категория "снятие" В целом, противоположность Д. и метафизич. понимания отрицания закл. в след. : 1 природа отрицания с точки зрения Д. - внутреннее отрицание (самоотрицание) с признанием внешних факторов отрицания. метафизика - лишь внеш. отрицание 2 роль отрицания Д - момент связи и развития М - уничтожение вообще 3 характер связи нового и старого Д - преемственность, переход от низшей к высшей ступени М - игнорирование преемственности, соотношение старого и нового по принципу "или-или" Диалектическое отрицание вкл. в себя триединый процесс: 1. деструкции (разрушение, преодоление) прежнего 2. кумуляции (его частичного сохр.) 3. конструкции (создания нового). Механизм действия закона: 1 2 стороны объекта, находящиеся на стадии относительного тождества 2 переход в двойственное существование 3 нарастание различия, переходящего в противоположность 4 противоречие, приводящее к явному преобладанию одной стороны над другой 5 отрицание старого новым, возникновение нового качества Отрицание отрицания предполагает: 1 повторяемость в процессе развития 2 возврат к исходному положению, но на новой более высокой ступени 3 относит. завершенность конкретных циклов развития 4 несводимость развития к движению по кругу Если первое качество отрицается вторым, а 2 - 3-им, то следовательно, у 1 и 3 должно быть нечто общее, что существенно отличало бы его от среднего. Это процесс Гегель назвал отрицанием отрицания.

Отвечает на вопрос НАПРАВЛЕННОСТИ РАЗВИТИЯ. Закон отрицания отрицаний включает в себя ряд отрицаний. И диалектическое отрицание отличается от обыденного отрицания.

Методологическое значение в познании

Законы и категории имеют значения: 1. мировоззренческое, т. е. отражают объективный мир и человека в нем, раскрывают его сущность. 2. гносеологическое - выступают как ступени познания 3. логическое - как формы мышления, в которых раскрываются законы мира. 4. методологическое - т. е. законы и категории - необходимое условие для дальнейшего познания и преобразования мира, для совершенствования чел в мире. 5. ценностное - определяют дух-практическую ценность мира и его фрагментов для человека.

Познание - общественно - исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.

Философские методы– характеризуют чел-ое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности чел-ка. Объективная основа – общефилософские закономерности понимания окружающего мира, самого чел-ка, его мышления, процесса познания и преобразования мира чел-м (даилектический, метафизический и тд,). Фил методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не опр-т оконч рез-т познания прямо и непосредственно.

Методол-ая функция д-ки - разработка на основе всеобщих объективных законов действительности системы универсальных регулятивных принципов, норм, предписаний, направляющих познавательную и практическую деят-сть людей. Методологический потенциал этих принципов состоит в том, что они отражают всеобщие законы реального мира под углом зрения того, как человек должен поступать, чтобы достигнуть новых результатов в познании и практике.

Диалектико-материалистическая методология. Объективную основу диалектического метода составляют наиболее общие законы развития материального мира. Этот метод не подменяет методы других наук, а является их общей философской основой и выступает в качестве орудия познания во всех областях. Основные принципы:

Объективность – принцип, основанный на признании действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах.

А) исходить из чувственно-предметной деят-ти (практики) во всем ее объеме и развитии

Б) осознавать и реализовать активную роль субъекта познания и действия

В) исходить из фактов в их совокупности уметь выражать логику вещей в логике понятий

Г) выявить внутреннее единство (субстанцию) предмета как глубинную основу всех его формообразований

Д) умело выбирать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовывать ее

Е) рассмотреть предмет в соответствующем социокультурном контексте, в рамках определенных мировоззренческих ориентаций

Ж) подходить ко всем процессам и явлениям конструктивно- критически и действовать в соответствии с логикой данного предмета.

Всесторонность (д. пр-п познания, выражающий всеобщую связь всех явлений действит-ти) включает следующие требования:

А) вычленение предмета исследованияи проведение его границ

Б) изучение в чистом виде каждой из сторон предмета

В) его целостное многоаспектное рассмотрение

Г) осуществлдение познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон

Д) вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства.

Конкретность (ф. категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) и ли как мыслительно-конкретное (на теоретическом этапе).

А)_ требование «вывести» данное явление из его субстанционального признака и воспроизвести его как диалектически расчлененное целое

Б) проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях.

В) учесть многообразные условия места, времени, и др обст-ва, изменяющие бытие этого предмета

Г) выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного

Д) рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является.

Историзм (ф-й пр-п, являющийся методологическим выражением саморазвития действ-ти в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов) как прошлое, настоящее и будущее. Требования:

А) изучение настоящего, современного состояния предмета исследования

Б) реконструкция прошлого – рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этаповего исторического движения

В) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета

Пр-п противоречия (д. пр-п, имеющий основой реальные противоречия вещей и сводящийся к сл. Требованиям:

А) Выявление предметного противоречия

Б) Всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия

В) исследование другой противоположности

Г) рассмотрение предмета как единства (синтеза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них

Д) прослеживание этапов развития данного противоречия

Е) анализ механизма разрешения противоречия как процесса и результат его развертывания и обострения

Ж) определения места противоречия в системе др

Наши рекомендации